Смекни!
smekni.com

Коротаев А. В. Содержание введение 5 Вопросы, предложенные к обсуждению 9 (стр. 58 из 64)

Ибо не имеет смысл говорить об абсолютном достоинстве человека, не предполагая у него наличие абсолютной моральной автономии. Человек настолько является человеком, насколько он является свободным в моральном самоопределении. Свобода и есть начало человечности. Свобода есть то, что делает человека безусловным существом.

Хотя у самого Канта и имеют место и первое и второе указанные искажения прочтения КИ, причем взаимосвязанные его философским воззрением, изложенная позиция метафизики свободы не противоречит стержневой мысли этической философии Канта: «Автономия есть, таким образом, основание достоинства человеческой и всякой разумной природы» (Кант 1997: 191).

Таким образом, в метафизике свободы лучше выводить именно из третьего принципа два других. Ибо абсолютная трансцендентная ценность свободной моральной воли дает абсолютную трансцендентную ценность субъекту свободы (человеку) и объекту свободы (должному универсуму, рационально отраженному в идее всеобщего и необходимого законодательства). Только свобода придает истинность человеку и законодательству. Вне свободы нет ни человека, ни морального закона.

3. Третий постулат самозаконности: самозаконность и трансцендентная ценность моральной личности — трансцендентное достоинство свободной моральной личности: моральная личность, и только моральная личность, является абсолютной целью в себе и никогда средством.

У Канта эта идея закрепляется во второй формулировке категорического императива: «Поступай так, чтобы ты никогда не относился к человечеству, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, только как средству, но всегда в то же время и как к цели» (Кант 1997: 169).

В. Виндельбанд этот аспект категорического императива Канта определяет как закон защиты человеческого достоинства, и, в соответствии с этим переписывает эту вторую формулировку категорического императива: «поступай так, чтобы всегда уважать человеческое достоинство, как в твоем собственном лице, так и в лице всякого другого человека, и чтобы всегда относится к личности как к цели, а никогда — только как к средству» (Виндельбанд 2000: 131).

Вечным завоеванием в этической философии является идея Канта строить отношение к другому на основе собственного личного достоинства, что только и соответствует первоначальности ценности свободы. Ибо пренебрежение к добру в другом означает пренебрежение и своей личностью.

Таким образом, три постулата самозаконности связаны воедино трансцендентной основой метафизики Канта — свободной моральной личностью.

Но, учитывая вышесказанное о значении моральной автономии для утверждения безусловной самоцельности человека и продолжая переосмысление КИ в проективном русле, должно дать новую форму второй формуле КИ:

Поступай так, чтобы всегда уважать человеческое достоинство, как в твоем собственном лице, так и в лице всякого другого человека, и чтобы никогда не относится ко всякому существу, которое может стать автономной моральной личностью, только как к средству, но всегда в то же время и как к цели.

Должно отметить, что эта формула, в отличие от кантовской, уже содержит в себе самое первичное (самое формальное) определение содержания этой цели – сделать для другого все возможное, чтобы он стал автономной моральной личностью.

Также, в отличие от кантовской, эта формула содержит два рода субъектов цели: первый род таковых субъектов поименован понятием человек (в метафизическом смысле, а не в общепринятом, обыденном, правовом и т. п.), второй род – поименован понятием существа, могущего стать автономной моральной личностью (т.е. человеком в метафизическом смысле). Понятно, что второе множество самоцельных субъектов шире первого, а императив уважать человеческое достоинство больше во всех отношениях императива самоцельности по отношению ко второму множеству.

В отличие от существа, которое может стать автономной моральной личностью, человек, как существо моральное, духовное, уже по определению морального, духовного начала, не может быть данным, ставшим в порядке природы – он должен быть ставшим в порядке свободы. Ибо потенция моральной автономии, в отличие от самой моральной автономии, может быть данной в порядке природы.

Также в данной формуле КИ содержится одно из определений понятия человек. Это определение: человеком является существо, обладающее способностью к должному уважению человеческого достоинства, Человечности, как в себе, так и в другом человеке. Это важное формальное дополнение к понятию человека, как автономного морального существа.

Этим трем принципам самозаконности в изложенном порядке следует соотнести три постулата проективной антропологии:

I. Постулат Всемогущества Человека (красный).

Заключает исполнение низшей (подчиненной) составляющей свободы человека, которая имеет 2 уровня:

Высший уровень, относящийся к человеческой природе. Задача: абсолютное всецелостное подчинение Духу, одухотворение человеческой природы. Недопустимость отчуждения какого-либо компонента человеческой природы.

2) Низший уровень, относящийся к нечеловеческой природе. Задача: абсолютное всецелое подчинение Духу, одухотворение нечеловеческой природы.

