Смекни!
smekni.com

Философия в системе духовной культуры (стр. 5 из 18)

Д. Дидрообосновываетидею о том, что материя – это единственная субстанция, которая сама в себе имеет причину, законы и источник движения.

П. Гольбахв труде "Система природы" утверждает, что все явления и силы природы можно объяснить, сведя их к различным формам и законам механического движения (механистический редукционизм).

П. Лаплас,утверждает, чтов природе нет случайностей, т.к. все в ней подчиняется "жестким" законам механики; Солнечная система произошла путем сгущения частиц в первоначальной туманности (гипотеза Канта – Лапласа); значения координат и импульсов всех частиц Вселенной в данный момент времени однозначно определяют ее состояние в прошлом и будущем (лаплассовский детерминизм); бога не существует ("я не нуждаюсь в этой гипотезе").

Ж.Ламетри вработе "Человек-машина" трактует душу как материального "двигателя" живого организма (различие между человеком и животным для него лишь количественное – в размерах и структуре мозга).

Немецкая классическая философия – этап развития европейской философии конца XVIII – первой половины XIX вв., вершина европейской рационалистической мысли (И.Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель, Л. Фейербах).

И. Кант, родоначальник немецкой классической философии, в первый период своего творчества (докритический) выдвинул небулярную теорию происхождения солнечной системы из газообразного облака пыли; во второй период (критический) он разрабатывает проблему нахождения всеобщих и необходимых оснований познания и границ человеческого разума ("Критика чистого разума") и проблему оснований этико-гуманистических ценностей ("Критика практического разума"). Кант поставил в центр философии познающего субъекта ("что я могу знать?"). В познании Кант выделил два вида бытия – "вещь-в-себе" (мир до познания) и "явление" (мир в сознании субъекта). Получение научных знаний возможно на уровне трансцендентального субъекта, обладающего априорными (доопытными) формами познания – пространством и временем (формы чувственности), понятий и категорий (формы рассудка); априорный синтез чувственности и рассудка дает знание ("ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты"). Разум есть способность к умозаключениям об идеях – понятиях о безусловном (идеи Бога, души, мира в целом). Признавая существование Бога, Кант обнаруживает, что в сфере теоретического разума невозможно доказать его существование (антиномии чистого разума). Это – вопрос веры и практического (этического) разума в сфере должного, нравственного поведения. По Канту, мораль абсолютна и основана на совести и "нравственном законе в груди каждого". В основе этики Канта лежат две идеи – долг перед людьми и безусловная самоценность человека, которые он сформулировал в категорическом императиве: "человек должен быть целью, а не средством для реализации чьих-то целей".

Г. Гегельсоздает систему абсолютного идеализма, посредством метода идеалистической диалектики; разрабатывает диалектику как учение о законах развития бытия ("Феноменология духа", "Наука логики" и др.). Согласно Гегелю, все сущее – это процесс саморазвития Абсолютной идеи (Мирового разума): "Все действительное разумно, все разумное – действительно", т.е. все, что есть истинного становится таковым через идею (идея тождества бытия и мышления). Абсолютная идея, стремясь к самопознанию, проходит через три этапа саморазвития: логику (система идеальных понятий), природу (материальное инобытие) и дух (человеческая культура). В истории человечества Абсолютная идея возвращается сама к себе (в искусстве, религии и философии). Гегель понимал историю как закономерный процесс освобождения человека, осознание им собственной свободы на трех стадиях истории: восточное общество (все рабы), греко-римский мир (некоторые свободны) и германско-христианский мир (все свободны). Гегелю принадлежит известное изречение: "Каждый народ достоин своего правителя".

Л. Фейербах разрабатывает учение антропологического материализма, в котором утверждает реальность лишь природы и человека, сущность которого заключена в разуме, воле и сердце (чувстве). Критикуя христианство, он утверждает, что бог – это плод фантазии, в котором человек "объективирует свою сущность", лучшие качества человеческого рода. Фейербах выступает за "новую религию счастья" как любовь человека к человеку.

Марксизм – философско-идейное течение, основанное К.Марксом и Ф.Энгельсом во второй половине XIX в., которое включает диалектический материализм (учение о природе, познании и человеке) и исторический материализма (учение об обществе и его истории).

