Смекни!
smekni.com

Коротаев А. В. Содержание введение 5 Вопросы, предложенные к обсуждению 9 (стр. 25 из 64)

В то же время, как считают многие ученые (Тураев 2001: 98), существенного прироста пищевых и других ресурсов в этих странах и в мире в целом не ожидается. Но так ли это? Действительно ли, технологии будущего не смогут обеспечить через 20 лет продукты с калорийностью 2—3 тысяч килокалорий и 2,5 литра воды в день на каждого человека? Действительно ли призыв ООН победить бедность к 2015-му году является пустой декларацией?

Как считает Эрик Дрекслер (Bruns 2004), именно нанотехнологии могут стать ключом к решению проблемы бедности. А сотрудники университета в Торонто перечислили 10 направлений в хозяйственно-экономической сфере, где использование наноматериалов способно сыграть определяющую роль. Так как нанотехнологии традиционно ассоциируются с высокотехнологичными и дорогостоящими проектами, в числе которых — «космический лифт», мини-роботы и «умные» лекарства, то из-за сравнительной новизны области, ее хозяйственные приложения еще не успели, по мнению авторов статьи, привлечь к себе должного внимания.

Тем не менее, среди главных задач, решение которых будет подвластно нанотехнологиям, названы очистка воды, хранение экологически чистого топлива и увеличение плодородности почв. По мнению экспертов, исследования в этих областях, которые ведутся сейчас, позволяют всерьез говорить о возможности эффективной борьбы с нищетой и другими проблемами.

Также надо отметить, что существует целый ряд технологий последнего поколения, способных существенно улучшить ситуацию в данном направлении. Можно отметить такие направления и проекты, как переход на выращивание генномодифицированных продуктов (нет причин считать зеленую революцию конца XX-го века пределом возможных достижений генетики), информационные и коммуникационные технологии (опыт успешного внедрения мобильной связи был осуществлен в Бангладеш (Yunus 1998: 409—410)), в том числе — проект стодолларовых ноутбуков (Cross 2007), доступность образования, настольное производство и — в несколько более отдаленной перспективе — молекулярное нанопроизводство. (Treder 2006).

Также важнейшую роль здесь может сыграть более справедливое распределение, в том числе — посевных площадей. Например, в США не используется такое количество посевных площадей, что можно было бы накормить уже сейчас всех голодных. Предел урожайности многих земель далеко не достигнут. Надо отчетливо понимать, что нищета и голод не есть следствия истощенности ресурсов Земли. В первую очередь это следствие неравномерного развития разных стран и распределения по странам и социальным группам, как материальных ресурсов, так и различных продуктов, в том числе, продуктов питания.

Тем не менее, уже сейчас бедность отступает, о чем убедительно свидетельствуют данные ООН (Human 2005). Но проблема остается и требует скорейшего решения. Будет она актуальна и для развитых стран — особенно в свете перспективы сокращения рабочих мест в будущем в связи с прогнозируемым развитием роботизации, автоматизации и компьютеризации многих видов деятельности. Постоянное увеличение социальных выплат станет неизбежным спутником технологически развивающихся обществ.

Существуют и иные возможности, даруемые новейшими технологиями, способные повысить благосостояние землян. Исходя из теории Саймона, мы можем считать, что чем больше талантливых людей в обществе, тем выше прогресс и его блага (Тураев 2001: 102). Новые возможности диктуют новую интерпретацию этой теории: чем более развиты системы искусственного интеллекта в стране, тем выше прогресс и тем выше получаемые на основе работы этих систем блага.

Не следует также забывать о синтетических продуктах питания. Эта отрасль еще не раскрыла всех своих возможностей (Тураев 2001: 89—90), и можно надеяться, что в будущем большая доля продуктов питания будет создаваться на химических фабриках, а не выращиваться в полях.

В связи с этим встает вопрос о том, как же именно следует распорядиться новыми и уже имеющимися возможностями решения проблем бедности и т. п. Некоторые исследователи видят решение проблема в развитии технологий, в совокупном применении их достижений и создании системы управления цивилизацией посредством «мирового правительства», работающего на основе искусственного суперинтеллекта. Не исключено, что только решения, принятые беспристрастным хорошо обученным искусственным суперинтеллектом и воплощенные в жизнь армией людей и роботов — только эти решения, пока не доступные людям в силу их ограниченности и подверженности эмоциям и предвзятости, смогут решить глобальные и иные проблемы и помочь нам создать достойное людей мировое сообщество.

