Смекни!
smekni.com

Проблемы философии (стр. 6 из 18)

Что касается первого из поставленных здесь вопросов, то на него нужно вполне определенно ответить: материалистическая диалектика в

1.0

понимании материи достаточно далеко ушла от Платона. Настолько, во

35 См. Макаренко Г.И., Терентьев В.В., Шишов В.С. Предмет и метод

математики (метод. указания). М., МИИТ, 1988.

36 Слова "существующая независимо от нашего сознания" - в данном случае лишние, повторяющие значение слова "объективная".

37 Рожанский И.Д. Платон и современная физика // Платон и его эпо­ха. М., 1979. С. 162-163.


.49

21 всяком случае, чтобы не говорить о том, что понятие физической "ма­терии" в XX веке "стало гораздо более неопределенным". "Материя" в физическом плане - это конкретная субстратная основа изучаемых фи­зикой взаимодействий, количественно и качественно определенная, об­ладающая атрибутом действия38. Для физика она "неуловима, незрима и бесформенна" лишь постольку, поскольку неизучена. Постановка вопро­са о всеобщей субстанциальной основе физического исследования с не­обходимостью выводит нас за рамки физики в область философии. Если же отождествлять философское понятие материи с естественноснаучными представлениями о ее строении и свойствах (да еще под углом зрения ограниченности этих представлений), то неизбежным итогом такой опе­рации действительно, как показал В.И.Ленин, является превращение материи в нечто незримое, бесформенное и до крайности неуловимое,- одним словом, "исчезновение материи". И, конечно, отнюдь не все фи­зики "могут отнестись с невольной симпатией к словам Платона"39...

Рассматривая проблемы, связанные с кризисом естествознания на рубеже XIX-XX вв., обратим внимание на то, что кризисные ситуации возникали в нем и раньше, заканчиваясь революционным переходом на новый, более глубокий уровень познания. Принципиальные трудности возникали всякий раз, когда наука, углубляя анализ сущности явле­ний, выявляла противоречие, объяснить которое существующая теория не могла. Необходимость его снятия и обуславливала интенсивную раз­работку новой теории, новой научной картины мира. (Диалектика, на­помним, рассматривает противоречие как источник развития).

Аристотель, например, полагал (и две тысячи лет так и считалось в науке), что движение с постоянной скоростью требует действия пос­тоянной силы. Эта точка зрения пришла в противоречие с материалом естествознания Нового времени, каковое и разрешила физика Ньютона. При этом было снято абсолютное противопоставление движения и покоя. Эта ситуация типична. Так, созданная А.Эйнштейном специальная тео­рия относительности сняла несовместимость (в классической механике) принципа относительности и принципа абсолютности скорости света.

Это важно выделить, поскольку кризис физики на рубеже XIX-XX вв. был связан, в частности, с открытием явления радиоактивности, кото-

1.0

рое казалось несовместимым с представлением об атомарном строении

38 Если уж говорить о материи "в физическом плане", то с ней, как уже отмечалось, ассоциируется "субстанция" досократовской фило­софии, но не категория материи диалектического материализма.

39 В философии Платона были сильные стороны, имеющие непреходящую ценность. Однако его учение о материи к ним не относится.


.49

22

материи. Сложилась очень непростая ситуация.

С одной стороны, было много материала как эмпирического, так и теоретического характера в пользу представления о неделимости ато­мов. Выделим одно из соображений, высказывавшихся Демокритом. Он указывал, что признание материи бесконечно делимой означает утверж­дение, что всякий материальный объект имеет части. Но, чтобы это были действительно разные части, они должны быть отделены друг от друга пустыми промежутками... Иначе говоря, если материя бесконечно делима, то в любой точке любого объекта мы обнаружим пустой проме­жуток. Материя, таким образом, исчезает. Это соображение повторил

С.Кларк (а по сути - Ньютон) в полемике с Г.Лейбницем. Важно пом­нить и то, что вне рамок допущения дискретности материи, движения, пространства и времени невозможно преодоление аргументов Зенона.

С другой стороны, открытие радиоактивного распада поставило под сомнение бесспорность эмпирических оснований понимания атомов как неделимых. (Но, обратим внимание, не поставило под сомнение взгляды Демокрита - просто выяснилось, что в качестве атомов рассматрива­лись частицы, таковыми не являющиеся). Что же касается теоретичес­ких сомнений в возможности существования демокритовских атомов, то они существовали еще со времен Платона. Дело в том, что абсолютно неделимые (бесструктурные) атомы не могут иметь размеров и формы и, соответственно, взаимодействовать между собой, образуя протяженное многообразие (вещь), так как они не могут ни соприкасаться частями (каковых у них нет), ни совпадать.

