Смекни!
smekni.com

Советский союз в системе международных отношений 1920–1941 (стр. 8 из 44)

«25 марта 1935 года английские министры Джон Саймон и Антони Иден поинтересовались, с какой целью немцы расширяют свои армию и флот. Гитлер заявил, что он «не намерен гарантировать неприкосновенность существующих границ между Германией, Польше , прибалтийскими странами и Россией». Гитлер дал ясно понять, что все его планы связаны с подготовкой будущей войны с Советским Союзом. … Практическая поддержка Англии позволяла Гитлеру использовать также в своих целях лавирование английской дипломатии между Германией и Францией. Таким образом английская дипломатия оказала немцам немало услуг. В апреле 1935 года в Стрезе проходила конференция Англии, Франции и Италии по вопросу о нарушении Германией Версальского договора. Английская дипломатия отклонила даже идею возможного применения санкций против Германии». «Вскоре правящие круги Англии пошли на дальнейшие уступки».

После своего заявления о том, что «соглашение по ВМС между Англией и Германией может быть достигнуто без особых проблем, причем превосходство английского флота будет гарантированно» 21 мая А. Гитлер «объявил о том, что тоннаж германского флота будет составлять 35% английского, произнеся при этом теплые слова в адрес Англии. «Германия, – сказал он, – не имеет ни необходимости, ни желания, ни средств, чтобы снова соперничать на море». Это был намек, прекрасно понятый англичанами, на время, предшествующее 1914 году, когда Тирпиц, яростно поддерживаемый Вильгельмом II, готовил сильный флот для борьбы с англичанами на море. «Правительство Германии, – продолжал он, – понимает жизненную необходимость, а следовательно справедливость и оправданность защиты Британской империи с моря. … Правительство Германии хочет установить и поддерживать с правительством и народом Великобритании такие отношения, которые исключат возможность повторения той единственной войны, которая однажды велась между нашими народами». Примерно такие же мысли есть и в книге Гитлера «Майн Кампф», где он говорит, что одной из величайших ошибок кайзера была его вражда с англичанами и бессмысленное стремление соперничать с Британией на море.

Англичане предложение приняли, не посоветовавшись со своими союзниками по Стрезе – Францией и Италией, также морскими державами, обеспокоенными перевооружением Германией и нарушением ею военных параграфов Версальского договора, приняли не поставив в известность Лигу Наций, которая должна была бы поддержать соблюдение морского договора 1919 года. Англичане понимали, что отмена военных пунктов Версальского договора служит их интересам. … Любому здравомыслящему человеку в Берлине было ясно, что, позволяя Германии строить флот тоннажем в треть британского флота, Лондон открыл Гитлеру «зеленую улицу» для скорейшего создания собственного флота».

Даже по мнению У. Черчилля, поскольку заключив 18 июня морское соглашение с Германией Англия «соглашалась на увеличение германского флота с тем, чтобы он мог стать хозяином Балтийского моря», оно было направлено против Советского Союза (см. так же У. Черчилль, кН 1). Неудивительно, что А. Гитлер очень приветствовал подписание морского соглашения ас Англией, считая его «началом нового времени» и «продолжением сотрудничества». Между тем «Франции было нанесено еще одно оскорбление». Мало того, что «Англия заключила с Германией морское соглашение, предварительно не договорившись с Францией и даже не уведомив ее об этом, так «выполняя обещание данное Гитлеру, … британское правительство … отказалось сообщить своему ближайшему союзнику, сколько и каких кораблей позволено в соответствии с соглашением строить Германии».

«Муссолини отметил «коварство Альбиона». Играть в умиротворение Гитлера, считал он, можно и вдвоем. Более того, такое циничное отношение англичан к Версальскому договору натолкнуло его на мысль, что не особенно серьезно воспримут они и нарушение Устава Лиги Наций. 3 октября 1935 года армии Муссолини в нарушение Устава вторглись в древнее горное королевство Абиссинию. Лига Наций, возглавляемая Англией и поддерживаемая Францией, понимавшей, что Германия – более серьезный противник в будущем, быстро проголосовала за принятие санкций. Но это были полумеры, и предпринимались они весьма робко. Они не препятствовали завоеванию Абиссинии войсками Муссолини, но послужили поводом для разрыва дружественных отношений между фашистской Италией с одной стороны и Англией и Францией – с другой. Иными словами, они развалили образованный в Стрезе единый фронт против нацистской Германии. Кто выиграл в результате этих событий, кроме Гитлера?».