Диалектический материализм появляется, с одной стороны – как материалистическая переработка Марксом и Энгельсом идеалистической диалектики Гегеля, а с другой – как диалектическая переработка прежнего метафизического материализма. Основные идеи: материя первична, а человеческое сознание вторично, производно от материи; сознание есть свойство выскоорганизованной материи; Бога нет, материя находится в вечном движении, развитии, которое идет по законам диалектики; познание есть отражение в сознании внешнего мира; критерием истины является общественная практика; человек отличается от животных прежде всего способностью к труду; сущность человека социальна – "совокупность общественных отношений".

Исторический материализм – марксистское учение об обществе и его развитии в соответствии с законами материалистической диалектики. Основные идеи: бытие определяет сознание; "базисом" общества является способ производства (единство производственных сил и производственных отношений), который определяет политическую и идеологическую "надстройку"; критерием общественного прогресса является уровень развития производительных сил общества; единство базиса и надстройки определяет общественно-экономическую формацию (первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую); движущими силами истории выступают развитие производительных сил и социальные революции, возникающие как результат противоречия между производительными силами и производственными отношениями; революции – закономерны, это "локомотивы истории" (Энгельс), т.к. они ведут к переходу от одной общественно-экономической формации – к другой. Смысл истории человечества – в переходе к коммунизму как всеобщему равенству на основе всеобщего изобилия.

К.Маркс ввел понятие "общественно-экономическая формация" – конкретно-исторического типа общества (их последовательная смена и есть общественный прогресс); выделил в ее структуре "базис" и "надстройку"; выдвинул тезис об определяющей роли общественного бытия по отношению к сознанию; трактовал сущность человека как "ансамбль общественных отношений"; полагал, что развитие общества определяется, прежде всего, материальным производством; считал источником всякого отчуждения частную собственность на средства производства ("Философско-экономические рукописи", "Капитал", "Нищета философии" и др.).

Ф.Энгельс полагал, что основным способом существования материи является движение; разработал трудовую теорию происхождения человека; считал, что насилие есть неотъемлемый элемент социального прогресса ("Анти-Дюринг", "Диалектика природы", "Л.Фейербах и конец немецкой классической философии" и др.).

Тема 8. Современная зарубежная философия

Для современной философии (конец XIX – XXI вв.)характерно расширение поля философствования за счет включения в него проблематики культурного, экзистенциального, исторического, языкового, практического характера, которая является определяющим фоном этой философии. Философия XX-XXI вв. наиболее тесно связана с наукой. Выделяют две традиции по отношению к науке (лат. scientia): 1) антисциентистскую (иррационализм, экзистенциализм, фрейдизм, неофрейдизм, философская антропология, персонализм, неотомизм, герменевтика, структурализм, постмодернизм) и 2) сциентистскую (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, аналитическая философия, неокантианство, феноменология, прагматизм).

Неклассическая философиявозникает в связи с именами А.Шопенгауэра, С.Кьеркегора и Ф.Ницше во второй половине XIX в. как реакция на излишнюю рассудочность (панлогичность) классической философии, отказывается от признания разумных оснований мира и выдвигает на первый план иррациональные моменты – волю, страсть, переживание, хаос, жизнь, энергию.

В философии иррационализма утверждаетсяпримат неразумного начала (воли, хаоса, жизни, страсти, эмоций, бессознательного и т.п.), которое кладется в основание как самого мира, так и его понимания (интуиция, фантазии, мистическое озарение). Иррационализм оформляется в конце XIX – начале XX вв. (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Шпенглер, Бергсон и др.).

Шопенгауэр А., родоначальник иррационализма, полагает, что мир есть воплощение Мировой воли – неразумной, вечно неудовлетворенной, "неисповедимой силы", космической первоосновы. Его философия проникнута волюнтаризмом и пессимизмом. В центр философии он ставит проблему смысла жизни и смерти: жизнь человека и мира есть постоянная неудовлетворенность и страдание; поэтому смысл жизни – в отказе от собственных желаний через самоограничение и сострадание ("Мир как воля и представление").

Кьеркегор С., датский философ, утверждает, что истина обретается человеком в переживаниях своего существования как бытия "лицом к смерти", в постоянном духовного напряжении и страдании. По его мнению, есть три стадии бытия человека: эстетическая (наслаждения); этическая (осознание свободы и ответственности); религиозная (раскаяние перед Богом).