Смекни!
smekni.com

Коротаев А. В. Содержание введение 5 Вопросы, предложенные к обсуждению 9 (стр. 55 из 64)

Загадки нет и не было у ней.

Но устранение таковой загадки делает тайну природы более глубокой. Ее тайна обретает иное, бесконечное измерение, постигать которое должно через единство нелогосной бездны природы, порождающей человека, и творчества самого человека. И у Ф. И. Тютчева есть не только отрицание ложной веры в природу, но и утверждение истинной веры в природу, подчиненной вере в разум и творчество человека:

Так связан, съединен от века

Союзом кровного родства

Разумный гений человека

С творящей силой естества…

Скажи заветное он слово –

И новым миром естество

Всегда откликнуться готово

На голос родственный его.

Новое открытие истины есть всегда уже изменение бытия. Гносеология творит онтологию. Создание нового знания есть всегда создание новой реальности.

4. Единство всей человеческой деятельности в процессе преобразования мира. Вытекает из метафизичности проективной философии, из признания ею реальности Абсолютной Истины. Абсолютная Истина не может не содержать в себе все, быть в какой-либо мере частичной. То есть, в основе проективной философии идеал целостного и цельного знания, представляющего единство всего человеческого опыта. Но это цельное знание мыслится исключительно включенным в дело преобразования мира. А потому проективная философия требует, также, и единства, цельности всей человеческой деятельности, всей человеческой жизни, а не только единства в познавательной сфере. Вся человеческая деятельность становится также и познавательной деятельностью, включенной в цельное познание-преобразование мира. В проективном идеале цельного знания преодолевается разница между познанием и материальным производством, качественными и количественными результатами культурного преобразования.

5. Тотальность процесса преобразования мира, включенность в него всего. По причине метафизичности проективной философии Абсолютный Идеал не может быть в какой-либо мере частичным. Абсолютный Идеал должен заключать в себе целокупное и целостное преображение всей человеческой и нечеловеческой природы.

III. Онтологические положения проективной философии:

6. Человеческое творчество — онтологическая основа реальности. Это наиболее непосредственный онтологический вывод из последовательной проективной философии. Это положение, по существу, утверждает деонтологический характер проективной философии. Последовательная проективная мысль, в отличие от традиционной метафизики, исходит не от познания бытия, из познания сущего, а из должного. В этом проективная философия едина с метафизикой свободы, о которой будет речь ниже.

Но при этом из всех указанных выше философов человеческое творчество вполне имеет таковое место только в мировоззрении Бердяева, у которого это вытекает не из проективных идей, а из этических принципов (что особенно ценно). Так происходит потому, что мировоззрение Фёдорова и Соловьёва связано с традиционным теоцентризмом, а Сухово-Кобылин не свободен от гегельянства, в рамках которого в том числе и человеческое творчество является феноменом Абсолютного Мирового Духа. Наличие объективной закономерности проявления и становления единого мирового начала преобладает и в философских учениях указанных выше западноевропейских философов. Кроме того, от теоцентризма из них относительно свободен только С. Александер.

7. Телеологическое единство человеческого творчества и космического процесса. Проективная телеология есть основа онтологии, или точнее — проективная телеологичность онтологии. Проективная философия предполагает смыслом творчества преображение реальности. Цель творчества неотделима от самого творческого процесса.

8. Антропоморфизм всего мирового бытия. Следует из указанного понимания творчества. Человеческое творчество является онтологической основой всей, в том числе и нечеловеческой, дочеловеческой природы. Человек также является целью всей, в том числе и нечеловеческой, природы. Это связано с возможностью говорить о предтворчестве и предмышлении еще дочеловеческой природы.

9. Недетерминированность мирового процесса. Следует из природы творчества. Идея недетерминированности мировой эволюции развивалась в англо-американской «теологии процесса». Понятие эмерджентной эволюции было введено Л. Морганом и С. Александером и означает появление в ходе мировой эволюции таких новых качеств, которые напрямую не следуют из предыдущего состояния, представляют нечто новое, непредсказуемое. Но англо-американская метафизика процесса не есть метафизика творчества, она основывается на телеологическом детерминизме. Эта метафизика есть один из вариантов традиционной объективистской метафизики. Собственно понятие эмерджентной эволюции вводится для того, чтобы выйти за пределы детерминизма, как ее неизбежного следствия, но наличие детерминизма, обусловленного характером этой метафизики, не устраняется.

В связи с этим должная проективная философия должна отрицать субстанциональность времени, как предполагающую наличие вневременных, внеположных мировому процессу детерминаций. Понимание времени как субстанции — регресс к натуралистической метафизике и несовместимо с указанным понятием о творчестве. Время есть эпифеномен (последствие) процесса.

