Смекни!
smekni.com

История международных отношений (стр. 25 из 36)

Престиж СССР в широких массах падал. На какое-то время его удалось поднять в связи с поставками из СССР зерна - фактически это была плата за неучастие Ч в плане Маршалла.

Осенью 47 г, когда практически всем стало ясно, что «день Х» коммунистического переворота в Ч близок, американские дипломаты в Праге забили тревогу и просили Вашингтон сделать хоть что-нибудь в пользу чешских демократических сил. По инициативе посла США в Ч Госдепартамент на удивление быстро подготовил проекты 2-х соглашений, по экономике и культуре, но было уже поздно.

24 февраля 48 г по всей республике была проведена всеобщая забастовка, организованная съездом заводских советов. 25 февраля - комитеты полностью контролируют положение в стране. Окончательно сломленный Бенеш дал согласие на отставку 12 министров и подписал декреты о назначении нового кабинета Готвальда, состоявшего из коммунистов и их сторонников в других партиях и общественных организациях.

Советская империя требовала уже в 47 году унификации политической, социальной, экономической, то есть системной, а Ч всё ещё не была унифицирована, оставаясь слабым звеном лагеря «мира, демократии и социализма».

Таким образом, февраль 48 был заключением поглощения Ч советским блоком.

Болгария.

Ситуация в Б к августу - сентябрю 44 года характеризовалась значительной радикализацией масс под воздействием событий на Восточном фронте. Победы КА и выход её на границы Б значительно усилили русофильские настроения в обществе, надежды на разрыв с Г, коренные преобразования в стране.

История Б свидетельствует о том, что взятый с осени 47 г компартией курс на интенсификацию революционного процесса включил механизм и довольно быстро стимулировал поворот к сталинской модели социализма. Этот процесс по существу может быть расценён как стремительный переход от попыток модернизации общества к подготовке условий для его революционного преобразования , к быстрой адаптации и усвоению в болгарских условиях универсальной советской модели социализма.

Обращение к исследованию переходного периода болгарского общества во 2-й половине 40 гг позволяет констатировать сравнительно высокую степень его предрасположенности к авторитарным режимам левого типа, что и определило в стране, в значительной степени, перспективы усвоения советской (сталинской) модели социализма.

В данной ситуации резко возрос соблазн восприятия советского опыта строительства социализма, могущего дать, как считалось, выигрыш во времени, в отличие от эволюционного парламентского пути перехода.

Кроме того немалое значение имело особое восприятие России болгарами, для которых пример «старшего брата» усиливался благодаря чувству признательности.

Венгрия.

Когда летом 45 года на Потсдамской конференции был затронут вопрос о перспективах демократического развития стран ВЕ, находившихся под советской оккупацией, Сталин заверил своих недавних союзников по антигитлеровской коалиции: «У нас нет и не может быть таких целей, как навязывание своей воли и своего режима народам Е, жадущим от нас помощи. Мы бы изменили нашей идеологии, мы бы дезорганизовали ряды нашей партии, если бы не уважали малые нации, если бы мы не уважали их права, их независимость, если бы мы пытались вмешиваться в их внутренние дела».

Об усилении антигерманских тенденций в общественном сознании венгров свидетельствуют многочисленные факты того времени. Однако роль советской культуры в этой связи не сводилась лишь исключительно к роли противовеса прогерманским ориентациям.

Новая расстановка сил на международной арене после 45 года, усиление позиций СССР в регионе делали задачу ознакомления с советской культурой ещё более актуальной.

«Многое в этом мире зависит от сверхдержав... Каждая нация, если она желает сохранить себя, должна учитывать точку зрения этих стран,»- отмечал журнал венгеро-советского культурного общества.

«В любом нашем действии мы не можем не учитывать интересы СССР, а значит не можем и обойтись без знания соседней державы».

Советская сторона, реагируя на признания венгров о культурном сотрудничестве, никогда не забывала о своих базовых политических установках: распространение советской духовной продукции в первую очередь было призвано служить укреплению позиций СССР в этой стране, как и в других государствах восточно-европейского региона.

На это обстоятельство неоднократно указывали в те годы западные наблюдатели: «Коммунисты умеют извлекать пользу из действительных достижений русской культуры в прошлом с тем, чтобы повышать свой собственный престиж, делать более эффективной пропаганду своей идеологии».

Параллельно с резким повышением интенсивности советского культурного влияния столь же резко сужались масштабы иных, более традиционных для Венгрии культур. Соответствующим указом запретили показ современных западных фильмов, свернулась работа обществ культурных связей с западными странами, были пересмотрены театральные репертуары и книгоиздательские планы.

Советизация венгерской культуры означала не только и не столько её русификацию, сколько вполне определённую её идеологизацию.

В сентябре 47 года в польском городке Шклярска Поремба произошло важное событие - совещание представителей компартий СССР, шести восточноевропейских стран (Югосл, Болг, Рум, Венгр, Пол, Чех) + Фр и Ит.

На совещании, созванном в соответствии с замыслом советского руководства был вновь создан (после роспуска Коминтерна) международный коммунистический центр - информационное бюро компартий.

