Смекни!
smekni.com

Философия в системе духовной культуры (стр. 4 из 18)

Для натурфилософии Возрождения характерен пантеизм.

Пантеизм(греч. pan – все, Theos – Бог) – учение, отождествляющее Бога и мир: Бог утрачивает личностный, надприродный статус и сливается с природой, которая обожествляется (Н. Кузанский, Дж. Бруно, Я. Беме, Б. Спиноза).

Дж. Бруно с позиции пантеизма утверждает, что "природа есть Бог в вещах"; Вселенная бесконечна, существует множество миров, подобных нашей солнечной системе; Бог – это творческий источник самодвижения мира.

Николай Кузанский утверждает, что Бог – это абсолютный максимум, который не может быть постигнут умом ("ученое незнание"), т.к. в нем противоположности совпадают. Бог пребывает в единстве с природой: "Творец и творение суть одно и то же", "Природа в Боге".

Вопросы философия политики в период Возрождения, прежде всего, разрабатывали Н.Макиавелли и Т.Мор.

Н. Макиавелли в сочинении "Государь" дал обоснование светского государства и разработал принципы политического искусства: политика есть искусство усиления государственной власти во имя самосохранения государства ("цель оправдывает средства"). Макиавелли разрабатывает учение о счастливой фортуне как гармонии политического действия и окружающей эпохи.

Т. Мор впроизведении "Утопия" описывает картину идеального общества, основанного на идеях гуманизма: в нем нет частной собственности; все равны; уничтожена всякая эксплуатация; все граждане обязаны трудиться; нет денег; распределение продуктов ведется по потребностям.

Тема 7. Философия Нового времени

ВЗападной Европе XVI века происходит Реформация – общественное движение, направленное на преобразование католической церкви и очищение христианства от средневековых искажений (Лютер, Кальвин) и имевшее последствием образование протестантских церквей.

В Новое время (XVI-XVIII вв.) философия отделяется от религии, ориентируется на теорию познания, ставит в центр проблему поиска научного метода познания; происходит разделение сущего на бытие (объект познания) и сознание (субъект познания). В философии Нового времени разум рассматривается как сущностное качество человека; утверждается идея всемогущества человеческого разума и безграничных возможностей научного исследования.

В результате научной революции XVI-XVII вв. (Галилей, Кеплер, Декарт, Лаплас, Ньютон и др.) сложилась механическая картина мира, в которой природа понималась как громадный механизм; природа не развивается, в ней нет случайностей, действуют строгие "вечные" законы.

В мировоззрении многих философов XVII-XVIII вв., утверждается деизм (лат. Deus – Бог) – учение, согласно которому Бог сотворил природу, наделил ее законами, дал "первотолок", после чего более не вмешивается в существование мира (Декарт, Лейбниц, Вольтер, Руссо, Толанд, М.В.Ломоносов и др.).

В гносеологии Нового времени происходит разделение философов на эмпириков и рационалистов.

Эмпиризм(греч. empeiria – опыт) – направление, признающее чувственный опыт источником знаний и критерием истины; теоретическое мышление не может выходить за пределы опыта: "нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в опыте" (Ф. Бэкон, Т. Гоббс и др.). В тесной связи с эмпиризмом находится сенсуализм – учение, согласно которому источником всех достоверных знаний являются ощущения (Дж. Локк).

Ф. Бэкон, основатель эмпиризма и методологии опытного естествознания, считал, что для познания законов природы необходимо использовать эмпирический и индуктивный методы; он разработал учение об "идолах" – изъянах разума, мешающих познанию ("Новый органон", "Новая Атлантида").

Дж. Локк, основоположник сенсуализма, утверждает, что сознание ребенка есть "чистая доска" (tabula rasa), которая постепенно "покрывается письменами разума", т.е. все знания приобретаются из ощущений и образов памяти, переработанных мышлением ("Опыт о человеческом разуме"),

Рационализм (лат. ratio – разум) – направление, противоположное эмпиризму, согласно которому основой наших знаний и критерием их истинности является разум, в котором изначально имеются общие, "врожденные" знания (математические аксиомы, закон причинности и т.п.); опираясь на них, мы получаем новые знания методом дедукции (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.).

Р. Декарт, математик и основатель новоевропейского рационализма, полагал что чувственный опыт не дает достоверного знания; для познания математических законов природы следует отталкиваться от интуитивно ясных, очевидных для разума "врожденных идей". Сомневаться можно во всем, кроме одного – "я мыслю, следовательно, я существую"; отсюда Декарт дедуктивно выводит существование Бога и сотворенного им мира, в основе которого лежат две субстанции – мыслящее сознание и протяженная материя ("Рассуждение о методе", "Размышления о первой философии").

