Смекни!
smekni.com

Советский союз в системе международных отношений 1920–1941 (стр. 20 из 44)

Однако Э. Галифакс отклонил предложение занять пост премьер-министра, что автоматически делало У. Черчилля премьером. «Триумф Черчилля оказался страшным ударом для короля. Говорят, что он «резко возражал» против назначения Черчилля премьер-министром и пытался уговорить Чемберлена передумать и найти способ опровергнуть возражения Галифакса … . Когда Чемберлен настоял на своем, Георг VI пришел в такую ярость, что позволил себе беспрецедентное оскорбление, отказавшись выразить обыкновенное в таком случае сожаление при его отставке. Надломленный Чемберлен после этого долго не протянул: плохое здоровье заставило его уйти из политики» в сентябре 1940 года, умер он через два месяца после этого.

Приход У. Черчилля к власти, а помимо премьер-министра он стал еще и министром обороны, повлек за собой смену курса британской политики – в отличие от Н. Чемберлена и Э. Галифакса, согласных на то, чтобы Германия вместе с Англией уничтожила СССР, У. Черчилль добивался, чтобы Германия вместо Англии уничтожила СССР. Однако очевидным все это стало далеко не сразу. На первых порах У. Черчилль «ввел сторонников Чемберлена в кабинет и назначил их на ответственные внешнеполитические посты». (союзники СССР, 605) Э. Галифакс остался во главе внешнеполитического ведомства, Н. Чемберлен – «членом коалиционного правительства У. Черчилля и лидером Консервативной партии, а также лордом-президентом Совета». (союзники СССР, 129, 602)

10 мая 1940 года, в день отставки Н. Чемберлена, Германия напала на Францию, Голландию и Бельгию. Полагаясь на заключение после разгрома Франции мира с Англией и организацию совместного похода против СССР, 24 мая 1940 года А. Гитлер остановил танковое наступление своих войск против союзников, обороняющих Дюнкерк. Тем самым А. Гитлер дал возможность британским войскам эвакуироваться из северного «мешка», а своим – избежать фронтального столкновения с загнанным в угол обреченным и отчаянно сопротивляющимся противником, сохраняя, таким образом, для грядущего похода на СССР жизнь как британских, так и немецких солдат. «Стоп-приказ» вызвал удивление не только у немецких генералов, которым А. Гитлер «объяснил остановку танковых частей … стремлением сберечь танки для войны в России». (осокин, 617// итоги дискуссии) Даже ближайший сподвижник А. Гитлера Р. Гесс убеждал его в том, что разгром британских войск во Франции ускорит мир с Англией.

Однако А. Гитлер не поддался ни на чьи уговоры и остался непреклонен – разгром 200 тысячной британской группировки, несомненно, увеличивал шансы мира Англии с Германией, но вместе с тем уменьшал потенциал Англии в борьбе с Советским Союзом, что для А. Гитлера было совершенно неприемлемо. На 27 мая число эвакуированных было невелико – всего 7669 человек, однако в дальнейшем темпы эвакуации резко возросли, и всего из Дюнкерка было эвакуировано 338 тысяч человек, включая 110 тысяч французов. Британскими экспедиционными силами было брошено большое количество боевой техники и тяжелого вооружения. Убедившись в начале эвакуации англичан из Дюнкерка, 28 мая 1940 года А. Гитлер начал обсуждение армии мирного времени и 15 июня отдал распоряжение о сокращении армии до 120 дивизий с одновременным увеличением числа подвижных соединений до 30. Увеличение числа подвижных соединений было необходимо для войны на бескрайних просторах России, а сокращение немецкой армии должно было компенсироваться участием в войне с СССР спасенных А. Гитлером британских войск.

21 мая, а затем 20 июня Редер беседовал с Гитлером на тему вторжения в Англию «не с целью предложить вторжение, но желая договориться о том, что, если будет отдан приказ о вторжении, разработка деталей не будет производиться поспешно. Гитлер был настроен скептически и сказал, что «прекрасно понимает, с какими исключительными трудностями было бы сопряжено подобное предприятие». Кроме того, он лелеял надежду, что Англия будет добиваться мира. Лишь в последнюю неделю июня германское верховное командование занялось этой идеей, и только 2 июля была дана первая директива о составлении плана вторжения в Англию как возможного события». (У. Черчилль, кн2) По мнению У. Черчилля «Гитлеру … нужно было закончить войну на Западе. Он мог предложить самые соблазнительные условия. Те, кто так же, как и я, изучал его действия, не считали невозможным, что он согласится не трогать Англию, ее империю и флот и заключить мир, который обеспечил бы ему ту свободу действий на Востоке, о которой Риббентроп говорил мне в 1937 году и которая была его сокровеннейшим желанием».