Принятые на совещании документы основывались на положениях программного доклада Жданова: сформулирован тезис об образовании 2 лагерей на мировой арене: лагеря империализма и антидемократизма, с одной стороны, и лагеря антиимпериализма и демократии, с другой. Ведущей силой империализма были окрещены США и поддерживавшие их Вел и Фр. Главными целями империалистического лагеря были признаны укрепление реакционных режимов, подготовка новой империалистической войны, направленной против социализма.

Главной своей задачей считали всемирное укрепление «антиимп и демокр лагеря» во главе с СССР.

Образование Информбюро (Коминформа) и решения принятые на совещании 9 партий означали дальнейшее ужесточение сталинской линии противостояния с З, сплочение восточноевропейских стран «народной демократии» под советским руководством.

Успешное наступление КА на всех фронтах в конце 44 - начале 45 гг, вступлени5е её на территорию Германии, в то время как союзники потерпели поражение в Арденнах, а потом остались у «линии Зигфрида», обусловили бесспорно ведущую роль СССР в антигитлеровской коалиции на завершающем этапе войны.

В то же время движения СССР по обеспечению своего влияния в Ц и Ю-В Евр вызывали напряжение в отношениях с союзниками, что остро выразилось в переговорах по урегулированию югославских и польских вопросов. Для Кремля было важно признание на международной арене Временного правительства Польской республики, образованного в Люблине 31 дек 44 г. 4 янв оно было признано СССР и обе стороны обменялись представителями на уровне послов.

Таким образом в Вост Евр к 49 г укрепилась сталинская модель построения социализма.

СССР - КНР: от договора о дружбе 49 года до конфронтации 60-х годов.

Сазонов Александр.

История России с самого начала зарождения в 15 веке небольшого Московского государства была историей почти непрерывной экспансии. Не исключением оказалась и её внешняя политика на Дальнем Востоке. Вот только некоторые вехи развития российско-китайских отношений.

1854 - основание Хабаровска.

1860 - основание Владивостока.

1860 - подписание Пекинского трактата: признание суверенитета России над всей территорией северо-восточного Амура и вниз по океанскому побережью до Владивостока, предоставление России широких прав на торговлю в Монголии и в Китайском Туркестане.

1875 - присоединение к России о. Сахалин.

1891 - начало строительства Транссибирской железнодорожной магистрали (через территорию Манчжурии).

В целом, история отношений России с Китаем на всём протяжении 19 столетия и вплоть до русской революции 1917 года была историей непрекращавшегося нажима русских на пограничные территории Китая: Манчжурию, Монголию и Синьцзян - нажим осуществлялся порой силой оружия, но чаще путём торгового проникновения и интриг.

1912 - установление республиканского правления в Китае.

В результате революции 1917 года позиции России на Дальнем Востоке несколько ослабли. Но к 1925 году советское правительство возвратило себе прежние позиции.

Двойственная политика Сталина, использовавшего для достижения своих целей в Китае и гоминдан, и КПК, имела плачевные результаты для китайских коммунистов. 1927 - Чан Кайши стал преследовать коммунистов и левые элементы в своём движении, снял коммунистов со всех ответственных постов, в результате чего влияние КПК было практически сведено к нулю.

1929 - попытка ослабить контроль русских на КВЖД. В итоге - вторжение советских войск в Манчжурию, возвращение позиций.

1932 - оккупация Манчжурии японцами и угроза с их стороны остальной части Китая заставили китайских коммунистов и гоминдан снова стать партнёрами в интересах победы над захватчиками. Этот «единый фронт» образовался, по-видимому, с благословения русских, готовых поддержать любой союз, который мог бы помешать дальнейшему проникновению японцев в глубь материкового Китая. Но в дальнейшем, когда мощь «держав оси» стала казаться неодолимой, Сталин не постеснялся умиротворить японцев, продав им в 1935 году КВЖД и признав в 1941 японское марионеточное государство Маньчжоу-Го. На протяжении большей части мировой войны русские были слишком заняты своими делами в Европе, чтобы проводить активную политику в Китае. Когда война начала приближаться к концу и окончательное поражение Японии стало неминуемым, Сталин поспешил использовать союз военного времени для достижения советских целей на ДВ. В 45 году в Ялте он вырвал у Рузвельта и Черчилля (в обмен на обязательство участвовать в войне против Японии) гарантию сохранения статус-кво Внешней Монголии, обещание, что весь Сахалин будет отдан России, гарантию обеспечения русских прав на порт Дайрен, Порт-Артур и на КВЖД, а также обещание передать России Курильские острова. Эта сделка была заключена без консультации с китайцами, будь то националисты или коммунисты. Сталина удовлетворяло находившееся тогда у власти националистическое правительство, и он даже посоветовал «китайским товарищам» после войны отказаться от самостоятельных попыток прийти к власти. Тем не менее, Мао сумел за поразительно короткое время провести наступление, разгромить гоминдан и в 49 году провозгласил образование 1-го коммунистического государства на ДВ - КНР. Так у СССР появился соперник, с интересами которого в дальнейшем пришлось считаться.