Смекни!
smekni.com

Философия в системе духовной культуры (стр. 7 из 18)

Аналитическая философия – важнейшее направление философии ХХ в. (начиная с 30-х гг.), характеризующееся строгостью аргументации, сводящее философию к анализу языка, науки, логики (Л. Витгенштейн, Г. Фреге, Дж. Мур, Б. Рассел и др.). Традиционно аналитическая философия ассоциируется с неопозитивизмом, одним из этапов философии позитивизма. Основные черты: лингвистический поворот – ориентация на анализ языка; логический атомизм – сведение реальности к совокупности научных высказываний; элиминация псевдопроблем – всего, что не поддается логическому пониманию.

Неокантианство – направление конца XIX –ХХ вв., пытавшееся осмыслить проблемы философии на основе обновленной интерпретации гносеологии Канта. Два направления: баденская школа, исследующая эстетические ценности (Виндельбанд, Риккерт) и марбургская школа, разрабатывающая вопросы теории познания, логики (Коген, Наторп, Кассирер, Гартман).

Феноменология (греч. рhainomenon – являющееся) – субъективно-идеалистическое направление в современной философии, основанное Э. Гуссерлем, рассматривающее сознание с точки зрения его смысловой данности. Целью феноменологии выступает непосредственное восприятие идеальных сущностей сознания (феноменов) при помощи интуиции и описание этих актов сознания, которые истинны "сами по себе".

ГуссерльЭ., основатель феноменологии как "строгой науки", разрабатывает проблему интенциальности сознания – направленности актов сознания на предмет: акцент переносится с что (бытия предмета) на его как (феномен, данность бытия предмета в сознании). Лозунг – "Назад к самим вещам!".

Прагматизм (греч. pragma – дело, действие) – учение, рассматривающее действие, целесообразную деятельность в качестве определяющего свойства человеческой сущности. Представители: Ч.Пирс (автор термина), У.Джемс, Дж. Мид, Дж.Дьюи (версия прагматизма – инструментализм) и др. Прагматизм считает, что философия должна спуститься с "небес на землю" и решать практические, жизненные проблемы человека. Истиной в прагматизме считается лишь такое знание, которое может успешно применяться на практике, способствует достижению успеха, пользы, блага для человека ("цель оправдывает средства"). Прагматизм трактует веру как готовность к действию важнейшим фактором достижения успеха.

Тема 9. Отечественная философия

Русская философия – это часть мировой философской культуры. Характерные черты: повышенное внимание к духовным и нравственным ценностям (дух, любовь, стыд, совесть и т.п.); утверждение идей абсолютной ценности человеческой личности, целостности, цельного и "живого" знания (единство разума, опыта, интуиции и веры), всеединства.

Древнерусская философия зарождается с момента крещения Руси (XI– XVII вв.) Характерные черты: тесная связь с христианизацией Руси и религиозным мировоззрением; воплощение идей через образы литературы, живописи, архитектуры (митрополит Илларион, Владимир Мономах, Филофей, патриарх Никон, протопоп Аввакум, Максим Грек, Андрей Рублев).

Илларион, киевский митрополит XI в., разрабатывает богословскую теорию, согласно которой русская земля включалась в мировой процесс творчества божественного "света" ("Слово о Законе и Благодати").

Владимир Мономах, древнерусский князь, изложил этический кодекс ("покаяние, слезы и милостыня"), который позволяет жить в согласии с Богом.

Филофей, монах XVI в., автор теории "Москва – третий Рим", в которой утверждалось, что высшим призванием светской власти является сохранение православного христианства как подлинно истинного учения.

Никон,патриарх, считавший, что церковная власть выше светской; власть патриарха подобна солнцу, а власть царя – луне. С целью повышения авторитета церкви Никон провел реформы, вызвавшие раскол в церкви.

Аввакум, протопоп, выступивший против реформ патриарха Никона; был осужден церковным собором за борьбу с церковью и 15 лет провел в тюрьме, написав "Житие" и др. сочинения; по царскому указу был заживо сожжен.

Русская философия XVIII века связана с процессом европеизации России, реформами Петра I. Характерные черты: заимствования из западноевропейской культуры эпохи Просвещения; философия становится светской, свободной от церкви (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, А.Д. Кантемир и др.).

Ломоносов М.В. закладывает основы материалистической традиции в русской философии: создает теорию "корпускулярной философии", формулирует закон сохранения материи и движения. Критикуя церковь, он стремится примирить естественнонаучное и теологическое объяснение мира, не отвергающее Бога-творца (позиция деизма).

