Смекни!
smekni.com

Проблемы философии (стр. 5 из 18)

Чтобы понять, какой смысл вкладывали некоторые физики в слова "материя исчезла", нужно учесть следующее. Атомистическое мировоз­зрение утверждалось в естествознании долго и трудно25. При этом под атомом (в духе Демокрита) понималась абсолютно неделимая (не имею­шая частей) элементарная частица. Точка зрения, согласно которой материя состоит из атомов, которые рассматривались в качестве неко­ей "неизменной сущности вещей", к концу XIX века разделялась боль­шинством естествоиспытателей, в том числе и физиков. Поэтому откры­тия, свидетельствовавшие о сложности атомов (в частности, радиоак­тивности как их спонтанного распада), были истолкованы некоторыми учеными как "распад", "исчезновение" материи. На этой основе и де­лались выводы о крахе материализма и ориентированной на него науки.

В.И.Ленин показал, что в действительности здесь имело место не крушение материализма как такового, но крах лишь его конкретной, первоначальной формы. Ведь материя, понимаемая как некая неизменная сущность вещей - это материя без движения, категория материализма не-диалектического. В этой связи В.И.Ленин отмечал: "Признание ка­ких-либо неизменных элементов, "неизменной сущности вещей" и т.п. не есть материализм, а есть метафизический, т.е. антидиалектический

1.0

материализм"26. Материализм же диалектический рассматривает материю

24Там же. С. 272-273.

25 Если говорить о физике, то его основы заложил И.Ньютон. Большое значение имело здесь открытие Д.И.Менделеевым периодического за­кона и создание периодической системы элементов (1869 г.).

26Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 275-276.


.49

18

как материю движущуюся27 и поэтому "настаивает на приблизительном,

относительном характере всякого научного положения о строении мате­рии и свойствах ее"28. Соответственно этот тип материализма не свя­зан с конкретным содержанием физических представлений. Существенно для него лишь то, что движущаяся материя - это субстанциальная ос­нова действительности, отражаемая человеческим сознанием29. "Приз­нание теории,- подчеркивал В.И.Ленин,- снимком, приблизительной ко­пией с объективной реальности,- в этом и состоит материализм"30.

Поэтому обнаружение того, что строение материи является гораздо более сложным, чем это казалось ранее,- это отнюдь не свидетельство несостоятельности материализма. В.И.Ленин в связи с этим разъяснял: "<<Материя исчезает>> - это значит исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор... исчезают такие свойства материи, ко­торые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными... и которые теперь обнаруживаются как относительные, присущие только некоторым состояниям материи. Ибо единственное "свойство" материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания"31.

Диалектика процесса познания, отметим, была глубоко понята еще Гегелем. Он выработал, в частности, понятие относительной истины как истины ограниченной, т.е. являющейся истиной лишь в определен­ных пределах. Материалистическая диалектика развила эти идеи в уче­ние об объективной истине, понимая под ней процесс приближения зна­ния к действительности, в ходе которого осуществляется синтез того положительного, что имеется в отдельных относительных истинах. Объ­ективная истина - это единство последних, где они присутствуют в снятом виде, дополняя и ограничивая друг друга. Классическая меха-

1.0

ника, например, истинна, если она применяется к макрообъектам с не-

27 Движение в материалистической диалектике понимается как способ существования материи (подробнее об этом - в разделе 3.1).

28 См. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 276.

29 Ср. с подходом к этой проблеме А.Эйнштейна, Б.Подольского, Н.Ро­зена (см. сноску 10). Напомним, что еще Аристотель в полемике с идеализмом Платона выработал чрезвычайно важное различение объ­екта и предмета знания. Объект науки - это изучаемый ею фрагмент объективной реальности. Предмет науки - это отражение наиболее существенных сторон ее объекта в системе соответствующих поня­тий. См. Аристотель. Соч. Т. I. М., 1975. С. 325-326. (Объект геометрии, например,- это пространственные свойства материальных объектов, ее предмет - свойства и закономерности взаимоотношения "объектов" идеальных: точек, линий, углов...). См. также "Основы философских учений", ч.I (раздел 1.1).

30 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 281.

31Там же. С. 275.


.44

19 релятивистскими скоростями. Теоремы геометрии Эвклида верны, если речь идет о пространстве с нулевой кривизной. И современная физика включает классическую механику, но, что важно,- с указанием границ ее применимости. Современная геометрия таким же образом включает геометрию Эвклида. И так далее.