3. Развитие компьютерных сетей и технологий, создание суперинтеллекта и микро - и нанороботов

С точки зрения синергетической философии кризисные ситуации всегда инициируют поиски новых путей в решении вызвавших кризисы проблем. Это верно как в сфере новых политических и стратегических решений, так и в сфере новых технологий, которые выводят общество как систему на более высокий уровень, где открываются новые возможности, хотя при этом обычно появляются и новые проблемы (Косарев 2003: 133—142). В то время как в обществе, с одной стороны, отчетливо видны тенденции к изоляционизму и усилению полицейского контроля, с другой — сети электронных коммуникаций многократно усиливают возможности общения людей, и возникают целые субкультуры, имеющие глобальную структуру.[***************]

Также в современном усложняющемся обществе возникает необходимость во все более сложных системах управления, что, естественно, связано и с глобализацией. Современные машины: самолеты, космические аппараты, подводные лодки, становясь все более сложными, содержат уже такое количество датчиков, что с анализом их данных человеку не справиться. Поэтому возникает необходимость создания все более сложной и совершенной компьютерной «нервной системы» и центрального «мозга», управляющего этими машинами.

Согласно известному закону Мура (Moore 1965: 114—117) такие параметры, как плотность элементов и быстродействие микропроцессоров каждые 18 месяцев удваиваются. Согласно этому эмпирическому закону, сложность электронных систем уже в первом десятилетии XXI века сравняется со сложностью мозга. Программное обеспечение, которое будет полностью имитировать человеческое мышление, скорее всего, появится в следующем десятилетии.[†††††††††††††††] Далее последует полнофункциональное слияние человеческого и машинного интеллекта

Говоря о развитии систем искусственного интеллекта, следует помнить, что сегодня существуют очень мощные финансовые механизмы стимулирования исследований, направленных на создание систем искусственного интеллекта — Artificial intelligence systems (AIS), обладающих не только формальной логикой, но и образным мышлением и «интуицией», сначала не уступающих, а затем и, возможно, превосходящих возможности человека. К ним относятся проекты, имеющие как оборонное, так и чисто финансовое значения (например, международные биржевые торги типа FOREX).

Для реализации таких систем не подходят обычные компьютеры, работающие на принципе машины фон Неймана с последовательным процессором.[‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡] Такие машины принципиально не способны к самопрограммированию. Тем не менее, простейшие варианты мозга и нервной системы моделируются на обычных компьютерах, эмулирующих среду, состоящую из формальных или модельных нейронов, расположенных слой над слоем и связанных между собой тормозящими, возбуждающими и запрещающими волокнами. Обучившись на нескольких примерах, такая нейросеть уже способна принимать решения, проводить классификацию и делать прогнозы, в том числе, и на биржевых рынках (Бодякин 1998).

Интеграция человека с созданными им же самим техническими устройствами, постепенно превращает его в киборга (кибернетический организм) (Васильева 1996). Уже сегодня люди используют вставные зубы, искусственные сердца, искусственные конечности, кохлеарные имплантанты, не говоря уж о стимуляторах сердца и мышц. Ведутся также исследования возможности вживления небольших микросхем — суперчипов в зрительный нерв для искусственных систем зрения у незрячих и в мозг для обеспечения безтерминальных вариантов общения человека с компьютером. Возможно, что внешний вид этих чипов будет существенно отличаться от вида нынешних. Так в Лос-Аламосской Национальной лаборатории США созданы так называемые «живые машины», наделенные способностью к выживанию за счет поиска источников энергии в незнакомой им среде (Хасслакер, Тилден 1995: 18—25). Эти существа в принципе могут быть столь мелкими, что вскоре смогут функционировать внутри живого организма и даже отдельной клетки, «питаясь» теми же источниками энергии, что и она. Это дает принципиальную возможность их постоянного пребывания внутри человека. Такой микроробот или даже наноробот[§§§§§§§§§§§§§§§] сможет самостоятельно передвигаться по телу подобно микроорганизмам при помощи кровеносной системы, очищая организм от болезнетворных микробов, зарождающихся раковых клеток и бляшек холестерина, но может быть использован также и как избирательное супероружие.

Профессор института кибернетики Кевин Варвик из английского города Рэдинг имплантировал себе в руку компьютерный чип — кремниевую матрицу размером около 3 мм (Завальский 2004). Он может при контакте со многими предметами не пользоваться тактильным каналом связи, поскольку мышцы его руки непосредственно взаимодействуют с компьютером. В дальнейшем он считает реальным связать мозг человека с машинами через чипы. Подобные микро- или даже наномашины могли бы жить и внутри черепной коробки, поддерживая связь живых нейронов мозга с искусственными, что позволит обходиться без монитора и видеошлема. Для того чтобы попасть в пространство виртуальной реальности надо будет просто закрыть глаза или выключить свет.