II. Постулат Всеблагости Человека (белый).

Является центральным. Заключает полноту исполнения высшего (изначального) аспекта свободы человека, который обеспечивает трансцендентное достоинство человеческой личности: Личность — самоопределяющееся в безграничной свободе Абсолютное Начало.

Как всеобщность и необходимость морального закона обосновывается и оправдывается автономностью моральной воли, его устанавливающей, так Всемогущество Человека обосновывается и оправдывается его Всеблагостью, в основании которой — истинная Свобода. Ибо Свобода и есть непосредственное, чувственное и сверхчувственное, постижение Абсолютного Добра, творчески данное всей целокупностью душевных и интеллектуальных способностей человека. Без Всеблагости Всемогущество не является истинным, ибо всемогущество зла есть только следствие бессилия Добра.

III. Постулат Всесовершенства Человека (зеленый).

Всесовершенство Человека есть единство Всеблагости и Всемогущества Человека.

Проективная теория личности возрождает в новом смысле онтологический аргумент о реальности Всесовершенного Существа. Ибо идея Всесовершенного Существа необходимо не может не соответствовать его реальности, но не неистинной сущей реальности, а единственно истинной Должной Реальности. Ибо, в соответствии с проективной сущностью человеческой мысли, наличие идеи Всесовершенного Существа доказывает необходимость, но необходимость морального порядка, не необходимость существования Всесовершенного Существа, но необходимость создания Всесовершенного Существа.

Эти три постулата проективной антропологии есть три верховные истины антропотеокосмического мирового эволюционного процесса:

Становление существа Всемогущего есть становление Космоса.

Становление существа Всеблагого есть становление Человека.

Становление существа Всесовершенного есть становление Бога.

III. Золотой канон вечной метафизики Платона — Соловьёва.

Доселе неоплатонизм является единственной разработанной полноценной метафизической традицией в истории философии. Можно только говорить о подходах к созданию альтернативных полноценных метафизических учений. Иные же разработанные метафизические традиции, такие как аристотелевско-схоластическая или метафизика стоиков (не говоря уже о более поздних попытках создать иную метафизику) не являются полноценными метафизическими учениями, являются в той или иной мере редукцией и секуляризацией метафизики.

Связывание здесь идеи вечного канона метафизики с именами Платона и Соловьёва не имеет целью уменьшить значение таких важнейших вех и величайших достижений в развитии неоплатонизма, как философии Плотина, Прокла, неоплатоников Возрождения, немецкой классической философии (из коих в полной мере к традиции неоплатонизма относится Шеллинг), но имеет целью отметить философию Соловьёва, как наиболее прогрессивное достижение развития философской мысли, которое еще находится в русле развития неоплатонизма. Философия Соловьёва дает наиболее полноценное содержание главным достижениям метафизической мысли Платона.

Золотой Канон метафизики есть вечная форма сверхчувственного познания Вселенского Идеала. Эту вечную форму метафизического познания можно представить в девяти принципах, семь из которых являются дифференциальными, определяющими Свет единой истины, преломленный в отношении к различным аспектам метафизического познания и преобразования действительности, и два принципа являются интегральными, определяющими единую сущностную, смысловую и ценностную основу всей деятельности.

1.(фиолетовый) Принцип трансцендентности. (Этический принцип)

Философия, в основе своей является мыслью о Высшем Идеальном, является постижением трансцендентного Идеального Универсума, который есть единственная абсолютная ценность и трансцендентен по отношению к миру сему. По учению Платона Идея есть должное, есть идеал, Мир Идей задает этические нормы для всего. Так Соловьёв говорит о начале мировоззрения Платона: «Ранее противоположности между «сущим по существу» и призрачно «бываемым», кажущимся, или явлением — ранее этой диалектической и метафизической противоположности, почувствовал Платон, под влиянием учения и в особенности смерти Сократа, этическую противоположность между должным и действительным, между истинным нравственным порядком и строем данного общежития» (Соловьёв 1966: 219). Кн. С. Н. Трубецкой так выразил этическую сущность философии Платона: «Если в мире сем идеал не осуществляется, то это не значит, чтобы этот идеал был ложным; если этические нормы, всеобщие и безусловные, отвергаются и нарушаются человечеством, это не значит, чтобы они упразднялись, были мнимы. Наоборот, они обладают высшею, сверхчувственною реальностью: идеалу, истине принадлежит подлинная действительность, тогда как тот видимый порядок вещей, который есть отрицание идеала, есть не только дурной, но и ложный» (Трубецкой 1997: 346—347). Неотделимость высшего Идеального Мира от этически-абсолютного — свойство всей неоплатонической традиции, не говоря уже об этикоцентрическом мировоззрении В. С. Соловьёва.