10. Проективная телеологичность понимания основных законов мира. Проистекает из предыдущего утверждения и концепции творчества в проективной философии. Это положение не допускает наличие вневременных, внеположных мировому процессу законов природы. Проективная философия понимает эту идею не как телеологичность уже данных законов мира, а как возможность наиболее совершенного и истинного понимания этих законов только в свете проективного Идеала. Но истинная проективная позиция предполагает и обратную сторону видения в понимании законов природы, как выявление посредством этих законов абсурдности и небытийственности мира. Поэтому оптимистическая телеология данных мировых законов, которая в частности развивалась в англо-американской «теологии процесса», не соответствует истинной проективной философии.

11. Единство трансцендентного и имманентного. Характеризует не только проективную философию, но для проективной философии является необходимым, так как Истина, Высшая Реальность, трансцендентное миру Начало рождается в ходе исторического процесса и, потому, соприсутствует в имманентном. Это метафизика имманентного, непрерывно выходящего за пределы самого себя, трансцендирующего в безусловно Высшую Реальность, метафизика становления Абсолютного в имманентном процессе и присутствия Абсолютного в имманентном процессе.

Это положение имеет сходство с логикой немецкой классической философии, но имеет по отношению к ней принципиальные отличия. Во-первых, в немецкой классической философии переход в трансцендентность осуществляется путем взаимоперехода и движения формальных определений. Во-вторых, это движение по существу полагается вне космогонического и исторического процесса. Это делает этот переход в трансцендентность по существу внеположным конкретному существованию существ и жизни мира.

В проективной философии мир трансцендирует в человека и трансцендирует в человеке, что взаимообосновано антропоморфностью мира и статусом человека, как имманентного и трансцендентного миру.

12. Продолженный восходящий, проективный эволюционизм. Наиболее яркое и заметное качество проективной философии в том, что центр ее размышлений — будущее восходящее развитие человечества и мира.

Философские учения до появления проективной философии и вне ее мыслившие эволюционный процесс, так или иначе, не превосходили данное состояние мира и человека. Примером тому является Гегель, который заканчивал процесс самопознания духа современным ему немецким государством (осуществившим свободу индивида в единстве с целым) и его собственной философией. И в другом направлении философии — позитивизме — Спенсер считает возможным рассматривать эволюцию только до настоящего момента. Сюда же относится и Маркс, который хотя он и мыслит о будущем человечества, но это будущее по качеству принадлежит данному состоянию мира и человека, по существу есть видоизмененное настоящее (не говоря уже об извращенности и частичности его идеала и о редукционистском характере его философии).

Истинная идея проекта преобразования мира и человека не может замыкать его на чем-то частном и конечном, как и не может основываться на бесконечном стремлении к неосуществимому идеалу. Примером частного и конечного идеала является проективный идеал Н. Ф. Фёдорова, который конечной целью утверждает всеобщее воскрешение и полную победу над смертью во всем мире и все к осуществлению этой цели сводит. Ибо победа над смертью не может быть всепоглощающей целью, а является одной из составляющих для осуществления Идеала. Истинный проективный Идеал можно охарактеризовать как достижимую бесконечность, достижение которой не прекращает стремление к Идеалу. Именно потому, что Идеал есть не частичность, а целостность, к нему не приближаются, а его раскрывают в бесконечности. Осуществление только бессмертной жизни есть частичность, поэтому таковой идеал можно реализовать и оставить как пройденный этап. Истинный же Идеал Вечной жизни есть целостность.

Зрелая проективная философия предполагает концепцию всецелого и качественно-бесконечного совершенствования, преображения человека и мира, предполагает бесконечное расширение и бесконечное совершенствование человеческой природы, что, вместе с тем, необходимо связано с постановкой задач осуществления конкретных, конечных и всецелых целей в проекте осуществления Идеала.

Продолженный восходящий эволюционизм предполагает также соединение метафизики и философии с естественнонаучным эволюционизмом, неотъемлемость понимания человека и истории от предшествующей эволюции, имманентность космогонического процесса человеку и истории. Но также — и трансцендентность человека и истории космогоническому процессу, что проистекает из понимания разумного творчества человека. Космогонический процесс является неотъемлемой частью исторического процесса, но исторический процесс не часть космогонического процесса. Космогонический процесс имманентен историческому процессу, но исторический процесс трансцендентен космогоническому процессу. Исторический процесс есть сущность космогонического процесса, но космогонический процесс не сущность исторического процесса. При этом статус человека как личности в проективной философии должен мыслиться персоналистически (человек трансцендентен, превышает исторический процесс), а не имперсоналистически, (в этом случае исторический процесс по существу превышает личность). Русская проективная философия, особенно в лице Бердяева и Соловьёва, соответствовала персоналистическому пониманию статуса человека в противоположность философии Шардена и англо-американскому процесс-теизму.