Таким образом, к началу XX в. в физике действительно сложилась очень непростая ситуация: с точки зрения имевшегося в ее распоряже­нии как эмпирического, так и теоретического материала материю нель­зя было признать ни бесконечно, ни конечно делимой... Не находя пу­тей разрешения этого противоречия, часть ученых и стала склоняться к пониманию радиоактивного распада атомов как распада материи, что, собственно, и привело к кризису естествознания. Владей его предста­вители диалектикой, революция в естествознании могла бы и не сопро­вождаться кризисом. Диалектика, отметим, в подобных ситуациях может служить весьма значимым методологическим ориентиром, ибо она "есть изучение противоречия в самой сущности предметов"40,- ею накоплен и обобщен громадный опыт анализа противоречий и путей их преодоления. А проблема соотношения дискретного и непрерывного в общем виде была

1.0

по существу разрешена еще Гегелем...

40 См. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 227.


.44

23

2.3. Диалектико-материалистическое учение о материи и современные естественнонаучные представления о ее строении и свойствах.

Главное здесь то, что философский подход к материи нельзя отож­дествлять с естественнонаучным, подменять один другим (это уже рас­смотрено выше). Но недопустимо и отрывать их друг от друга, тем бо­лее - противопоставлять. Дело в том, что философское понятие "мате­рия" выражает самое общее свойство материальных явлений - быть объ­ективной реальностью, обладающей атрибутом действия, тогда как ес­тественнонаучные представления о строении и свойствах материи свя­заны с рассмотрением конкретных сторон объектов. Поэтому соотноше­ние философского и естественнонаучного в понимании материи кратко можно охарактеризовать так: единство, взаимодополнение и взаимообо­гащение, ибоединичное и общее находятся в диалектическом единстве.

Ядро обсуждаемых проблем - учение о неисчерпаемости материи. Его существо, материалистически переосмысливая диалектику Гегеля, сфор­мулировал Ф.Энгельс: "Новая атомистика отличается от всех прежних тем, что она... не утверждает, что материя только дискретна, а при­знает, что дискретные части различных ступеней (атомы эфира, хими­ческие атомы, массы, небесные тела)41 являются различными узловыми точками, которые обуславливают различные качественные формы сущест­вования всеобщей материи..."42. Так решает диалектико-материалисти­ческая философия проблему строения материи. Это означает признание многокачественности и многокомпонентности как материи в целом, так и всякого материального объекта. Последнее выделял В.И.Ленин43.

В этой связи напомним (см. с. 8), что уже милетская школа пока­зала, что субстанция не может быть ни однокачественной, ни беска­чественной: в обоих случаях она, будучи лишенной внутренних разли­чий, оказывается однородной, неспособной к самодвижению, к порожде­нию каких бы то ни было относительно выделенных объектов. Таким об­разом, в качестве субстанциальной основы многообразия изменяющихся вещей материя должна быть многокачественной и многокомпонентной.

Поэтому при философском анализе современных естественнонаучных представлений о строении материи внимание прежде всего нужно обра­тить на вопрос о взаимосвязи вещества и поля. Нетрудно убедиться,

1.0

что последние находятся в диалектическом единстве.

41 Далее мы (в конце раздела 4) остановимся на структурныхуровнях организациидвижущейся материи.

42 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. II-е. Т. 20. С. 608-609.

43 "Разрушимость атома, неисчерпаемость его, изменчивость всех форм материи и ее движения всегда были опорой диалектического матери­ализма" - Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 298.


.44

24

Так, поле не существует без вещества, ибо всякое поле имеет ве­щественный источник. И вещество не существует без поля: отрицание этого неизбежно приводит к идее дальнодействия. Ее неприемлемость для науки хорошо понимал уже Ньютон (хотя и вынужден был ею пользо­ваться). "Предполагать,- отмечал он,- что... тело может действовать на другое на любом расстоянии в пустом пространстве, без посредства чего-либо передавая действие и силу,- это... такой абсурд, который немыслим ни для кого, умеющего достаточно разбираться в философских предметах"44. Если говорить о современной физике, то важно следую­щее: "В классической механике поле является лишь некоторым способом описания... взаимодействия частиц. В теории же относительности, благодаря конечности скорости распространения взаимодействий, поло­жение вещей существенным образом меняется. Силы, действующие в дан­ный момент на частицы, не определяются их расположением в данный момент. Изменение положения одной из частиц сказывается на других частицах лишь спустя некоторый промежуток времени. Это значит, что поле само по себе становится физической реальностью"45.