Смекни!
smekni.com

Благотворительность в Курганской области: история и современное состояние (стр. 26 из 39)

Второй поток беженцев и переселенцев внутри страны возник в 1917 г. в связи с событиями на фронте и продовольственным кризисом в стране. Это послужило поводом для создания Комитета ея Императорского высочества Великой княжны Татьяны Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных действий. Распоряжением начальника Тобольской губернии предписывалось волостным старшинам организовать участие в благотворительном сборе «Ковш зерна нового урожая» в пользу этого комитета. Особенности оказания помощи беженцам в 1917 г. по сравнению с 1915 г.: наличие государственного централизованного руководства в виде исполнительного бюро из 18 человек, вручение исполнительных функций земству и городским союзам, на местах дело помощи беженцам обслуживалось местными земско-городскими комитетами. Традиционными остались обращения власти к народу за помощью. Так, например, 48-е очередное Шадринское уездное земское собрание от 10.01.1918 г. предлагало обратиться к населению уезда, указав в обращении те способы, которыми можно было бы прийти на помощь. Кроме постоянно действующих комиссий и комитетов иногда возникали временные − для сбора средств к конкретному событию. Например, зауральцы откликнулись на призыв Комиссии по сбору пожертвований на подарки и икону 15-му Курганскому стрелковому полку, находившемуся на фронте, ко дню полкового праздника 29 января. 4 апреля 1916 г. со станции Шадринск отправлено в штаб Тифлисского военного округа 56 мест пасхальных подарков для Кавказской действующей армии, в состав которой входили 293-я и 579-я пермские пешие дружины. «Население уезда, являя своим даром сердечную связь тыла со славными защитниками Родины» [18], собрало одежду, предметы первой необходимости, кисеты с табаком, продукты и т.п. От начальника снабжения Кавказской армии 3 июля 1916 г. пришло уведомление, в котором он «имел честь сообщить, что щедрый дар от шадринского комитета Всероссийского земского союза в количестве 18 ящиков пасхальных подарков передан 293 и 579 пермским дружинам». Военнослужащие просили передать «жертвователям глубокую благодарность за внимание и заботы о наших доблестных воинах, особенно для них ценных среди тяжких лишений боевой жизни» [18].

В начале ХХ в. в критических условиях военного времени учащиеся Шадринска находили время и силы для совершения добрых дел. Например, в июле-августе 1915 г. при Шадринской почте действовала дружина из 25 студентов и курсисток. Добровольцы, дежуря по три человека, помогали крестьянам писать адреса на посылках и переводах. За день они обслуживали до 100 человек. Учащиеся средних учебных заведений создали дружину из 19 человек для помощи сельским хозяйствам призванных на войну мужчин. Работали они бесплатно. Невозможно представить без активного участия молодежи проведение множества шадринских мероприятий, в том числе и благотворительных: постановок спектаклей, лотерей, кружечных сборов, народных чтений, помощи раненым. В базарный день июня 1917 г. на площади с. Песчаного священником Михайловским был отслужен благодарственный молебен. О. Михайловским было сказано слово о бедствии войны, разорении России и необходимости помощи Родине, кто чем может. Главным образом было говорено о Займе Свободы. С 10 по 15 июля поступило: колец золотых 4 шт., серебряных – 60 шт., серег золотых 3 пары, серебряных – 15 пар, 2 Георгиевских серебряных креста, 2 серебряных медали, 6 серебряных стаканчиков, 1 портсигар серебряный, 1 браслет серебряный, 4 нательных серебряных креста с цепочками, 1 брелок, 1 чайная ложка и деньги (400 руб.). Песчанское сельское общество пожертвовало хлебом 1000 пудов, Заозерское − 1000 пудов и Овчинниковское – 250 пудов.

«15 июля 1917 г. в Песчанской школе был детский спектакль. Поставлено было «Веселые дни», в игре участвовали 16 человек детей от 10 до14-летнего возраста. Спектакль сошел на славу, чистой прибыли осталось 50 рублей, которые поступили так же на нужды войны» [21].

Смена власти в октябре 1917 г. не изменила в лучшую сторону материальное положение российской армии, и Советские органы обратились к народу.

«Граждане и гражданки!

Война свирепствует уже более трех лет. Каждый день калечит и убивает людей. […]. В настоящее время в г. Шадринске организован отдел Пермского Союза увечных и больных воинов, в который каждый день записываются членами десятки военноувечных. […]

У отдела совершенно нет средств для того, чтобы начать в полном объеме работу, и мы назначаем 25 и 26 ноября 1917 г. сбор пожертвований для оказания трудовой поддержки военноувечным. Сбор будет производиться: кружками, подписными листами в церквах города и уезда.

Надеясь на отзывчивость граждан,

остаемся с товарищеским приветом:

Правление отдела Пермского Союза увечных воинов» [20].

С июня 1918 г. по 4.08.1919 г. г. Шадринск находился под властью белогвардейцев и белочехов. В это время развернула свою деятельность Комиссия по сбору пожертвований на нужды Временного Сибирского правительства.

Проводились кружечные сборы по решениям Советов прихожан шадринских церквей. Церковно-приходские попечительства вносили разные суммы: Мехонское кредитное товарищество – 1500 руб., Шадринское соборное попечительство – 8964 руб. и др. В городском саду было устроено гулянье 15 июня 1919 г. с лотереей-аллегри на сумму 30 тыс. руб.