По мнению У. Черчилля вызвав враждебность Италии, английское правительство «нарушило всю систему равновесия в Европе и ничего не добилось для Абиссинии. Оно довело Лигу Наций до полного фиаско, которое сильно повредило ей, а быть может, и нанесло пагубный ущерб ее действенности». (У. Черчилль, кН 1) По свидетельству Ширера 4 октября, на следующий после вторжения итальянских войск в Абиссинию, на Вильгельмштрассе все были «очень довольны. Или Муссолини застрянет в Африке, что ослабит его положение в Европе и позволит Гитлеру захватить Австрию, находящуюся пока под защитой дуче или он быстро победит, что явится вызовом для Англии и Франции. Тогда можно считать, что он созрел для союза с Гитлером против Западных демократий. В любом случае выигрывает Гитлер». Это вскоре и подтвердилось». Шир 1\296

Что касается Польши, то она вместе с Германией согласованно приняла все меры к срыву переговоров между СССР и Румынией о взаимной поддержке, отказалась подписать суливший успокоение в Европе Восточный пакт и достигла устное соглашение о поддержке Германии относительно равноправия вооружений и аншлюза в обмен на поддержку Германией ее требований в отношении договора о нацменьшинствах с Чехословакией. Помимо этого в 1935 году Англия разработала план создания англо-германского союза с привлечением к нему Франции и Италии для того, чтобы в блоке с Францией добиться доминирования Англии и организовать разгром СССР на ее условиях – нейтрализации Англией Франции, организации совместного германо-польского похода на СССР с Запада, а Японии с Востока.

«Японские войска в Манчжурии то и дело устраивали налеты и набеги на советскую территорию. Немецкое верховное командование вело секретные переговоры с военными кругами Польши об антисоветском военном союзе. В Прибалтике и на Балканах, в Австрии и Чехословакии подготовлялись нацистские «пятые колоны». Реакционные английские и французские дипломаты усиленно поощряли Гитлером Drang nach Osten… 3 февраля, в результате переговоров между французским премьером Пьером Лавалем и английским министром иностранных дел сэром Джонсом Саймоном, английское и французское правительства объявили, что они согласны освободить нацистскую Германию от части ограничений, наложенной на нее «военными» статьями Версальского договора. 17 февраля лондонский «Обсервер» писал: «О чем так хлопочет токийская дипломатия в Варшаве и Берлине? Разгадку ищите в Москве… Отношения между Германией, Польшей и Японией с каждым днем становятся все теснее. Когда обстоятельства потребуют, эти отношения превратятся в антисоветский союз».

Польша настаивала на немедленном разгроме СССР, в то время как Англия предпочла подождать лучших времен. Дело в том, что летом 1935 года были подведены итоги проведенного в ноябре 1934 года плебисцита предназначенного для выявления отношения английского народа к внешней политике правительства. «В плебисците приняло участие 11,5 млн. человек (почти 40% избирателей), из них свыше 11 млн. человек решительно высказались за укрепление Лиги Наций как инструмента сохранения мира, 10 млн. требовали действенных экономических санкций против агрессивных государств, а свыше 6 млн. – проведения военных мер для обуздания фашистских агрессоров. Итоги «плебисцита мира» показали политическое банкротство «национального правительства». … 7 июня 1935 года «национальное правительство» Макдональда подало в отставку. Новый кабинет возглавил лидер консервативной партии Стэнли Болдуин, бывший уже до этого два раза премьер-министром». Во главе Форин Офис встал Энтони Иден – активный противник политики попустительства агрессорам.

Энтони Иден «не раз обращался к Германии, Италии и Японии с «протестами», «предупреждениями» и «осуждениями». Это создавало представление о непримиримости правительства перед лицом фашистских агрессоров. На деле внешнюю политику Англии все более определяла реакционная группировка Консервативной партии, известная под названием «клайвденской клики» (Клайвден – загородное имение леди Астор). В нее входили леди Астор, канцлер казначейства Невилл Чемберлен, лорд-хранитель печати Лондондерри, министр торговли Ренсимен, Галифакс», крайне непопулярный в английском народе вследствии своих прогерманских и прояпонских выступлений министр иностранных дел в правительстве Макдональда Саймон и Хор. «Их взгляды также разделял и вступивший на престол после смерти короля Георга V в 1936 году король Эдуард VIII». И, тем не менее, несмотря ни на что, новое правительство С. Болдуина, «стремление которого к миру и спокойной жизни было всем хорошо известно» (У. Черчилль, кН 1), решительно отказалось от реализации выработанного правительством Макдональда плана вооруженного разгрома СССР.