Смекни!
smekni.com

Благотворительность в Курганской области: история и современное состояние (стр. 27 из 39)

25. На помощь нашим воинам, их семьям и жертвам войны [Текст] // Календарь-справочник на 1916 год : Издание Шадринского земства. – Пермь : Электро-типография губернского земства, 1915. – С. 199-208.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Тест

Вопросы для обсуждения

Рекомендуемая дополнительная литература

Анализ практической значимости

Тест

1. С какими целями было открыто в г. Кургане в 1908 г. отделение Императорского Общества повсеместной помощи пострадавшим на войне и их семьям?

1.1. Материальная поддержка защитников Отечества и членов их семей.

1.2. «…укрепление в сознании народа, что как правительство, так и все русское общество озабочено обеспечением судьбы солдат, честно исполнивших свой долг и принесших свое здоровье и личное счастье при защите Родины».

1.3. Объединение семей пострадавших воинов в общественные организации и организация между ними взаимопомощи и взаимоподдержки.

2. Какие задачи ставил перед собой Всероссийский союз городов помощи больным и раненым-воинам?

1. Защита жертв войны − беженцев.

2. Налаживание внешнеполитических связей России.

3. Пропаганда военной доктрины России.

3. В пользу какого комитета или общества в волостях Курганского уезда проводился благотворительный сбор «Ковш зерна нового урожая»?

3.1. В пользу Сибирского общества для подачи помощи раненым воинам.

3.2. В пользу Общества покровительства освобожденным из мест заключения.

3.3. В пользу Комитета ея Императорского высочества Великой княжны Татьяны Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных действий.

4. Что послужило причиной создания при Шадринской почте в 1915 г. добровольной дружины из 25 студентов и курсисток?

4.1. Малограмотность крестьянского населения.

4.2. Нехватка работников в почтовом ведомстве.

4.3. Необходимость охраны Шадринской почты.

5. Кто был объектом благотворительности в Зауралье 1904-1918 гг.?

5.1. Беженцы.

5.2. Бывшие военнопленные.

5.3. Крестьяне.

5.4. Учащиеся гимназий и училищ.

5.5. Государство.

Вопросы для обсуждения

1. Почему ХХ в. не смог стать преемником традиций благотворительности XIX в.?

2. Какую роль играла общественная благотворительность в военно-революционное время начала ХХ в.?

3. Как влияла на развитие благотворительности в Зауралье в начале ХХ в. частая смена власти?


Рекомендуемая дополнительная литература

1. Горелов, В. 1905 г. в Зауралье [Текст] / В. Горелов // Блокнот агитатора. – 1980. − № 22. – С. 24-30.

2. Ершов, М.Ф. Война и учащаяся молодежь: Шадринск в 1914-1916 гг. [Текст] / М.Ф. Ершов // Наука и образование Зауралья. – 1999. − № 1-2. – С. 232-234.

3. Иовлева, В. Дыхание войны. Шадринск : По страницам газеты «Исеть» о I Мировой войне [Текст] / В. Иовлева // Авангард. – 1993. – 23.06.

4. Нувахов, Б.Ш. Общественно-благотворительное движение в период русско-японской войны (1904-05 гг.) [Текст] / Б.Ш. Нувахов // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. – 1995. − № 5. – С. 23-26.

5. Плющев, В.А. Перманентная революция (1917) : Документальное повествование. Т. 5 [Текст] / В.А. Плющев. – Курган : Зауралье, 2002. – 197 с.

6. Плющев, В.А. Японская война [Текст] / В.А. Плющев // Профсоюзы и время. – 1992. − № 10. – С. 4.

7. Пудовкин, С.И. Начало гражданской войны в Зауралье. По «Белым» мемуарам [Текст] / С.И. Пудовкин // Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. «VI Зыряновские чтения». Курган, 11-12 декабря 2008 г. – Курган : Изд-во Курганс. гос. ун-та, 2008. – 218 с.

Анализ практической значимости

Сформулируйте основные практические выводы по теме. Что из усвоенного материала Вы сможете применить в дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности?

Представьте себя на месте курсистки или студента начала ХХ в. Вы примите участие в организации благотворительного спектакля или в работе добровольной почтовой дружины? На чьи нужды согласитесь внести благотворительный взнос?

Тема 3.3 Отношение к благотворительности в молодой Советской республике

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 г. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. Большевики начали кампанию безжалостной критики «буржуазной филантропии», которая, по их мнению, лишь маскировала «эксплуататорскую сущность» российского предпринимательства. В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная деятельность пресекались. Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 г. Благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности».

