Смекни!
smekni.com

Коротаев А. В. Содержание введение 5 Вопросы, предложенные к обсуждению 9 (стр. 59 из 64)

2.(синий) Трансцендентно-гносеологический принцип.

Знание о Высшем Идеальном, которое есть основание всякому знанию, трансцендентно миру сему. Поэтому не внешний мир есть источник высшего и первичного знания.

Эта мысль наиболее обстоятельно проводится в диалогах Платона. По Платону «у подлинного или нормального человека, т. е. мудрого и праведного, истинное его существо — ум созерцающий — обращено исключительно и всецело к иному, запредельному свету; такой человек, по-настоящему, живет лишь в космосе идей, а на земле его призрачная жизнь, общая с другими людьми, есть для него только умирание» (Соловьёв 1966: 225).

Соловьёв справедливо осуждает этот дуализм, упраздняющий единство человека. Преодоление этого дуализма начинается с неоплатонизма Возрождения. Но вполне это преодолевается только у Соловьёва, ибо не может быть преодолено вне проективной мысли. Но и Соловьёв, безусловно, и еще более радикально, чем Платон (ибо Соловьёв не признает самостоятельного значения не только для эмпирического, но и для рационального пути познания, т. е. не признает и диалектического метода постижения Истины Платона), придерживается принципа нисходящего познания, которое нисходит от открытого разуму трансцендентного Божественного Мира к познанию всех вещей мира сего, что «сводится к выведению условного из Безусловного, выведению того, что само по себе не должно быть, из Безусловно Должного, к выведению случайной реальности из Абсолютной Идеи, природного мира явлений из Мира Божественной Сущности» (Соловьёв 1966: 120).

3.(голубой) Гносеологический принцип.

Высшее Идеальное есть истинная, Должная реальность, потому Всесовершенная и абсолютно-разумная, и только эта реальность есть вполне разумная и, потому, во всем постигается разумом человека, и только эта реальность есть во всем постигаемая разумом человека. Но так как все имеет основание в этой реальности и все должно быть приведено к этой реальности этот принцип есть принцип всемогущества человеческого разума.

У Платона, как и во всей неоплатонической традиции, Мир Идей всецело и абсолютно разумен по самому определению. Только Мир Идей и является таковым, ибо «подлинное знание содержится в подлинном бытии» (Платон 1993: 156). У Соловьёва таковым является не только мир Вечных Идей, но и, по-существу, Мир воплощенных Идей, то есть Совершенный Космос — Богочеловечество, осуществляемое сотворчеством Бога и человека.

4.(зеленый) Телеологический принцип.

Мир в целом и каждое существо имеют свое Высшее, телеологическое основание в трансцендентном Идеальном Универсуме. В Высшем Идеальном — высшая цель мира и каждого существа.

Подобно тому, как этическое начало дает направление пониманию о начале истинного знания, понятие об истинном знании дает направление пониманию высшего бытийственного Начала всего сущего — его высшего Предназначения. Телеология — в основе истинной онтологии. Здесь высшее Предназначение человека стоит в основе понимания всего сущего.

В непроективном платонизме и неоплатонизме Полагание Цели не в человеке и человечестве, а в отвлеченном Едином (с чем связано и отрицание материального мира) создает статическую телеологию (телеологию, в которой целевые причины служат только пониманию целесообразности устройства данного мира). В таковой телеологии Высшая Целевая Причина редуцирована к статической целесообразности всего и каждой вещи в отдельности. К тому-же эта Высшая Целевая Причина является неосуществляемой по отношению к материальному миру.

Для античного платонизма и неоплатонизма целевая этическая задача относится только к восхождению человеческой души к миру Вечных Идей или слиянию души с Абсолютом — Единым.

Более положительное отношение к материальному миру появляется в неоплатонизме Возрождения. Но последовательное возведение всякого бытия к единой этической задаче становится возможным только в проективном неоплатонизме Соловьёва.

5.(желтый) Принцип Единства. (Онтологический принцип.)

Трансцендентный Идеальный Универсум есть Абсолютное, Всесовершенное Единство. Все должно возводиться к единству в этом Высшем Идеале.

