Смекни!
smekni.com

Коротаев А. В. Содержание введение 5 Вопросы, предложенные к обсуждению 9 (стр. 30 из 64)

Только познакомившись с представителями Российского трансгуманистического движения, я увидел у них понимание значимости надвигающейся проблемы, которая ими называлась «Сингулярностью», но по сути была синонимична «Фазовому переходу», да и пути решения этой проблемы намечались примерно одинаковыми: нанотехнологии, искусственный интеллект. Таким образом, и сформировался наш союз: Российского Трансгуманистического Движения и проекта «Информоград».

«Информоград» — это проект саморазвивающейся социально-экономической структуры, ориентированной на экономику знаний. Системообразующим инструментарием Информограда является интеллектуальное рабочее место исследователя (ИРМИ), на основе наших разработок в области крупномасштабных интеллектуальных саморазвивающихся систем.

Информоград характеризуется высокой производительностью знания. По нашим оценкам, синергетически образующаяся эффективность коллектива трехсот взаимодополняющих специалистов, благодаря ИРМИ, будет равна по исследовательской мощности современному научному центру с многотысячным населением. Это практическая реализация законов А. А. Богданова «о сверхаддитивности социальных систем» в рамках информационных технологий Информограда (ИРМИ). ИРМИ — это одна из технологий глобального действия, и как все ТГД она обоюдоостра. Управляемая, она может быть и будет направлена на созидательное творчество. Неуправляемые же технологии искусственного интеллекта — это путь хаотического саморазрушения цивилизации.

В рамках проекта «Информоград» комплексно решаются не только производственные проблемы, но также социальные и бытовые проблемы, связывая всех участников проекта в единый социальный организм. Все социально-экономические отношения в Информограде информационно прозрачны. В обществе отсутствуют какие-либо антагонистические классы. Все социальные блага (образование, жилье, медицина, досуг и т. д.) оплачиваются из бюджета-фонда Информограда. Нами Информоград рассматривается как первый шаг прообраза ноосферного общества, социума будущего.

Этические нормы Информограда построены на всеобщем и гармоничном познании окружающего мира. Все, что приближает время полного познания Вселенной, рассматривается как прогрессивное и высоконравственное. Знание есть валюта эволюции, которой и оценивается вклад каждого человека. В этом плане интересен союз человека и искусственного разума (ИРМИ).

С точки зрения сотрудничества, ИРМИ для человека представляется идеальным партнером, т.к. у них одна область производства легко тиражируемого результата (информационного продукта, знания). В итоге каждый получает весь конечный продукт — новое знание. С точки зрения восстановления работоспособности обоих «организмов» конкурентного пересечения нет, для человека остается привычное ему жилье, еда, социум, для ИРМИ — несколько кВт электроэнергии и полуподвальное помещение, так что, никаких естественных оснований для конфликта (как например, в кинофильмах «Терминатор», «Матрица») между человеком и искусственным разумом нет. Сотрудничество же человека с ИРМИ станет мощным стимулом для заключительного экспоненциального этапа научно-технического прогресса нашей цивилизации. Каждому индивидууму в Информограде представится возможность полной самореализации - «вылепить» самого себя в соответствии со своей мечтой в общей картине эволюционного восхождения разума во Вселенной.

Но чтобы успешно достичь обрисованного проекта, необходимо уже сегодня начинать создавать общественные структуры и крупномасштабный технологический интеллектуальный инструментарий, которые бы совместно могли преодолеть надвигающийся цивилизационный кризис в виде хаотического вала ТГД.

Если сегодня международные структуры обеспокоены глобальными тенденциями изменения климата и экологии, необратимые последствия которых могут проявиться в ближайшие столетия, то результаты воздействия инновационных технологий глобального действия (ТГД), по нашим прогнозам, могут привести к катастрофическим последствиям уже в ближайшие десятилетия. Поэтому необходимы формирование и консолидация сил по единой программе действий создания Международных структур по глобальному управлению инновационными процессами НТР, включая закон о нераспространении ТГД в рамках нарождающегося Ноосферного общества, в котором основной ценностью человечества будет его духовное богатство.

Валерия Прайд Трансгуманисты традиционно разделяют Ваш интерес к пока еще мало разработанной в научной практике теме соединения искусственного разума и естественного человеческого интеллекта. Более того, проект «Информоград» представляет собой пока еще редкий случай проявления NBIC-конвергенции в области пересечения информационных и когнитивных технологий. Что касается Вашей метафоры, не могу не вспомнить цитату с похожей метафорой, но несколько в ином контексте. Она приведена в книге Элвина Тоффлера «Шок будущего» и принадлежит ученому-писателю Ральфу Лэппу:

«Мы находимся в поезде, который набирает скорость, мчимся по пути, где стоит неизвестное количество стрелок, ведущих к неизвестным пунктам назначения. В кабине паровоза нет ни одного ученого, а у стрелок могут оказаться демоны. Большая часть общества находится в тормозном вагоне и смотрит назад» (Тоффлер 2001: 470).