Анализ проблем, связанных с новыми открытиями в физике, как по-

казал В.И.Ленин,дает аргументы против материализма метафизического

и в пользу материализма диалектического. Но чтобы понять это, вооб­ще разобраться в существе проблем, порождаемых революционными изме­нениями в науке, необходимо владеть диалектико-материалистической методологией. "Отрицая неизменность известных до тех пор элементов и свойств материи,- отмечал В.И.Ленин,- они (физики, не знакомые с диалектикой - В.Т.) скатывались к отрицанию материи... Отрицаяаб­солютный характер важнейших и основных законов, они скатывались к отрицанию всякой объективной закономерности в природе, к объявлению закона природы простой условностью... Настаивая на приблизительном, относительном характере наших знаний, они скатывались к отрицанию независимого от познания объекта, приблизительно верно, относитель­но правильно отражаемого этим познанием"32.

Иначе говоря, одна из причин, породивших кризис физики - понима­ние некоторыми учеными относительной истины как только относитель­ной (это гносеологический релятивизм, зародившийся и во многом пре­одоленный еще в античной философии). Однако, что существенно важно, "в каждой научной истине, несмотря на ее относительность, есть эле­мент абсолютной истины"33. В.И.Ленин проанализировал еще ряд обсто­ятельств, способствовавших появлению "физического идеализма"34.

Немаловажную роль сыграла здесь сложность гносеологических проб­лем, связанных сматематизацией физики. В частности - усложнение (в сравнении с классической механикой)математического аппаратаэлект­родинамики.В результате физическая картина мира потеряла прежнюю наглядность, а связь физических теорийс опытом стала гораздо более опосредованной. К началу ХХ в., кроме того, теоретическая физика в ряде своих разделов стала физикой математической. Но математике, в силу присущей ей высокой степени абстрактности, свойственна гораздо большая независимость от опыта, чем это имеет место в большинстве других наук. Поэтому ряд ученых считал природу математики чисто ло-

1.0

гической, а ее предмет - произвольным творением ума математика. Се-

32 Там же. С. 277.

33 См. там же. С. 328.

34 См. там же. С. 324-332.


.44

20

годня уязвимость такой позиции достаточно очевидна35.

Заканчивая рассмотрение анализа В.И.Лениным кризиса физики, об­ратим внимание на следующее. Его положение о том, что "единственное "свойство" материи, с признанием которого связан философский мате­риализм, есть свойство быть объективной реальностью" иногда воспри­нимается как указание на то, что, согласно материалистической диа­лектике, материя обладает лишь указанным единственным свойством. Но это не так: речь здесь идет лишь о том, что единственное "свойство" материи, с непризнанием которого связан философский идеализм,- это объективность. Поэтому здесь уместно еще раз подчеркнуть недопусти­мость отождествления диалектико-материалистической категории "мате­рия" с естественнонаучными представлениями о ее строении и свойст­вах. Непонимание этого большинством ученых (стоявших в основном на позициях стихийного материализма) на рубеже XIX-XX веков и было од­ной из основных причин кризиса естествознания.

Эти вопросы хорошо изучены. Но и сегодня встречается повторение рассмотренных гносеологических ошибок. Так, И.Д.Рожанский, касаясь некоторых соображений Платона о строении материи, пишет: "Мы можем сказать, что здесь мы присутствуем при зарождении понятия материи, и именно поэтому высказывания Платона так осторожны и неопределен­ны. Но попытаемся спросить себя: далеко ли мы ушли от Платона в по­нимании материи? Мы в философском плане говорим, что материя - объ­ективная реальность, существующая независимо от нашего сознания36 и данная нам в наших ощущениях. Но что такое материя в физическом плане? В прошлом столетии физикам было гораздо проще ответить на этот вопрос... Теперь же, в XX в., когда физика оперирует такими понятиями, как виртуальные частицы, состояния с отрицательной энер­гией... понятие физической материи стало гораздо более неопределен­ным, и физики могут отнестись с невольной симпатией к словам Плато­на о том, что "обозначив ее как незримый, бесформенный и всевоспри­емлющий вид, чрезвычайно странным путем участвующий в мыслимом и до крайности неуловимый, мы не очень ошибемся" (Тимей, 51а-в)"37.