Поток бывших военнопленных, следующих в свои населенные пункты, требовал огромного внимания: обеспечения транспортом, продовольствием, медицинской помощью и пр. Циркуляр Министерства внутренних дел Временного правительства № 1352 от 22.12.1918 г. гласил: «Сознание нашего общего долга перед людьми, пережившими страдания, и соображения о поддержании общественного порядка заставляют принимать меры по созданию условий продвижения возвращающихся на родину. Одно какое-либо учреждение с такой задачей не справится, необходимы усилия всего населения» [6]. Предполагалось обратиться к населению с воззванием о сборе теплых вещей для военнопленных, что и было сделано.

Участие зауральцев в обеспечении военных подразделений не всегда было добровольным. Примером тому служат приказы Колчаковского контрреволюционного правительства по г. Кургану, изданные в мае-июне 1919 г., о реквизиции одеял, пледов у населения уезда для пошива из них шинелей для армии: «Мужское население, состоящее на государственной или частной службе, обязано поставить: получающие содержание в месяц от 1001 руб. до 1500 руб. – одно одеяло, от 1500 руб. до 2000 руб. – два одеяла, от 2000 руб. и выше – три одеяла. Домовладельцы и владельцы торговых и промышленных предприятий тоже сдают одеяла, за основание берется доходность предприятия. Лица, уклонившиеся от сдачи, подлежат штрафу» [7].

«Обращение управляющего Курганским уездом Алексеева М.В. к сельскому населению уезда о добровольной сдаче белья и продовольствия для Белой армии 16 мая 1919 г.

Граждане-сельчане! Наша возродившаяся, доблестная армия, сражающаяся за освобождение Родины от ненавистного нам ига большевизма, несущего разбой и смерть, испытывает крайнюю нужду в белье, а население исстрадавшихся губерний, ныне освобожденных, такую же нужду – в продовольствии.

Неужели мы не придем им на помощь и своими добровольными деяниями не облегчим нужду: воинам – бельем, а голодавшему населению – продовольствием.

По приказу Верховного Правителя у городского населения уже произведена бесплатная реквизиция белья. Сельское же население, я глубоко убежден, не заставит ждать приказов и реквизиции, а, проникшись сознанием о необходимости помощи, само добровольно установит между собою бельевую и хлебную повинность. […] Обсудите, граждане-сельчане, мое предложение об установлении добровольной бельевой и хлебной поставки и осуществлением ее дайте первый достойный гражданский пример для граждан других губерний и уездов» [5].

Таким образом, в сложное военно-революционное время начала ХХ в. при частой смене власти, население, иногда вынужденно, иногда добровольно, не оставалось в стороне от помощи страждущим. Русский народ всегда был неравнодушен к страданиям земляков. Но сложная политическая ситуация не могла не повлиять отрицательно на деятельность общественных организаций и комитетов. К началу 20-х гг. ХХ в. большинство из них либо развалились сами, либо были запрещены властью. А богатые русские предприниматели, для которых меценатство было не только долгом, но и необходимостью, либо эмигрировали, либо погибли. XIX в., считавшийся пиком развития благотворительности, канул в лету.

Источники

1. ГАКО. Ф. 206. Оп. 1. Д. 1. Л. 11.

2. ГАКО. Ф. 206. Оп. 1. Д. 4. Л. 3-4.

3. ГАКО. Ф. 129. Оп. 1. Д. 561. Л. 51.

4. ГАКО. Ф. р-852. Оп. 1. Д. 272. Л. 37.

5. ГАКО. Ф. р-852. Оп.1. Д. 194. Л.4.

6. ГАКО. Ф. р-582. Оп. 1. Д. 51. Л. 21-22.

7. ГАКО. Ф. р-852 Оп. 1. Д.158. Л. 1.

8. ГАКО. Ф. 492-1. Д. 1365. Оп. 1. Л. 26, 197.

9. ГАТО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 547. Л. 1.

10. ГАШ. Ф. 877. Оп. 4. Д. 8-52

11. ГАШ. Ф. 647. Оп.1. Д. 154-168. Д. 170-176.

12. ГАШ. Ф. 1060. Оп. 1. Д. 595. Л. 97, 125, 142-143.

13. ГАШ. Ф. 599. Оп. 1. Д. 3. Л. 77. Д. 3. Л. 73-74.

14. ГАШ. Ф. 474. Оп. 1. Д. 61. Л. 75. Д. 70. Л. 165-166.

15. ГАШ. Ф. и-473-1 Оп. 1. Д. 1921. Л. 112.

16. ГАШ. Ф. 495. Оп. 1. Д. 1867. Л. 49.

17. ГАШ. Ф. и-474. Оп. 1. Д. 1920. Л. 92-93.

18. ГАШ. Ф. и-492. Оп. 1. Д. 2958. Л. 84, 121.

19. ГАШ. Ф. 475. Оп. 1. Д. 1021. Л. 2.

20. ГАШ. Ф. 473. Оп. 1. Д. 2054. Л. 137.

21. Исеть. – 1917. – 18.07.

22. Бажина, Н. Домой из плена к Рождеству [Текст] / Н. Бажина // Шадринский курьер. – 2000. – 06.01.

23. Гаев, И. Крах империи. К 90-летию Февральской революции [Текст] / И. Гаев // Исеть. – 2007. – 7-13.02; 14-20.02.

24. Иовлева, В. Дыхание войны. Шадринск : По страницам газеты «Исеть» о I Мировой войне [Текст] / В. Иовлева // Авангард. – 1993. – 23.06.