Увы, это отражает реальное положение дел на настоящий момент.

Коротаев А. В. Слово «сингулярность» почти не встречается в статьях этого сборника. О том, что авторы пользуются им значительно чаще, чем может показаться при беглом знакомстве с книгой, можно предположить лишь по некоторым намекам. Например, В. И. Бодякин рассказал в своем выступлении о том, что он увидел понимание проблемы «Сингулярности» как фазового перехода у представителей Российского Трансгуманистического Движения (см. выше). Хотелось бы остановиться на этом подробнее.

В 1960 г. Х. Фон Ферстер, П. Мора и Л. Амиот показали, что между 1 и 1958 г. н.э. динамика численности народонаселения мира (N) может быть с необычайно высокой точностью описана при помощи уравнения

, где Nt– это численность населения мира в момент времени t, а C и t0 – константы; при этом t0 соответствует абсолютному пределу, когда N стало бы бесконечным, если бы численность населения мира продолжила бы расти по той же самой траектории, по которой она росла с 1 по 1958 г. н.э. Отметим, что точка t0 обозначается в математике как «особая точка» (singular point или singularity [«сингулярность»]). Параметр t0 был оценен Х. Фон Ферстером и его коллегами как 2026,87, что соответствует 13 ноября 2026 г.

Обратим внимание на то, что описываемый этим уравнением закон роста обозначается как «гиперболический». Гиперболический закон роста (известный также как «режим с обострением» (см., например: Курдюмов 1999; Князева и Курдюмов 2005)) и характеризуется тем, что генерируемая им кривая уходит в бесконечность за конечный промежуток времени в «момент обострения» (= в «особой точке» = в «точке сингулярности»). Мое выступление на одном из трансгуманистических семинаров было направлено как раз против буквального понимания «сингулярности», предполагающего, что если некий показатель технологического, социального и т.п. развития растет гиперболически, то он реально приобретет бесконечное значение в достаточно легко исчисляемый момент обострения (или, другими словами, в «сингулярной точке»). В реальности ухода в бесконечность в реальных процессах, развивающихся в режиме с обострением, конечно же, никогда не наблюдается, так как за заметное время перед тем, как значение соответствующего показателя системы должно было бы уйти в бесконечность, система испытывает качественную трансформацию («фазовый переход»).

При этом я вполне готов согласиться с В. И. Бодякиным в том, что сингулярность в словоупотреблении трансгуманистов выступает в качестве фактического синонима именно понятия фазовый переход. Поэтому использование слова сингулярность в качестве метафорического синонима более строгого понятия «фазовый переход» в принципе особых возражений не вызывает. И трудно себе представить, что футурологическое сообщество в обозримом будущем откажется от его употребления. Только в этом случае, видимо, уже правильнее говорить не о «сингулярной точке», а о «зоне сингулярности».

Так далека ли современная Мир-Система от Сингулярности? Как скоро она должна испытать новый фазовый переход? Стоит отметить, что если анализ динамики определенного показателя выявляет достаточно высокую близость момента обострения (сингулярной точки), это может свидетельствовать не только о том, что фазовый переход скоро начнется. Это может свидетельствовать и о том, что фазовый переход уже начался (или даже уже близок к завершению).

Например, анализ мировой демографической динамики за 1–1998 гг., проделанный А. Джохансеном и Д. Сорнеттом, выявил наличие по демографии сингулярной точки в районе 2050 г., что позволило им предположить, что в середине текущего века Мир-Система испытает фазовый переход. А исследование Х. Фон Ферстера и его коллег выявило момент обострения в районе 2026 г. Более поздний анализ мировых демографических данных за 1–1975 гг., предпринятый Дж. Серрином, дал еще более ранний момент обострения в районе 2020 г.

Таким образом, вплоть до начала 1970-х годов момент обострения (= «сингулярность») все более приближался, а с начала 1970-х годов он начал все более удаляться. О чем это говорит? Так рядом Сингулярность или нет? Ответ здесь достаточно прост. Сингулярность не просто рядом. Мы просто в ней, в ее зоне (т.е. в зоне фазового перехода), сейчас и находимся. Мир-Система уже достаточно давно вошла в зону фазового перехода и сейчас из этой зоны (по крайней мере, в демографическом измерении) уже выходит. При этом как раз применительно к демографической динамике этот фазовый переход хорошо известен и изучен. Речь идет о т.н. «демографическом переходе.