Смекни!
smekni.com

Философия в системе духовной культуры (стр. 13 из 18)

Методология – учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека; система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу той или иной науки.

Методы научного познания – совокупность приемов, правил, процедур, применяемых для получения достоверного знания. Проблема поиска истинного метода научного познания была поставлена еще в Новое время (XVII в.).

В современной научной методологии выделяют: 1) методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение); 2) общелогические методы и приемы исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование); 3) методы теоретического познания (абстрагирование, обобщение, идеализация, формализация).

Наблюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающееся на данные органов чувств, в ситуации "невмешательства" в изучаемые явления.

Эксперимент– активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных, контролируемых и управляемых условиях.

Измерение – нахождение числовых значений свойств объекта.

Описание– фиксирование результатов опыта.

Сравнение– выявление сходства или различие объектов.

Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные элементы и изучение каждой из полученных частей в отдельности.

Синтез– мысленное или реальное объединение частей в единое целое.

Индукция – движение мысли от частного к общему.

Дедукция– восхождение процесса познания от общего к частному.

Аналогия – логический прием перенесения некоторых признаков, присущих одному предмету, на другой, подобный первому.

Моделирование – метод исследования объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте, который представляет собой аналог оригинала; широко используется, благодаря кибернетики и созданию ЭВМ.

Формализация – отображение содержательного знания об объекте в знаково-символическом виде, при котором рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами).

Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих).

Обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предметов.

Идеализация – мыслительная процедура образования абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в действительности.

Формы научного знания

Факт– эмпирическая основа научного знания; особого рода предложение протокольного характера, фиксирующее эмпирическое знание.

Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано, но что нужно познать; знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблемы в науке обусловлены выдвижением гипотез, преодолевающих ограниченность существующих теорий.

Гипотеза – форма знания, содержащая предположение на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, нуждается в доказательстве.

Закон – форма знания, отображающая общие, повторяющиеся, устойчивые и необходимые связи между явлениями и процессами. Законы – это ключевые элементы научной теории. Для классической науки XVII-XIX вв. характерны динамические законы, отображающие объективную закономерность в форме однозначных (жестких) связей, не допускающих случайностей (жесткий детерминизм). Длянеклассической науки ХХ-ХХI вв. характерны статистические законы, которые отображают объективную закономерность в форме вероятных связей, не дают однозначных предсказаний "поведения" единичных объектов, однако оказываются единственно возможными при описании массовых явлений случайного характера (вероятностный детерминизм).

Теория – наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности определенной области действительности. Элементами научной теории являются исходные основания (фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы и т.п.); идеализированные объекты; язык теории; логика теории; законы и утверждения, выведенные из основоположений; философские установки, ценностные, социокультурные основания.

Концепции развития науки. Наука развивается в ходе истории человечества. Вопрос в том, "почему" и "как" она развивается.

Согласно концепции интернализма развитие науки определяется внутринаучные факторы (накопление знаний, любознательность ученых, гении и т.п.).

Согласно концепции экстернализмаразвитие науки определяется внешними, социально-экономическими факторами.

Согласно концепции кумулятивизма (лат. cumulatio – накопление) развитие науки идет путем постепенного, непрерывного накопления новых знаний.

Согласно концепции некумулятивизма развитие науки идет скачкообразно, катастрофически, т.к. имеют место научные революции.

Научные революции как особый вид фундаментальных новаций связаны с перестройкой основополагающих научных концепций. К существу научной революции относятся: создание новых методов исследования, новых теоретических концепций и новых исследовательских программ.

Современные теории научных революций разработали И. Лакатос и Т.Кун. И. Лакатос разработал концепцию научных революций как смены научно-исследовательских программ. Т. Кун разработал концепцию научных революций как смены парадигм – научных теорий, выступающих в качестве образца научного исследования на определенном этапе развития науки.

П. Фейерабенд выдвинул анархический принцип пролиферации идей– "размножения теорий", условием развития науки является стремление к максимальному разнообразию взаимоисключающих гипотез и теорий.

Тема 18. Человек и природа

Природа – 1) весь мир в многообразии его форм (в одном ряду с понятиями "материя", "универсум", "вселенная"); 2) все, что возникло естественным путем; совокупность естественных условий существования человеческого общества; 3) объект естествознания ("наук о природе").

В общем виде природа состоит из неживой и живой. Неживая природа представлена в виде вещества и поля, которые обладают энергией (элементарные частицы, атомы, химические элементы, макротела, небесные тела, звезды, галактика и Вселенная). Живая природа – совокупность организмов, которые делятся на пять царств (вирусы, бактерии, грибы, растения и животные), организованных в экосистемы, которые в совокупности составляют биосферу.

Биосфера – область существования и функционирования ныне живущих организмов, охватывающая нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, поверхность суши и верхние слои литосферы. Биосфера включает в себя совокупность всех существующих на Земле живых организмов и среду их обитания; в состав биосферы входят живое, биокосное и косное вещества. Учение о биосфере развито академиком В.И. Вернадским.

Теории возникновения жизни

Согласно наиболее ранней теории самопроизвольного (спонтанного) зарождения, жизнь возникает спонтанно, т.к. определенные "частицы" вещества содержат некое "активное начало", которое при подходящих условиях может создать живой организм (Древний Китай, Вавилон, Египт, Эмпедокл, Аристотель, Парацельс). В основе этой теории лежит учение гилозоизма (греч. hyle – материя и zoe – жизнь), признающее одушевленность всех тел в природе.

Согласно теории стационарного состояния,жизньЗемля никогда не возникала, а существовала вечно, она всегда способна поддерживать жизнь.

Согласно теории панспермии,жизнь была принесена на Землю с других планет, т.е. могла возникнуть в разное время в разных частях Вселенной.

Согласно теории биохимической эволюции, жизнь на Земле возникла в результате процессов, подчиняющихся химическим и физическим законам (А.И. Опарин, С. Миллер).

Изменения воззрений человека на природу.

В первобытном обществе доминировало мифологическое мировоззрение, в котором природа олицетворялась и обожествлялась.

В Античности природа понималась как совершенный космос, идеал гармонии, а человек как микрокосм, подобный макрокосму.

В Средневековье природа трактуется как творение Бога, который управляет всем, что происходит в материальном мире и в жизни человека и общества.

В Новое время природа понимается как бездушный механизм, существующий по неизменным законам; возникает идея господства человека над природой ("человек – господин природы"), которая понимается как поле приложения физических и интеллектуальных сил человека, как "кладовая" для удовлетворения потребностей человечества. Так, согласно марксизму, решающую роль в возникновении и развитии человечества играет труд – целесообразная деятельность человека по созданию благ, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

В Новейшее время в науку проникает идея эволюции природы (высказанная в учениях Ж. Ламарка и Ч. Дарвина); природа рассматривается как живая система, способная к самоорганизации, саморазвитию, творчеству (синергетика).