Смекни!
smekni.com

Философия в системе духовной культуры (стр. 2 из 18)

Диалектический материализм – течение в философии, согласно которому все сущее рассматривается как саморазвитие материи (природного мира) по диалектическим законам (Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов и др.).

Идеализм философское направление, считающее духовное начало основой бытия ("духовное первично, материя вторична"; "сознание определяет бытие"). Виды идеализма: объективный, субъективный, солипсизм.

Объективный идеализмполагает, что первоначалом всего сущего является идеальная сущность, существующая объективно, т.е. независимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея, Мировой разум и т.п.). Наиболее известные представители: Платон, Аврелий Августин, Фома Аквинский, Гегель.

Субъективный идеализмполагает, что вся реальность существует только в сознании познающего субъекта; мир есть проекция комплекса человеческих ощущений (Дж. Берк­ли, Д. Юм).

Солипсизм утверждает, что достоверно можно говорить лишь о существова­нии моего собственного "Я" и моих ощущений.

Теизм (греч. Theos – Бог) – направление, признающее существование Бога как самостоятельной духовной реальности, независимой от сознания человека ("Бог сотворил человека"). Сторонники теизма являются идеалистами.

Атеизм – направление, в котором бог объявляется плодом воображения человека (Л. Фейербах) и утверждается, что сущность религии – в фантастическом отражении в головах людей внешних сил, которые господствуют над ними в их общественной жизни (Маркс, Энгельс, Ленин).

Согласно монизму, все сущее имеет одно первоначало, единую основу (субстанцию) либо материальную, либо идеальную.

Согласно дуализму, в основе всего сущего лежат два равноправных и несводимых друг к другу первоначала (субстанции): материальное и идеальное (к примеру, у Декарта – мыслящая и протяженная субстанции).

Согласно плюрализму, предполагается множество исходных оснований и начал бытия, либо материальных (Демокрит), либо идеальных (Лейбниц).

Рационализм (лат. ratio – разум) утверждает, что мир устроен разумно, по законам логики, и поэтому разум есть главное орудие познания и критерий истины (Платон, Гегель и др.).

Иррационализм (лат. irrationalis – неразумный) – направление, отрицающее разумное устройство бытия и возможно­сти его рационального, логического познания и совершенствования. Ос­новным видом познания здесь признается воля, инстинкт, интуиция, переживание, вера, от­кровение и т.п. (Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор, Бергсон и др.).

Детерминизм (лат. determino – определяю)– учение об объективной, необходимой взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности.

Индетерминизм – учение, в котором так или иначе отрицаются причинные связи в природе, обществе, познании. Индетерминисты делают акцент на воле и свободе выбора человека и обвиняют детерминистов в фатализме.

Тема 4. Философия древности

Древневосточная философия включает учения Древней Индии и Древнего Китая. Характерные черты: традиционализм, опора на мифологические представления о мире и человеке; духовно-практический характер, эстетико-этическая ориентация на внутренний мир человека, на его совершенствование, гармонизацию отношений человека с миром; интуитивное постижение истины (созерцание, медитация и т.п.), религиозность, мистицизм.

Древнеиндийская философия возникла в VI-V вв. до н.э., когда мыслители из сословия кшатриев (воины) получили доступ к священным текстам – Ведам, читать которые раньше имели право только брахманы (жрецы). По отношению к Ведам учения Древней Индии разделяются на ортодоксальные школы (астика), которые признают их священный авторитет (веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса) и неортодоксальные (настика), не признающие авторитет "Вед" (буддизм, джайнизм, чарваки или локаята).

Упанишады – заключительная, философская часть "Вед". Основные идеи: Вселенная есть воплощение Брахмана – духовного, безличного абсолюта ("все есть Брахман"). Душа человека (Атман) бессмертна, т.к. она в своей сути есть частица Бога ("Атман есть Брахман"). Однако, душа человека несовершенна и потому находится в сансаре – процессе перерождений из тела в тело. В этом колесе перерождений душа подчиняется карме – закону воздаяния за поступки человека в этой или следующей жизни, который определяет ее судьбу. Целью перерождений является достижение мокши – состояния духовного совершенства человека, его единения с Богом ("Ты есть То"), когда его индивидуальное "я" растворяется в божественном "Я" и освобождается от страданий, кармы и сансары. Путь к освобождению – аскетизм и медитация.

