Смекни!
smekni.com

Философия в системе духовной культуры (стр. 16 из 18)

Социальный субъект – носитель целенаправленной активности, обладающий сознанием и волей, позволяющей ему воздействовать на общественную жизнь (индивиды, социальные общности – классы, нации, группы, поколения и т.д.).

Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении и связанная общностью быта и отношениями взаимной ответственностью. Семья является первой малой социальной группой, из которой формировались крупные общности.

Политическая сфера общества – область взаимодействия субъектов с целью реализации их интересов по поводу власти, государственного устройства, прав и свобод. В качестве элементов политической сферы общества выступают политические институты (государство, организации, партии); политические и правовые нормы (конституции, законы, уставы); политические отношения и действия; политическое сознание.

Государство– ядро политической системы общества; политическая организация общества, объединяющая все население страны, представляющая и выражающая его интересы и волю, основной орган власти, управляющий обществом и обеспечивающий его целостность и определенный порядок в нем.

Элита – понятие, в котором выражается социальное неравенство; руководящая верхушка официальных руководителей государственной власти, высший менеджмент финансовых и коммерческих структур, опирающиеся на поддержку СМИ и силовые структуры.

Политический режим – система приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) власти в обществе; функциональная характеристика власти. Чаще всего выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный политические режимы.

Демократия – форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Демократия основана на признании таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека.

Авторитаризм – вид политического режима, обычно сочетающийся с элементами личной диктатуры, при котором процедуры принятия демократических решений либо отсутствуют, либо носят фиктивный характер.

Тоталитаризм – вид политического режима, характеризующийся полным контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституции, прав и свобод.

Гражданское общество – совокупность отношений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства (вместе с тем, государство и политические партии являются неотъемлемыми институтами гражданского общества). Гражданское общество реализуется в виде совокупности неправительственных институтов и самоорганизующихся посреднических групп, способных к ответственным действиям в защиту общественно значимых интересов.

Либерализм (лат. liberalis – касающийся свободы) – направление в политике, противоположное консерватизму, провозглашающее свободу индивида во всех областях жизни как условие развития общества; поддерживающее (в экономике) свободу частного предпринимательства и конкуренции; поддерживающее (в политике) правовое государство, парламентскую демократию, расширение политических и гражданских прав и свобод. Основателем либерализма в Новое время считается Дж. Локк.

Консерватизм(лат. conservo – сохраняю) – направление в политике, противоположное либерализму, отстаивающее существующий государственный и общественный порядок, сохранение традиционных ценностей и порядков.

Духовная сфера общества – область социальной жизни, содержание которой составляет объективная идеальная реальность как совокупность смыслов, знаний, ценностей, обнаруживающихся в деятельности общества и людей. Духовная сфера общества включает в себя все формы общественного сознания – философию, религию, мораль, право, искусство, а также науку, идеологию, образование, воспитание во всех их многообразных проявлениях.

Искусство– вид духовного производства в области эстетического освоения мира, направленный на освоение прекрасного (эстетического идеала).

Мораль – специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений. В нормах морали воплощаются представления человека и общества о добре и зле, счастье, долге и т.п. В регулировании поведения индивидов мораль опирается на общественное мнение и устоявшиеся обычаи и традиции.

Нравственность – совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Древнейшее "золотое правило нравственности" – не делай того другим, чего не желаешь себе.

Право – система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. В нормах права зафиксировано формальное равенство людей. В жизни общества право выступает в виде правил поведения, которые либо непосредственно созданы и установлены государством, либо санкционированы им.

Идеология – система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение общественных отношений.

Воспитаниепроцесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

Образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, а также овладение трудовыми навыками и умениями.

Тема 23. Проблема развития общества

Прогрессирующее общество – общество, в котором люди стремятся изменить мир, преобразовать свою жизнь, сделать будущее лучше настоящего.

К. Ясперс вводит понятие "осевое время" – период с 800 по 200 гг. до н.э., связанный с возникновением великих духовных движений в истории человечества, которые заложили основы современного типа общества.

Общественный (социальный) прогресс – совершенствование человечества в историческом развитии, его движение от примитивных форм общежития к высокоорганизованным. Идея общественного прогресса в явном виде была сформулирована в философии Просвещения (XVIII в.). По Марксу, общественный прогресс есть последовательная смена общественно-экономических формаций; по Гегелю – закономерный процесс освобождения человека, осознания им собственной свободы. Согласно современным концепциям в основе общественного прогресса лежит поступательная эволюция техники, экономики, форм духовной жизни, прогресс культуры, социальной организации.

С позиции нигилизма отрицается общественный прогресс, преемственность с предыдущим этапом развития, общепринятые ценности.

Теории общественного развития

Социальный детерминизм – теории общественного развития, в которых развитие общества объясняется действием каких-либо социальных причин.

Согласно географическому детерминизму, развитие народов и обществ обусловлено их географическим положением, климатом и другими природными условиями (Монтескье, Гердер, Плеханов, Ханингтон и др.).

Согласно демографическому детерминизму развитие общество обусловлено динамикой народонаселения общества (Дж. Вико, Морелли, Гельвеций и др.).

Согласноэкономическому детерминизму развитие общества обусловлено изменениями, происходящими в способе производства, производственных отношениях и распределении общественных благ (Джонс, Маркс).

Согласнотехнологическому детерминизму развитие общества обусловлено развитием технологий производства (концепции постиндустриального общества Д. Белла, Р. Арона, О. Тоффлера и др.).

Теория факторов – теория, объясняющая развитие общества воздействием ряда различных условий: экономических, технических, культурных, природных и т.п.

Теория элит – теория, утверждающая, что историю творит привилегированное меньшинство, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры (Платон, Макиавелли, Карлейль, Парето, Моска и др.).

История – область единичных событий, в которой существуют и через которую проявляются общие и особенные черты социальной организации, реальные отношения, сходства и различия конкретных человеческих обществ.

Подходы к исследованию истории общества

Формационный подход– концепция общественного развития в марксизме, согласно которой общество развивается как единое целое и в своем прогрессивном развитии проходит определенные универсальные этапы – общественно-экономические формации. Согласно этому подходу существует некий главный (однолинейный) путь развития общества, при котором в ходе смены способов материального производства более развитая формация посредством социальной революции уничтожает менее развитую (европоцентризм).

Общественно-экономическая формация– конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу производства; исторически определенная ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся: а) способом производства, который определяется уровнем развития производительных сил и производственных отношений ("базис"); б) социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, а также идеологией ("надстройка"). Основными общественно-экономическими формациями являются: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.