Тем не менее, неспособность революционного российского правительства справиться с проблемами вынуждало его использовать проверенные способы привлечения средств населения. Отличительной особенностью советских методов был их декларативный характер. Пожертвования и безвозмездный труд из добровольного превратились в обязательный. Отказ от такой «вынужденной благотворительности» грозил репрессиями, а в некоторых случаях – смертью. В тех случаях, когда государство не могло убедить население в необходимости оказания безвозмездной помощи, оно прибегало к принудительным мерам, иногда очень жестким. Голод 1921-1922 гг. охватил огромную территорию. На основании Постановления Центральной комиссии по оказанию помощи голодающим при ВЦИК за № 165, опубликованного в «Известиях В.Ц.И.К.» от 29 июля 1921 г. в губерниях, признанных неблагополучными по неурожайности, сформированы губернские и уездные комиссии. В Курганском уезде создано 36 волостных комиссий помголода, 298 комиссий в селах и деревнях.

Курганская горуездная комиссия помощи голодающим при исполкоме Челябинской губернии в официально утвержденном положении зафиксировала свои основные задачи: агитация по оказанию помощи голодающим; устройство субботников и организация сверхурочных работ в помощь голодающим; организация общественных работ для населения голодающих районов; организация общественного питания общежитий и детских приютов; заготовка суррогатов питания для людей и скота; обсеменение полей; развитие огородничества. Осенью 1921 г. труженики края приняли участие во Всероссийской неделе помощи голодающим. Ее программа включала три субботника, сбор вещей и денег, постановку благотворительных спектаклей и многое другое. Коммунисты г. Кургана сдали в фонд помощи голодающим золотые (23 шт.) и серебряные (35 шт.) изделия. Для снабжения детских столовых каждый крестьянин должен был отчислить «определенное количество с пуда урожая, как бы этот урожай не был ничтожен» [5]. Чтобы помочь детям, вводили «денежное обложение всех без исключения граждан, участвующих в жизни города» [6]: все идущие или едущие по г. Кургану 29-31 декабря 1921 г. должны были внести пожертвования в пользу голодающих, т.е. заплатить определенный налог. В это же время была проведена специальная лотерея в пользу голодающих.

Все пожертвования, собранные продуктами и вещами, сдавались в многолавки или в особые склады Упродкомов (Уездных продовольственных комитетов) и Губпродкома (Губернского продовольственного комитета). Жертвователям выдавались особые квитанции с указанием – что, в каком количестве и когда сдано. Комиссии устанавливали контроль хода работ по приему и правильному использованию продуктов и вещей.

Но так как добровольных пожертвований явно не хватало, власть своим решением сделала «добровольность − обязанностью». 5-й Губернский съезд Советов в феврале 1922 г. установил «обязательные налоги в пользу голодающих на сельское население в местностях, не признанных голодающими» [7]. Для получения регулярной безвозмездной помощи ослабленные хозяйства прикреплялись к благополучным. Шадринский уездный комитет, не смотря на то, что г. Шадринск находился в полосе неурожайности и испытывал продовольственные трудности, объявил «Неделю помощи голодающим Поволжья». Было собрано с населения и отправлено в Повольжье три тыс. пудов продовольствия, 15 млн. руб. и несколько тыс. предметов первой необходимости. В конце 1921 г. для голодающей Башкирии было отправлено безвозмездно 8257 пудов продуктов. По заданию В.И. Ленина в начале 1922 г. для засева полей Поволжья было отгружено 76 пудов семенного овса, в Кустанайскую обл. – 12 тыс. пудов.

К лету 1922 г. в Шадринском уезде признано голодающими 11 волостей. Люди ели лебеду, кору березы, семена сорных трав. Екатеринбургский Губкомпомгол (Губернский комитет помощи голодающим) за неимением средств признал оказание помощи Шадринцам невозможным. Единственное, что было решено – это оставлять все сборы, поступления по Шадринскому уезду в распоряжении Уездного компомгола (уездного комитета помощи голодающим). Помощь извне была мизерной, необходимо было изыскивать средства своими силами. Исполком уездного Совета поддержал лозунг: «Десять сытых кормят одного голодающего», выдвинутый Центральной комиссией помощи голодающим. 12 мая 1922 г. было принято обязательное постановление Шадринского Уездного исполкома совета РККД, по которому все торговцы-промышленники, кустари, ремесленники города и уезда должны были сдавать до 25 числа каждого месяца 5 % отчислений с каждого рубля валового оборота в пользу голодающих. Проводились различные мероприятия. Так, в апреле 1922 г. во время «Недели просвещения» в Шадринском театре был поставлен спектакль, чистый сбор от которого отчислен в пользу комиссии Помгола. На счет комиссии поступали средства от частных лиц и учреждений в виде денег и драгоценных изделий. Во всех церквах города во время богослужений проводились кружечные сборы. Верующее население, церкви вынуждены были сдать церковные ценности в соответствии с решением Шадринской уездной комиссии по изъятию церковных ценностей.