Буддизм – первая в истории мировая религия (VI-V вв. до н.э.), которая отличается от других верований веротерпимостью и уступчивостью. Основатель – Сиддхартха Гаутама (Будда, "Просветленный"). В основе буддизма лежат "четыре благородные истины": жизнь есть страдание; причина страданий – желания; избавление от страданий лежит через освобождения от желаний; для этого нужно идти путем просветления. В буддизме утверждается, что страдающая душа в перевоплощениях достигает нирваны – состояния "угасания" желаний, духовного совершенства.

Древнекитайская философия возникла в VI-V вв. до н.э. на основе идей священных писаний "Шу цзин" и "И цзин" (представлений о Воля Неба, Дао, Инь и Ян, пяти стихиях, подобии человека и космоса и др.) Характерные черты: практическая и социально-политическая ориентация, традиционализм, стабильность проблем и категорий. Расцвет приходится на период "ста школ" или "борющихся царств" (VI-III вв. до н. э.), когда носителями мысли выступали бродячие мудрецы. Основные школы: конфуцианство, даосизм, моизм, даосизм, инь и ян, школа имен, ицзинистика.

Конфуций поставил в центр размышлений темы человека, семьи и государства ("Лунь юй"). Высший нравственный идеал человека в конфуцианстве – "благородный муж", который живет ради служения государству по воле Неба – высшей духовной силы и гаранта справедливости мира. Императив морали Конфуция – "не делай другим того, чего не желаешь себе".

В даосизме (основатель – Лао-цзы) утверждается, что все происходящее в мире определяет Дао – абсолютное первоначало, безличный мировой закон, "Великий Путь". Идеал человека в даосизме - "совершенномудрый", который следует принципу у-вэй – не-деяния, гармонии с Дао.

Европейская философия характеризуется как рационалистическая, она основана на культе активной, творческой личности, примате индивида над социумом; ориентации на активное социальное проектирование и действие; акценте на интеллектуальной и прагматической составляющих познания. Основные этапы развития европейской философии: Античность (VII в.до н.э. – V в. н.э.), Средневековье (IV-XV вв.), Новое время (XVI-XIX вв.), Новейшее время (XX-XXI вв.).

Античная философия (VII в. до н.э. – V в. н.э) включает в себядревнегреческую и древнеримскую философию. Периоды античной философии: 1) ранняя древнегреческая философияVII–V вв. до н.э. (милетская школа, Эмпедокл, Гераклит, Анаксагор, Пифагор, элеаты, Демокрит); 2) классическая древнегреческая философия V–IV вв. до н.э. (софисты, Сократ, Платон, Аристотель); 3) эллинистическая философия IV – II вв. до н.э. (киники, эпикурейцы, стоики, скептики); 4) римская философия I вв. до н.э – V-VI вв. н.э. (Лукреций, Сенека, Плотин, Цицерон, Марк Аврелий).

Древнегреческая философия зарождается как рационалистическая попытка преодоления мифологии.Древнегреческая философия зародилась в городах Ионии и Южной Италии, а своего расцвета достигла в Афинах.

Для ранней древнегреческой философиихарактерны: космоцентризм, проблема первоначала бытия, понимание человека как микрокосма, онтологизм, наивность, рационализм, абстрактность, отвлеченность от фактов.

Натурфилософия– философия природы, умозрительное истолкование природы как целостности; первая историческая форма философии. Первых древнегреческих философов называли "физиками" (греч. "фюсис" – природа).

В милетской школе (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) первоначалом бытия считалась природная стихия. Первым греческим философом называют Фалеса, который считал первоначалом сущего воду. Анаксимандр считал первоначалом "апейрон", Анаксимен – воздух.

Эмпедокл полагал началом сущего стихии (земля, огонь, вода, воздух).

Гераклит первоначалом мира считал огонь; полагал, что бытие постоянно движется ("все течет, все меняется", "в одну реку нельзя войти дважды").

Пифагор полагал первоначалом число ("все есть число"). Его учение стало первой попыткой постижения количественной стороны мироздания.

Элеаты (Парменид, Зенон) поставили вопрос о бытии и выделили два вида знания: "докса" (мнение, основанное на чувствах) и "алетея" (истина, основанная на разуме).

Парменид ввел понятия "бытие" и "небытие" ("бытие есть, а небытия нет"), утверждал, что истинное бытие умопостигаемо, неподвижно и неизменно.

Зенон выдвинул ряд апорий ("Ахилл и черепаха", "Стрела", "Дихотомия" и др.), в которых доказывал иллюзорность движения и множественности.

Демокрит, древнегреческий философ-материалист, признавал два первоначала: атомы и пустоту.

Классическая древнегреческая философия (V–IV вв. до н.э.) переориентируется с проблем мироздания на проблемы познания, человека и общества.