Для Соловьёва мировой процесс есть неразделимое обретение единства и совершенства. Всеединство у Соловьёва есть основополагающее определение Высшей Идеи — Абсолюта. У Соловьёва, по крайней мере, в сознательной части его философии, абсолютное осуществление Истины, Добра и Красоты сводится к полному осуществлению единства всего сущего, что является недостатком его философии.

Абсолютное Единство должно пониматься, как должное быть осуществляемым, а не как сущее. Но это осуществление Единства предполагает наличие начал такового в уже данном мире.

В непроективном платонизме и неоплатонизме идея Единства связана или с обесцениванием материального мира, признанием его только подобием или отражением реальности, а не самой реальностью, или с тенденцией к пантеизму.

Так, у Платона все Идеи возводятся к Единству — Высшей Идее Блага: «Чем будет Благо в умопостигаемой области по отношению к уму и умопостигаемому, тем в области зримого будет Солнце по отношению к зрению и зрительно воспринимаемым вещам» (Государство. Кн.5, 508 c) (Платон1994: 290). «Солнце дает всему, что мы видим, не только возможность быть видимым, но и рождение, рост, а также питание, хотя само оно не есть становление. … Считай, что и познаваемые вещи не только могут познаваться благодаря Благу, но оно дает им и бытие, и существование, хотя само Благо не есть существование, оно — за пределами существования, превышая его достоинством и силой» (Государство. Кн.5, 509 b) (Платон 1994: 291). Но и все вещи видимого мира причастны по Платону Идеям, являются «тенями», подобиями Вечных Идей, которые задают должные, но недостижимые, нормы для всех вещей. Следовательно, и видимый мир имеет свое основание и жизненный источник в Высшей Идее Блага.

6.(оранжевый) Принцип Единства Истины, Добра и Красоты. (Эстетический принцип.)

Единство Истины, Добра и Красоты осуществлено в Идеальном Универсуме и осуществляется в истинном человеческом познании. Истинная всецелая Красота и должна пониматься как верховная цель Добра. Соловьёв также понимал, наряду с добром, только красоту как цель в себе.

Хотя, особенно в классическом платонизме и неоплатонизме (у Платона и Плотина), красота, скорее, является средством в постижении Истины и соединения с Истиной, и истина, а не красота является высшим принципом понимания Идеального Мира, Платон привносит чувственно-эстетический элемент в высшую область, которую он полагает постигаемой чистым умом. Но эта красота сродни только красоте, чтимой «поклонниками Урании холодной» /Е. А. Баратынский/, и даже более отвлеченной и нечувственной красоте холодных чисел: «Занебесную область не воспел никто из здешних поэтов, да и никогда не воспоет по достоинству. Она же вот какова: эту область занимает бесцветная, без очертаний, неосязаемая сущность, подлинно существующая, зримая лишь кормчему души — уму; на нее-то и направлен истинный род знания» (Федр, 247 c)(Платон 1993: 156). По Платону это красота чистого знания.

Но Соловьёв справедливо видел в основе греческой метафизике эстетическое вдохновение: «Если же, как это очевидно, красота и гармония составляют необходимый и существенный элемент Божества, то без сомнения должно признать греческий идеализм как первый положительный фазис религиозного откровения, в котором божественное начало, удаленное из чувственной природы, явилось в новом светлом царстве, населенном не бедными тенями материального мира и не случайными созданиями нашего воображения, а действительными существами, которые с чистотою идеи соединяют всю силу бытия и, будучи предметами созерцания (для нас), в то же время суть и объекты существования (в самих себе)» (Соловьёв 1966: 68—69).

В метафизике Соловьёва впервые именно красота поставлена на высшее место и получила таковое обоснование. Ибо Соловьёв впервые, против прежнего платонизма и неоплатонизма, ставящего на первое место Истину, а не Красоту, поставил в основу своей метафизики понятие Идеи Воплощенной. Это неразрывно связано с проективным характером метафизики Соловьёва, ибо революционным для всей метафизической традиции является то, что преображение материального мира ставится в ее основу. Наиболее глубокие интуиции в этом отношении явлены именно в эстетической части философии Соловьёва.

7.(красный) Антропологический принцип.

Познание есть целостное совершенствование и Восхождение человека, как при этой жизни, так и после смерти, в истинное трансцендентное Идеальное бытие.