Радищев А.Н., автор книги "Путешествие из Петербурга в Москву", в которой он обличает крепостничество и самодержавие в России и провозглашает идею человечности как стержня секуляризированной общественной мысли. Его философия проникнута пафосом гуманизма и свободы, стремлением к установлению "естественного" общественного устройства.

Русская философия XIX века связана со становлением самобытной философии России (Чаадаев, славянофильство, западничество, народничество).

Чаадаев П.Я, автор "Философических писем", положил начало самостоятельному философскому творчеству в России. Чаадаев утверждал коллективистскую сущность человека; считал, что определяющим фактором развития общества является Божественная воля, которая воплощается в христианстве. Чаадаев поставил вопрос об исторических судьбах России: с одной стороны он обличал Россию, прославляя Запад; с другой – оправдывал исключительность России, ее особую, "вселенскую миссию".

Славянофильство– течение в философской мысли России, возникшее в 40-50-е гг. XIX в., представители которого (Хомяков, Кириевский, Аксаков, Данилевский) обосновывали самобытность российского цивилизационного типа, противопоставляя его западному. Славянофилы идеализировали русские самобытные начала – православие, соборность (объединение людей силой любви в свободное и органичное единство), отсутствие классовых антагонизмов, организацию жизни на основе крестьянской поземельной общины, объединение людей на основе религиозных ценностей – любви и свободы.

Хомяков А.С., идейный лидер славянофилов, критикует влияние Запада на русскую жизнь; идеализирует коренные начала русской культуры – православие и общину; призывает к возрождению "Святой Руси" времен патриархальной жизни, к утверждению в жизни людей "общины" и "соборности" на основе свободы и любви в русской православной церкви.

Данилевский Н.Я., культуролог, идеолог панславизма, считал невозможной общую теорию общества, управляемого всеобщими законами; рассматривал историю как смену "культурно-исторических типов" (цивилизаций), развивающихся по собственным законам, проходит стадии становления, упадка и гибели. В работе "Россия и Европа" он утверждает, что на смену европейской идет восточнославянская цивилизация.

Леонтьев К.Н., создатель историософской концепции на основе натуралистического подхода: любое общество, подобно организму и подвержено триединому процессу от "первичной простоты" к "цветущей сложности" и далее к "вторичному смесительному упрощению" и гибели. Он критикует западноевропейскую культуру, ее демократию и индивидуализм; выступает против идеала равенства, т.к. оно чуждо природе; утверждает, что государство и аристократы имеют право на насилие, когда это необходимо.

Почвенники– продолжатели славянофильства в 60-70-е гг. XIX века, которые придерживались идеи "национальной почвы" как основы социального и духовного развития России (А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов, Ф.М. Достоевский). Всех почвенников объединял религиозный характер их мировоззрения.

Достоевский Ф.М., гуманист, экзистенциальный мыслитель, произведения которого проникнуты размышлениями над проблемой человека, его судьбой и смысле жизни. По его мнению, в человеке борются божественное и дьявольское начала; высшая сущность и ценность человека заключена в его свободе, которая есть путь к Богочеловеку, путь следования Богу – основе и гаранту красоты и нравственности в жизни ("красота спасет мир").

Толстой Л.Н., писатель, который в своих произведениях поднимает морально-нравственные вопросы, связанные с поиском человеком правды и смысла жизни. Веря в Бога, он критиковал церковные религиозные догмы за их противоречие разуму, и пытался создать новую религию на основе нравственных принципов любви, смирения и непротивления злу насилием.

Западничество – течение в философской мысли России, возникшее в 40-60-е гг. XIX в., представители которого считали, что Россия может и должна пройти тот же самый этап развития, что и Запад; западники критиковали церковь и тяготели к материализму. Среди западников были как либералы-реформаторы (П.В.Анненков, Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин), так и радикалы-революцио-неры (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский).

Герцен А.И., сторонник материализма, западничества и народничества, который применил диалектический метод к объяснению природы и мышления; разработал теорию "русского социализма", согласно которой революционная борьба крестьян неизбежно приведет Россию через крестьянскую общину к победе социализма, минуя капитализм.

Чернышевский Н.Г., представитель антропологического материализма, утверждал, что человек есть прежде всего природное существо, живущее в обществе; его сознание связано с биологической природой и физиологией. Как революционер-демократ он выражал интересы угнетенного крестьянства и рассматривал народные массы как главную движущую силу истории.