Б. Спиноза выделяет три вида познания: чувственное ("смутное"), рациональное (достоверное), интуитивное (безошибочное). Спиноза развивает монистическое и пантеистическое учение о единой субстанции Бога-Природы как причине самой себя (causa sui, "природа творящая" и "природа сотворенная"), обладающей атрибутами протяженности и мышления: "Бог осуществляется в вещах" ("Трактат об усовершенствовании разума", "Этика").

Г. Лейбниц выделяет два вида истин: "истины факта" (случайные, основанные на опыте) и "истины разума" (врожденные идеи; логика и математика). Он создает плюралистическое учение, согласно которому в основе сущего лежат множество "монад" – простых духовных субстанций, созданных Богом ("простые", "души" и "духи"); Бог установил "предустановленную гармонию" в "наилучшем из возможных миров" ("Монадология", "Теодицея").

В XVIII веке формируется субъективный идеализм – форма идеализма, отрицающая объективное, независимое от субъекта существование материального мира, признающая единственной реальностью индивидуальное сознание субъекта, его ощущения, восприятия и т.п. (Дж. Беркли, Д. Юм).

Дж. Беркли, родоначальник субъективного идеализма, выдвигает идею "существовать – значит быть воспринимаемым", т.е. мы не знаем ничего кроме наших ощущений, а значит все вещи – лишь, "комплексы наших ощущений" и не существуют вне сознания; такие общие понятия как "материя", "субстанция" и т.п. являются лишь "фантомами сознания". Весь мир, по Беркли, существует лишь потому, что его воспринимает и мыслит Бог.

Д. Юм, основатель новоевропейского агностицизма утверждает, что для ума доступны только ощущения, поэтому, люди лишь верят в существование материального мира, но не могут его познать, т.к. он есть совокупность ощущений субъекта; наличие причинно-следственных связей (законов) недоказуемо, в их основе лежит привычка (мы путаем "после" и "по причине" этого). Юм отрицает Бога, полагая, что источник религии – в фантазиях людей.

В области социально-философской проблематики в XVII-XVIII вв. разрабатывается договорная теория происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии (Т.Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж.Руссо).

Т. Гоббс рассматривает государство как результат договора между людьми в целях всеобщего мира и безопасности, положившего конец естественному догосударственному состоянию "войны всех против всех" ("человек человеку – волк"). Граждане сами ограничивают свою свободу и отдают часть своих прав государю и государственным органам, которые обязаны охранять мир и общее благоденствие; лучшая форма правления – монархия ("Левиафан").

Дж. Локк,основоположник доктрины либерализма, утверждает, что в естественном состоянии господствовали отношения "человек человеку – друг"; поскольку все люди равны и независимы, то естественными правами являются право на жизнь, свободу, собственность; лучшая форма правления – это конституционная монархия ("Письма о веротерпимости").

Ж.-Ж. Руссо утверждает, что в "естественном состоянии" не существовало неравенства между людьми; оно появилось с момента возникновения частной собственности на землю, а вместе с ней – рабства и государства. Все люди равны в праве на свободу, поэтому государство возникает в результате общественного договора для достижения между всеми гражданами свободы и равенства ("Об общественном договоре").

Просвещение – эпоха в истории западноевропейской культуры конца XVII– начала XIX вв., которую называют "веком философии", т.к. обсуждение философских и научных проблем вошло в моду. Характерные черты: вера в мощь человеческого разума, который объявляется критерием развития общества и культуры; под культурой понимается лишь духовная культура; ориентация на достижения естествознания, в частности, на механическую картину мира; критицизм, скептицизм и антицерковная направленность, вольнодумство ("Раздавить гадину!" – лозунг Вольтера по отношению к религии).; направленность на человека и изменение социальной действительности.

В XIII веке философы-просветители Франции создают первую научную энциклопедию в 28 томах – "Энциклопедия", или "Толковый словарь наук, искусств и ремесел" (Д. Дидро, Д′Аламбер, Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо и др.).

Среди мыслителей XVIII века (в основном во Франции) широкое распространение получил механистический (метафизический) материализм – учение, согласно которому бога не существует; весь мир – это совокупность материальных тел, движение которых подчиняется законам механики; человек есть природное существо, подчиненное законам природы (Гоббс, Лаплас, Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Д′Аламбер, Кондильяк и др.)

К. Гельвеций утверждает, что природа существует вечно, находится в движении и развитии и на определенном этапе обретает способность ощущения.