Смекни!
smekni.com

Философия в системе духовной культуры (стр. 15 из 18)

Культура становится предметом изучения в эпоху Просвещения, когда происходит противопоставление культуры и цивилизации (Ж.-Ж. Руссо).

Культура каждого народа уникальна и неповторима; с этим связана ценность различных культур. Современный этап в развитии культуры (XX-XXI вв.) характеризуется развитием глобальных коммуникационных технологий, что приводит к постмодернистскому пониманию культуры.

Трактовки культуры. Э.Кассирер полагает, что культура есть сфера символических форм (языка, мифа, религии, искусства и др.). Й. Хейзинга полагает принципом становления человеческой культуры игру. З. Фрейд обосновал репрессивный характер культуры по отношению к природе человека.

Функции культуры: креативная (творчества артефактов); познавательная, информационная (носитель социальной информации); аксиологическая (вырабатывает и транслирует ценности); коммуникативная (передает опыт поколениям); интегративная (объединяет людей); адаптивная (обеспечивает приспособление человека к миру), регулирующая.

Культурный универсализм – концепция, в основе которой лежит идея создания мировой культуры на основе универсальных, общечеловеческих ценностей (Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, И. Гете, В.С. Соловьев и др.).

Культурный релятивизм – концепция, в которой подчеркивается самобытность и уникальность различных культур и критически оценивается возможность создания мировой культуры (Монтень, И.Гердер, К. Леви-Строс, О. Шпенглер, А. Тойнби, Н.Я. Данилевский, Л. Гумилев и др.).

О. Шпенглер трактовал культуру как "организм с душой", который обособлен от других "организмов"; он выделяет в развитии культуры этапы ранней мифосимволической, метафизико-религиозной и поздней, переходящей в цивилизацию. Согласно А.Тойнби, Реальность ставит перед культурами задачи самоосуществления ("вызов"), на который надо дать верный "ответ".

Типология культур

Субкультура – система норм и ценностей, отличающих некую социальную группу от большинства общества; культура отдельных групп, отличающихся особенностями речи, манерой поведения и стилем в одежде.

Массовая культура – вид культуры, которая предлагает индивиду набор стереотипных моделей поведения и ценностных предпочтений. Масса – объединение индивидов по несущественным признакам, которое характеризуется размытостью границ и неопределенностью состава. Х. Ортега-и-Гассет проводит деление общества на "избранное меньшинство" и "массы". Ф.Ницше заявлял, что народ – "бесформенный материал, который нуждается в резчике". В современном, постиндустриальном обществе масса формируется с помощью коммуникативных технологий.

Элитарная культура – вид культуры, противоположный массовой культуре, характеризующийся производством культурных ценностей, доступных в основном узкому кругу людей (элите).

Поп-культура– типичное образование глобального коммуникационного поля современного общества, характеризуемое поверхностно-нигилистическим отношением к классическому искусству и мировому культурному наследию.

Маргинальная культура – культура индивидов, не интегрированных полностью ни в одну культурную систему, находящихся на границе двух или нескольких культур и не идентифицируемых полностью ни с одной из них.

Феномены культурной жизни

Ценность – положительная значимость тех или иных явлений для жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе деятельности по отношению к вещам (материальные ценности), людям и идеям (духовные ценности). Впервые термин "ценность" в философском смысле употребил И.Кант.

Эстетизм (греч. aisthetes – воспринимающий) – способность человека видеть прекрасное во всех проявлениях жизни и искусстве; отношение к искусству как к предмету утонченного наслаждения, доступного только "избранным", которые независимо от внешнего утилитарного интереса переживают глубокое духовное наслаждение от созерцания гармонии и совершенства.

Совесть – способность человека к нравственному самоопределению, т.е. способность личности осуществлять нравственный самоконтроль.

Насилие – противозаконное и аморальное применение силы, кроме тех случаев когда оно имеет социальное оправдание; насилие – неотъемлемый элемент развития человеческого общества (войны, конфликты, революции и т.п.). Оправдание насилия характерно для взглядов Ницше, Дюринга, Сореля, Маркса, Ленина, анархистов и др. Другие философы обосновывали этику ненасилия, основанную на принципе человеколюбия (Иисус Христос, Л.Н. Толстой, М. Ганди, М.Л. Кинг).

