Смекни!
smekni.com

Философия в системе духовной культуры (стр. 8 из 18)

Народничество– направление в философии России, возникшее в 60-80-е гг. XIX в., сторонники которого (Герцен, Белинский, Бакунин) выступали за некапиталистический путь развития России и переход к социализму через трансформацию крестьянской общины с учетом самобытности России.

Белинский В.Г., материалист, представитель западничества и народничества, отстаивал идею свободы и независимости человеческой личности, которые возможны только в социалистическом обществе, возникающем в результате революции.

Михайловский Н.К., теоретик либерального народничества, создатель субъективного метода в социологии, считал, что социализм – это идеальное устройство общества, обеспечивающее всестороннее развитие личности, т.к. в нем преодолевается антагонизм между личностью и обществом через "тождество личного начала при посредстве начала общинного".

Бакунин М.А., идеолог анархической версии народничества, критик идеи диктатуры пролетариата, утверждал позицию анархизма – полного отрицания и ликвидации религии и государства как институтов власти.

Русский марксизм – этап развития русской философии (1883-1924), в который входит философская деятельность Г.В. Плеханова и В.И. Ленина, а также "легальных марксистов".

Плеханов Г.В., социал-демократ, первый теоретик диалектического материализма в России, утверждает, что социализма невозможен без солидных культурно-экономических предпосылок, которых в России еще нет; "социалистический эксперимент" 1917 г. он осудил как авантюру.

Ленин (Ульянов) В.И., последователь марксизма, теоретик большевизма, который изначально придавал философским изысканиям прагматический социальный характер ("жить в обществе и быть свободным от общества нельзя"). Создал теорию классовой борьбы и диктатуры пролетариата. Ленин одним из первых обратил внимание на революционные процессы в естествознании рубежа XIX-XX вв. ("кризис физики", "неисчерпаемость электрона") и предложил философско-гносеологическое определение материи с позиций диалектического материализма ("Материализм и эмпириокритицизм").

Русская идеалистически-религиозная философия – течение в философии России, получившее распространение в конце XIX – начале XX вв., связанное с возникновением философских систем; этот этап называют религиозно-философским Ренессансом русской культуры. Ее истоки – в идеях В. Соловьева, в мировоззренческих построениях славянофилов. Характерные черты: антропоцентризм и гуманизм, религиозно-христианский, мистический характер. Представители: В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров, П.А.Флоренский, Д.С.Мережковский, Л.П.Карсавин, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов, В.В.Розанов, И.А.Ильин, Н.О.Лосский, С.Л.Франк и др.

Соловьев В.С. религиозный мыслитель, создатель первой философской системы в России, не сводимой к какой-либо одной традиции. В основе его философии лежит идея "всеединства", которая постигается в "цельном знании" – в синтезе философии, религии и науки (разума, веры и опыта), в создании "теософии". "Всеединство" есть идеальный строй бытия в единстве безусловной сущности (Бога) и условного сущего (природы). Бога и мир связывает София – "вечная Женственность Божия", воплощение Бога в мире (пантеизм), абсолютная любовь, добро и истина. Смысл любви – в искоренении эгоизма, приобщении к всеединству, единению человека с Богом ("Смысл любви", "Оправдание добра"). Смысл истории – в процессе воплощения Бога и обожения человека, который был явлен богочеловеком Иисусом Христом ("Чтения о богочеловечестве"). В истории человечество проходит несколько этапов, достигая высшей стадии в обществе всемирной теократии, власти Церкви (воссоединение церквей) как социальном всеединстве. Соловьев полагал, что идея нации – это ее божественное предназначение, "то, что Бог думает о ней в вечности, а не то, что она думает о себе во времени". Русский народ есть "третья сила", объединяющая Восток и Запад, он первым заложит фундамент свободной теократии, христианской цивилизации ("русская идея").

