Смекни!
smekni.com

Советский союз в системе международных отношений 1920–1941 (стр. 25 из 44)

Начатое в марте 1941 года стратегическое развертывание войск вермахта на Восток в целом было закончено к 22 июня 1941 года. В рамках дезинформации Германия запустила слухи о своих экономических претензиях к Советскому Союзу, об аренде или покупки у СССР Украины. Слухи получили широкое распространение, причем как в самой Германии, так и за ее пределами. Одним из многочисленных эпизодов немецкой дезинформации была написанная 12 июня 1941 года Геббельсом большая статья о заманчивом предложении немецкого правительства переговоров с Советским Союзом и наступлении «новой эры в дружеских отношениях между Германией и Советским Союзом». Статью передали в центральный печатный орган НСДАП, газету «Фелькишер беобахтер», как директивную и немедленно направили в печать, но едва тираж главной партийной газеты был отпечатан, его целиком конфисковали и уничтожили.

«Это произвело эффект разорвавшейся бомбы – записал в своем дневнике Геббельс – мне оборвали все телефоны. Шумиха поднялась и внутри страны и за границей. Английские радиостанции уже заявили, что сосредоточение немецких войск против России – это блеф, которым Германия прикрывает подготовку высадки в Англию. Я совершенно счастлив. Вся операция прошла безупречно. Комедию с конфискацией «Фелькишер беобахтер» мы разыграли идеально. Русские все еще ничего не подозревают, во всяком случае, они сосредотачивают свои войска именно так, как бы нам этого хотелось бы – концентрированно. А это будет легкая добыча в виде военнопленных». (опа)

12 июня 1941 года английская разведка сделала вывод о подготовке Германией военного нажима на Советский Союз, после чего Англия начала готовить удар по нефтепромыслам Баку с целью оказания давления на СССР с целью предупреждения уступок немецким требованиям. 13 июня 1941 года немецкому правительству по дипломатическим каналам было передано опубликованное 14 июня 1941 года сообщение ТАСС об отсутствии напряженности между Германией и Советским Союзом и нежелании Германии нападать на СССР. Приглашение советским правительством Германии накануне войны на переговоры с СССР в столь нетривиальной форме внутри страны вызвало деморализующее воздействие.

Несмотря на отсутствие ответа из Германии Советский Союз до утра 22 июня 1941 года безрезультатно пытался втянуть Германию в переговоры. Неотмобилизованность Красной Армии, незаконченное сосредоточение на Запад, ее готовность к срыву ожидаемых немецких военных провокаций, а не полномасштабному вторжению наряду с готовностью Советского Союза к ведению переговоров с Германией свидетельствует о намерении советского руководства предотвратить эскалацию событий и решить спорные вопросы за столом переговоров, а не на поле брани.

И напротив, изготовившаяся к войне Германия опасалась любых неожиданностей и именно поэтому боялась встречи с советскими представителями. По свидетельству Э. фон Вайцзеккера накануне нападения на Советский Союз «Гитлер и Риббентроп находились в Берлине, и их главным беспокойством было то, что в последний момент Сталин сделает какие-то шаги к примирению и таким образом помешает осуществить задуманное. Они велели держать на станции под парами локомотивы и намеревались покинуть город в особых поездах, если бы русские выступили с чем-то значительным».

В течении 1941 года И. Сталин неоднократно и из различных источников получал сведения о готовность Германии напасть на СССР. По поводу предупреждения Чан Кайши генеральный секретарь исполкома Коминтерна Г. Димитров 21 июня 1941 года запросил у В. Молотова указаний для компартий, на что В. Молотов ему ответил: «Положение неясно. Ведется большая игра». К утру 22 июня 1941 года основными участниками Большой игры – А. Гитлером, Ф. Рузвельтом, У. Черчиллем и И. Сталиным, ставки были сделаны. Больше ставок не было.

В 23 часа 30 минут вечера 21 июня 1941 года Молотов заявил Шуленбургу «следующее: Имеется ряд указаний на то, что германское правительство недовольно Советским правительством. Ходят даже слухи о предстоящей войне между Германией и Советским Союзом. Они подкрепляются тем фактом, что Германия никак не реагировала на сообщение ТАСС от 15 июня и что это сообщение не было даже опубликовано в Германии. Советское правительство не в состоянии понять причин недовольства Германии. Если такое недовольство вызвал в свое время югославский вопрос, то он (Молотов) считает, что он разъяснил этот вопрос в своих прежних сообщениях, и к тому же это дело прошлое. Он был бы признателен, если бы я мог сказать ему, чем вызвано нынешнее положение в отношениях между Германией и Советской Россией». Шуленбург сказал, что не может ответить на вопрос В. Молотова, так как не располагает нужной информацией, но что передаст его заявление в Берлин». (У. Черчилль, кн3, с144)

В 3 часа утра 22 июня 1941 года огнем советской зенитной артиллерии была сорвана попытка немецкой авиации минировать бухту военно-морской базы Севастополь. (кузнецов. Накануне; рыбалко, в первый день войны на чм) В 4 часа утра (в 3 утра по берлинскому времени) немецкая артиллерия открыла огонь по советской территории, а штурмовые группы немецкой армии начали захват приграничных мостов и переправ. В 5 часов утра (в 4 по берлинскому времени) части вермахта пересекли границу СССР (Гудериан, 208-209; Карелл, 16-20, 25; Сандалов. На московском напарлении, 81, 87-89), после чего «Риббентроп передал русскому послу в Берлине официальный документ об объявлении войны. На рассвете Шуленбург явился в Кремль к Молотову. Последний молча выслушал заявление, зачитанное германским послом, и затем заметил: «Это война. Ваши самолеты только что подвергли бомбардировке около 10 беззащитных деревень. Вы считаете, что мы заслужили это?».