Тема 21. Смысл жизни человека

Смысл жизни – наиболее ценное в жизни, выступающее как высшая цель человеческого бытия. Вопрос о смысле жизни связан с осознанием человеком смертности, конечности своего существования.

Трактовки смысла жизни. Согласно различным позициям в философии, смысл жизни определялся как: нирвана, отсутствие желаний (буддизм); отречение от мира и его соблазнов (аскетизм); отказ от всех общественных обязанностей, простота и естественность, минимум потребностей (киники); наслаждение жизнью (гедонизм, эпикурейцы); достижение счастья, блаженства, свободы от страданий (эвдемонизм); душевный покой, умение мужественно и достойно подчиняться судьбе (стоики); успех в жизни, извлечение пользы (утилитаризм, прагматизм); личное самосовершенствование (перфекционизм); служение Богу и спасение души в потустороннем мире (религиозная философия); служение обществу, государству (конфуцианство, Платон, Гегель, марксисты); служение людям, преобразование себя, общества и самой жизни (светская философия); жизнь во благо других людей, всего человечества (альтруизм, отечественная религиозная философия) и др.

Смысложизненные феномены

Экзистенция (лат. existentia – существование) – внутреннее бытие человека; человеческое "Я" как конкретная неповторимая личность.

Благо– то, что заключает в себе определенный положительный смысл; высшая степень ценного, значимого для человека.

Счастье – высшее благо человека как завершенное, самодостаточное состояние жизни, наибольшая внутренней удовлетворенность жизнью, полнота и осмысленность жизни, осуществление своего человеческого назначения.

Идеал – совершенный образец чего-либо, высшая цель желаний и деятельности, которая определяет деятельность человека, социальной группы.

Добро– ценность, которая не касается природных или стихийных событий и явлений; характеризует намеренные свободные действия; содержание добра обусловлено идеалом нравственного совершенства.

Польза – положительное значение предметов и явлений в их отношении к чьим-либо интересам (индивидуальным, коллективным, общим и т.д.).

Успех – удача в задуманном деле, достижение поставленной цели.

"Свободен ли человек управлять своей судьбой?"

Волюнтаризм (лат. voluntas – воля) – позиция, абсолютизирующее свободу человека, его способность управлять своей жизнью.

Фатализм (лат. fatalis – предопределенный судьбой, роковой) – позиция, рассматривающая каждое событие и каждый поступок как проявление изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.

Тема 22. Общество как система

Общество – продукт взаимодействия людей; относительно независимое от природы духовно-материальное образование, порожденное разнообразными формами совместной деятельности людей; динамическая саморазвивающаяся система коллективного бытия людей, способная сохранять свою сущность и качественную определенность. Главным условием развития общества является материальное производство. Для современного общества характерны процессы глобализации, ускоренное развитие средств массовой коммуникации.

Социум – особая надприродная реальность, независимая от коллективных или индивидуальных форм ее проявления.

Сферы общества – экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфераобщества – область производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Основные элементы экономической системы общества: производительные силы (люди, орудия и предметы труда); предметная деятельность; ее идеологическое обоснование (цели, мотивы, программы); отношения людей в процессе труда.

Способ производства – единство производительных сил и производственных отношений в ходе создания материальных благ. Способ производства представляет собой основу общественно-экономической формации и обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества.

Производительные силы – совокупность средств производства и людей, занятых в производстве. Согласно марксизму, производительные силы определяют облик экономической системы. В конечном счете, важнейшей производительной силой общества является человек.

Производственные отношения – отношения, возникающие между людьми в процессе общественного производства по поводу их отношения к производственным силам, к производству, обмену и распределению благ. Производственные отношения обуславливают классовую структуру общества.

Социальная сфера общества – совокупность всех функционирующих в социуме общностей людей, взятых в их взаимодействии. К таким общностям можно отнести семьи, народы, нации, сословия, страты, социально-демографические и профессиональные группы, трудовые коллективы и т.д.