Вместе с тем после Дюнкерка, 4 июня, У. Черчилль употребил такое выражение: «Если необходимо – годами, если необходимо – в одиночестве». 27 июня 1940 года он заявил: «Если Гитлеру не удастся разбить нас здесь, он, вероятно, ринется на Восток. По существу, он, возможно, сделает это, даже не пытаясь осуществить вторжение». (У. Черчилль, кн2) Очевидно, что У. Черчилль не желал возобновлять политику Н. Чемберлена и продолжил свой курс на уничтожение Британской империи – вовлечение Великобритании в войну с Германией, стравливание Германии с Советским Союзом, а также создание на пепелище Европы и руинах Британской империи нового мирового порядка во главе с Соединенными Штатами Америки. Убедившись в сговоре прежнего английского правительства с А. Гитлером и видя решимость А. Гитлера воплотить заключенные договоренности У. Черчилль укрепился в мысли, что А. Гитлер, поскольку его разум занят идеей организации англо-германского похода на СССР, до последнего не нападет на Англию в надежде на торжество своих сторонников в Англии. Да, «поджигатели войны … потерпели неудачу», но вместе с тем никуда не делись и в любой момент были готовы возобновитьь свою прежнюю деятельность.

16 июня французское правительство отказалось от предложения У. Черчилля «по поводу заключения англо-французского союза с предоставлением всем англичанам и французам двойного гражданства, созданием единого правительства в Лондоне, объединением вооруженных сил (см. также У. Черчилль кн2). «Полю Рейно оказалось совершенно не по силам преодолеть неблагоприятное впечатление, созданное предложением об англо-французском союзе. Пораженческая группа, возглавляемая маршалом Петэном, отказывалась даже рассматривать это предложение. … Примерно в 8 часов Рейно, крайне измученный физическим и духовным напряжением, которому он подвергался в течение стольких дней, направил президенту просьбу об отставке, посоветовав ему пригласить маршала Петэна.

Маршал Петэн тотчас же сформировал правительство с главной целью добиться у Германии немедленного перемирия. К ночи 16 июня возглавляемая им пораженческая группа уже была настолько тесно сколочена, что для процедуры образования правительства много времени не потребовалось. Шотан («выяснять условия вовсе не значит принимать их») стал заместителем председателя совета министров. Генерал Вейган, считавший, что все кончено, получил министерство обороны. Адмирал Дарлан был назначен военно-морским министром, а Бодуэн – министром иностранных дел». (У. Черчилль, кн2) 22 июня 1940 года Франция подписала перемирие с Германией, а 24 июня – с Италией, согласно которым «французские армейские части и военно-морской флот должны были гарантировать «порядок» в колониях». «23 июня 1940 года британское правительство объявило об отказе признать коллаборационистское правительство Виши и начало активное сотрудничество с организацией генерала де Голя «Свободная Франция». (ннизс, 210)

Опасаясь использования нацистами французского флота против Англии У. Черчилль отдал распоряжение уничтожить французский флот. В результате операции «Катапульта» с 3 по 8 июля 1940 года было потоплено, повреждено и захвачено 7 линейных кораблей, 4 крейсера, 14 эскадренных миноносцев, 8 подводных лодок и ряд других кораблей и судов. «Правительство Петена разорвало дипломатические отношения с Англией, однако идти на войну со своим бывшим союзником не решилось. 12 июля премьер У. Черчилль отдал приказ не препятствовать плаванию французских военных кораблей, если они не направляются в порты оккупированной немцами зоны»

После капитуляции 22 июня 1940 года Франции А. Гитлер, в полном соответствии со своим программным заявлением в «Майн кампф», спасением британских экспедиционных сил под Дюнкерком и увеличением числа немецких подвижных соединений, предложил 19 июля 1940 года (У. Черчилль, кн2) мир Англии ради участия в совместной борьбе с Советским Союзом. Отказ У. Черчилля 22 июля 1940 года от мира с Германией спутал А. Гитлеру все планы и поставил перед непростым выбором – либо силой заставить У. Черчилля принять свой план совместного разгрома Советского Союза Англией и Германии, либо поддаться давлению У. Черчилля и в одиночку готовиться напасть на Советский Союз в надежде на вторичный приход своих сторонников к власти в Англии. В случае упрямства А. Гитлера У. Черчилль мог пойти на заключение союза с И. Сталиным, что оборачивалось для Германии кошмарной войной на два фронта и неминуемым поражением.

В столь жестких условиях А. Гитлер для давления на У. Черчилля 13 июля 1940 года отдал приказ приготовить десантную операцию против Англии к началу сентября, в связи с чем принял решение о расформировании только 17 из запланированных 35 дивизий, с увольнением личного состава остальных 18 дивизий в долгосрочный отпуск. На случай если У. Черчилль не поддастся на его шантаж, 21–22 июня 1940 года А. Гитлер отдал распоряжение продумать план операции и против СССР, а 31 июля 1940 года заявил о своем намерении разгромить СССР весной 1941 года. Поскольку действовать Германии теперь предстояло самостоятельно, без британских войск, было принято решение об увеличении армии уже до 180 дивизий.