По утверждению У. Черчилля «русские армии были в значительной степени застигнуты врасплох. Немцы не обнаружили никаких признаков наступательных приготовлений в передовой полосе, и русские войска прикрытия были быстро смяты. На русских аэродромах повторилось в гораздо больших масштабах нечто вроде той катастрофы, которая постигла 1 сентября 1939 года польскую авиацию». (У. Черчилль, кн3, с144)

ГЛАВА 2. СОВЕТСКОЕ ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ


§1. КОНТРНАСТУПЛЕНИЕ И ПРЕВЕНТИВНЫЙ УДАР

Последний перед началом Второй мировой войны план стратегического развертывания Красной Армии на случай войны был разработан во время Чехословацкого кризиса 24 марта 1938 года после заявления правительства СССР о готовности Советского Союза оказать помощь Чехословакии в случае агрессии Германии. План предусматривал противостояние двух военных блоков – с одной стороны Франции, Чехословакии и СССР, с другой – Германии, Италии, Японии, Польши, Финляндии, Эстонии и Латвии. Предполагалось, что Италия примет участие в боевых действиях исключительно своим военно-морским флотом, Литва будет оккупирована Германией и Польшей в первые дни войны, а Румыния и Турция, при определенных обстоятельствах, могут выступить против СССР.

Предполагалось, что против Франции Германия выставит 14 дивизий, против Чехословакии Германия и Польша выставят 33 дивизии, а против СССР Германия, Польша, Латвия, Эстония и Финляндия сосредоточат 144 дивизии и 16 кавалерийских бригад, которым СССР противопоставит 139 дивизий и 26 танковых бригад. По замыслу командования Красной Армии меньшая численность советских войск должна была компенсироваться их лучшей механизацией.

Всего было разработано два варианта действий РККА на случай войны. Первый предусматривал развертывание основных сил Германии, Латвии и Польши севернее Припятских болот, второй – развертывание основных сил Германии и Польши южнее Припятских болот. В обоих случаях предусматривался разгром противника фронтальным ударом советских войск по наибольшей группировке противника. В первом варианте от 70 до 82 советских дивизий и 11 танковых бригад (12 дивизий РГК должны были, в случае вступления в войну Эстонии и Латвии, разгромить эстонские и латвийские войска) севернее Припятских болот должны были разбить германо-польско-латвийскую группировку войск из 88 дивизий и 3 кавалерийских дивизий на широком фронте от Свенцян до Барановичей с обеспечением главного удара по обоим берегам Немана ударами из Полоцка и Слуцка. 38 советских дивизий и 9 танковых бригад должны были разбить 40 польских дивизий и 13 кавалерийских бригад южнее Припятских болот на узком фронте от Ровно до Брод.

Во втором варианте от 80 до 86 дивизий и от 13 до 15 танковых бригад советской группировки (6 дивизий и 3 танковые бригады северной советской группировки в случае нейтралитета Финляндии, Эстонии и Латвии должны были усилить советскую группировку южнее Припятских болот) должны были разбить германо-польскую группировку из 86 дивизий и 13 кавалерийских бригад на широком фронте от Ровно до Тернополя с обеспечением главного удара на Люблин ударами на Ковель и Львов, а 37 советских дивизий и 7 танковых бригад должны были выступить против 62 германо-польских дивизий и 3 кавалерийских бригад на узком фронте от Ошмян до Новогрудка. Обращает на себя влияние изменения численности группировки на возлагаемые на нее задачи – увеличение группировки увеличивает, а уменьшение уменьшает и ширину фронта, и глубину удара.

Мюнхенский сговор Англии и Франции с Германией и Италией сделал невозможным оказание военной помощи СССР Чехословакии – после Мюнхенских гарантий новых границ Чехословакии военная помощь Советского Союза Чехословакии вела к войне как минимум с Англией, Францией, Германией и Италией, а как максимум – со всей Европой. Вместе с тем последующее охлаждение отношений Германии с Англией и Францией предопределило ее сближение с Советским Союзом. Заключив в 1939 году Московский пакт о ненападении и тайно поделив часть Европы на сферы влияния Германия и СССР приступили к переделу границ в Европе в соответствии со своими договоренностями – Германия напала на Польшу, оккупировала Норвегию, Данию, Нидерланды, Бельгию и часть Франции, в то время как Советский Союз вернул себе Бессарабию, Западную Белоруссию и Украину, присоединил Северную Буковину и отодвинул свою границу подальше от Ленинграда. На Дальнем Востоке Советский Союз, разгромив японских провокаторов на реке Халхин­-Гол, надолго отбил у Токио охоту вести крупномасштабную войну с СССР.