Смекни!
smekni.com

Философия в системе духовной культуры (стр. 14 из 18)

Эксплуататорское отношение к природе привело к возникновению экологического кризиса. Термином"экологический кризис" обозначают тяжелое переходное и, в принципе, не всегда обратимое состояния экологических систем и биосферы в целом. В XX-XXI вв. экологический кризис приобретает глобальный характер, связанный с производственной деятельностью человека (загрязнение окружающей среды, уничтожение растительного покрова, животного мира, вовлечение больших территорий в хозяйственный оборот). Чтобы преодолеть глобальный экологический кризис необходимо в первую очередь изменить потребительское отношение человечества к природе.

В сознании человечества происходит переосмысление отношения к природе под влиянием антропного принципа, идей ноосферы и коэволюции.

Согласно антропному принципу, устанавливается связь между свойствами Вселенной и существованием человека. Два варианта: 1) слабый антропный принцип: "мы видим Вселенную такой, потому что только в такой вселенной мог возникнуть наблюдатель, человек"; 2) сильный антропный принцип: "Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей". Иными словами, наш мир оказался "устроенным" так удачно, что в нем возникли условия, при которых человек мог появиться, т.е. человек – это не случайная мутация, а закономерный этап творческой эволюции природы ("человек – дитя природы").

Осознание необходимости разумного управления природными процессами на основе осмысления законов природы отражается в идее ноосферы.

Ноосфера (греч. nous – разум и sphaira – шар; буквально: "сфера разума") – это сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами "антропосфера", "социосфера", "биотехносфера"). Согласно Э. Леруа (автор термина), ноосфера – это "мыслящая" оболочка Земли, формирующаяся человеческим сознанием. По В.И. Вернадскому, ноосфера – это новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием человеческого общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. При этом разумная чело­веческая деятельность становится определяющим фактором развития общества и природы. Концепция ноосферы служит методологической ориентацией коэволюции человека и природы, открывает возможность согласования человеческой деятельности и природных ритмов.

Коэволюция (лат. со – вместе) – принцип совместного, гармоничного, взаимосогласованного развития природы (биосферы) и общества (человека), являющийся необходимым условием и предпосылкой будущего существования и прогресса человечества в условиях современного экологического кризиса. Согласно принципу коэволюции, человечество, для того чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменять биосферу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. Для обеспечения этого процесса человечество должно следовать, прежде всего, двум требованиям: экологическому (запрет на виды человеческой деятельности (особенно – производственной), которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим существованием человечества) и нравственному (ориентация на общечеловеческие ценности, отказ от потребительского отношения к природе). Коэволюционный переход системы "человек – биосфера" к состоянию динамически устойчивой целостности будет означать превращение биосферы в ноосферу.

Тема 19. Человек и общество

"Проблема человека есть основная проблема философии" (Н.А. Бердяев).

Человек– это субъект культурно-социально-исторической деятельности. С позиций марксизма, человек есть существо биосоциальное. Общественное поведение человека отличается от коллективного поведения животных тем, что люди способны организовывать социальные объединения. Сущностью деятельности человека является творчество.

В процесс антропогенеза (происхождения и развития человека) первоначально важную роль играли биологические факторы, сегодня определяющее значение имеют социальные факторы. Современная наука полагает, что прародиной человека является Африка.

Трактовки человека в философии:"Человек есть свобода" (экзистенциализм); "Человек есть уникальная личность, высшая ценность" (персонализм); "Человек есть воля к власти" (Ф.Ницше); "Человек есть существо символическое" (Э.Кассирер); "Человек есть существо играющее" (Й. Хейзинга); "Сущность человека есть совокупность общественных отношений" (марксизма).

Концепции сущности человека:

Согласно натурализаторской концепции, человек понимается как элемент природы, подобный животным и подчиненный единым с ними законам.

Согласно биологизаторскойконцепции, человек трактуется по аналогии с другими сложными организмами.

Согласно социологизаторскойконцепции, человек рассматривается в контексте общественных связей, продуктом которых он выступает.

Согласно рационалистической концепции, сущностной особенностью человека является наличие у него разума, сознания.

Согласно антропоцентрической концепции, человек является творцом самого себя, поэтому он должен быть объяснен из самого себя и рассматриваться не как объект, а как субъект действия.

Согласно экзистенциально-персоналистскойконцепции, существование человека в мире – это всегда уникальный опыт свободы, творчества.

Человек как индивид, личность, индивидуальность

Индивид – человека как единичный представитель биологического вида или социальной группы, как совокупность неповторимых природных качеств. Биологическое начало у человека существует и проявляется в сфере социального. Во фрейдизме процесс трансформации биологического начала в социальное, получил название "сублимация".

Личность – человек как социальный индивид, духовно-телесная целостность, характеризующая отдельного человека как субъекта отношений и сознательной деятельности.

Личность формируется в процессе социализации– усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей общества.Социализацияличности предполагает стремление человека к коммуникации с другими. Развитие личности предполагает формирование самосознания и рефлексии.

Личность проявляет себя в поступках. Атрибут личности – способность к творчеству, т.е. деятельности, порождающей нечто новое, имеющее культурную и социальную значимость. Выдающаяся личность – это человек, оказавший влияние на ход истории ("пассионарная личность", по Л. Гумилеву).

Индивидуальность– человек в его неповторимой совокупности особенностей характера и психического склада.

Феномены бытия человека в обществе

Свобода– способность человека к активной деятельности в соответствии со своими интересами и желаниями. Выделяют негативную и позитивную свободу ("свободу от…" и "свободу для…"). Нет места для свободы там, где все однозначно необходимо, где нет случайностей, где человек действует как автомат. "Свобода – это осознанная необходимость", – считал Б. Спиноза. "Свобода – это осознания и практически освоенная необходимость", – добавили сторонники марксизма. "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя", – утверждал В.И.Ленин. В идеологии либерализма свобода считается высшей ценностью. Экзистенциализм объявил свободу основным принципом бытия человека: "Человек – это свобода; он творит самого себя" (Ж.П.Сартр). Сторонники анархизма считают, что идеальное общество должно быть основано на абсолютной свободе личности и равенстве людей.

Если свободу понимать по принципу "что хочу, то и ворочу", то такая позиция может оказаться в недопустимом противоречии, к примеру, с нормами морали. Поэтому оборотной стороной свободы является ответственность – готовность личности отвечать за себя и свои действия на требования предъявляемые со стороны других людей, общества в целом. Человек несет ответственность за поступки, т.к. у него есть свобода выбора.

В обществе источником несвободы личности является отчуждение – объективный социальный процесс превращения деятельности человека и ее продуктов в самостоятельные, довлеющие над ним сущности. Согласно марксизму, источник отчуждения – частная собственность на средства производства.

Духовность – относительная автономность человека от внешних влияний; то, ради чего стоит жить; синтез Истины, Красоты и Добра.

Справедливость – категория морально-правового, а также социально-политического сознания; понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. Суть справедливости – в выработке принципов, регулирующих распределение благ и обязанностей граждан, соответствие между деянием и воздаянием.

Равенство – нравственный принцип общественной жизни людей с точки зрения столкновения их интересов. Социальное равенство – состояние общества, которое характеризуется отсутствием существенных социальных различий.

Тема 20. Человек и культура

Культура (лат. cultura – возделывание, обработка земли) – часть человеческого окружения, созданная самими людьми; форма деятельности людей по воспроизводству и обновлению социального бытия; совокупность надбиологических программ жизнедеятельности человека, обеспечивающая воспроизводство и изменение социальной жизни, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты (артефакты , "вторая природа").