Бердяев Н.А.,представитель экзистенциально-религиозной философии, в центре которой находятся проблемы свободы личности и творчества. Основная идея – примат свободы над бытием; свобода не определяется даже Богом, а имеет самодовлеющий характер. Свобода – это сущность человека, связанная с его творческим духом (сам Бердяев называл себя "рыцарем свободного духа"). Человек есть синтез бесконечного (божественной свободы) и конечного (природной необходимости). Бердяев выдвигает нравственное обоснование бытия Бога: если нет Бога, то нет победы над смертью, все лишено смысла, высшей правды. Личность есть категория духовная и этическая; творчество есть главное предназначение человека, т.к. в творчестве человек свободен – он творит мир, объективируя свое духовное начало в культуре ("Философия свободы", "Смысл творчества"). Общество – это социальная сторона личности, но объективированное общество начинает подавлять личность. Высший тип общества есть "персоналистический социализм", в котором объединены принципы личности и общности. Для переустройства общества необходимо духовное возрождение. В России оно связано с утверждением "русской идеи", суть которой – религиозный мессианизм, осуществление царства божия на земле, т.к. самобытность России заключена в идее братства людей и народов, в соединении Востока и Запада ("Смысл истории").

Карсавин Л.П., богослов, культуролог, один из лидеров евразийства, разработал философию "симфонической личности": история человечества есть самораскрытие Абсолюта от разъединения к единству – "всеединой симфонической личности", в которой в иерархии представлены индивиды, семьи, народы, государства, культуры, человечество, вселенская церковь.

Франк С.Л. философ "русского религиозного ренессанса", разрабатывает идею Богочеловечества: за различными родами бытия обнаруживается Всеединство как их божественная первооснова; личность соразмерна и сопряжена Богу, который потенциально есть каждом человеке. Подлинная реальность может быть полно выражена только как сверхрациональное, "живое" знание ("Предмет знания", "Душа человека", "Живое знание", "Непостижимое").

Ильин И.А., философ и социолог, разработчик теории либерального утопизма религиозного толка. Критиковал социализм, полагая, что он ведет к тоталитаризму. Выход видел в строительстве нового общества, основанного на частной инициативе, частной собственности и "творческой социальности", включающей в себя религиозность, свободу, справедливость и братство ("О сопротивлении злу силою", "Путь духовного обновления", "Путь к очевидности").

Русский космизм – оригинальное направление в русской философии конца XIX – первой половины XX вв., в котором утвердилась идея неразрывного единства человека, Земли и космоса. Русский космизм можно подразделить на два направления: мистическое, религиозно-теологическое (Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев, П.А.Флоренский) и естественнонаучное (К.Э.Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л.Чижевский).

Федоров Н.Ф.,создатель оригинальной "философии общего дела", в которой соединил религиозный мистицизм и веру в мощь науки и творческие возможности человека. Задача философии – преодолеть людскую разобщенность, индивидуализм и эгоизм, путем достижения всеобщего братства в мире посредством любви. Для этого необходимо победить смерть как торжество зла. "Общее дело" заключается в преодолении смерти и во "всеобщем спасении"; отсюда – необходимость воскрешения усопших предков и достижения бессмертия на основе использования успехов науки и техники. Достижение бессмертия приведет ко всеобщему братству людей в космическом масштабе.

Флоренский П.А., представитель русского космизма. Главная тема творчества – синтез церковности (религии) и светской культуры (науки и философии). Считал церковь земным воплощением Софии – "души" народа, его связью с Богом. Пропагандировал идею создания "царства Божьего на земле", создал учение о пневматосфере – синтезе божественного и человеческого ("Общечеловеческие корни идеализма", "Столп и утверждение истины").

Вернадский В.И. разрабатывал идею о неразрывном единстве человека, Земли и космоса в учении о биосфере ("живая сфера") – совокупности живого вещества Земли, которая благодаря человеческой деятельности, науке эволюционирует к ноосфере ("сфере разума") – такому состоянию, когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ. Человечество в будущем распространится на окрестные планеты. В идее ноосферы Вернадский предвосхитил общие тенденции развития природы и общества в XX-XXI вв.

Циолковский К.Э., основоположник современной космонавтики, предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной.

Чижевский А.Л.,биофизик, изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе, в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе, на социально-исторические процессы.

Советская философия (после 1917 г.). – 80-летний этап развития отечественной философии, связанный с догматом официальной идеологии марксизма-ленинизма в СССР, малейшие отступления от которой жестоко карались и преследовались. Но даже в этих условиях сформировались выдающиеся философы, труды которых получили мировую известность. Среди них были и убежденные марксисты (П.В.Копнин, Б.М.Кедров, Э.В.Ильенков и др.), и мыслители других мировоззренческих ориентаций: феноменолог Г.Г.Шпет, культуролог и литературовед М.М. Бахтин, историк философии и философ-эстетик А.Ф. Лосев и др.