Смекни!
smekni.com

Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для дневного отделения Составитель: к и. н., доцент (стр. 83 из 86)

Национализм - система взглядов, идеология, в основе которой трактовка нации как высшей ценности и формы общности. В ХIХ-ХХ вв. нацио­нализм выступал в качестве объединяющей силы в борьбе за нацио­нальное освобождение в Европе, а затем в Африке, Азии, странах Ла­тинской Америки. Сопровождаемый идеями национального превосход­ства и национальной исключительности, нередко принимает крайние формы (шовинизм), сближается с расизмом и ведет к острым внут­ренним или межгосударственным конфликтам.

Нейтралитет - статус неприсоединения к военным блокам в мирное вре­мя и к какой-либо из воюющих сторон во время войны.

Пангерманизм - политическая доктрина, основанная на идее воссоеди­нения немецкой нации путем территориального расширения Германии с присоединением областей с компактно проживающим немецким на­селением. Пангерманизм стал катализатором шовинистических, на­ционалистических настроений в Германии на рубеже XIX - XX в.

Панамериканизм - идейно-политическая доктрина, провозглашающая общность интересов всех стран американского континента и необхо­димость их единства.

Панъевропеизм - политические концепции, основанные на идеях созда­ния общеевропейских межгосударственных органов и объединений (проекты «Соединенных Штатов Европы», «Федерации народов Евро­пы» и т.д.). Панъевропеизм получил распространение еще в XIX в., но особенно стал влиятелен после первой мировой войны. В 1926 и 1932 гг. состоялись I и II Панъевропейские конгрессы, где обсуждались раз­личные формы политического, экономического и культурного сближе­ния европейских стран. С нарастанием фашистской угрозы в Европе панъевропейское движение утратило прежнее значение, однако многие идеи паневропеизма возродились после второй мировой войны в связи с развертыванием интеграционного процесса в Западной Европе.

Пацифизм (от лат. pacificus - умиротворяющий) - 1) мировоззрение, ос­нованное на идеалах ненасилия, социальной солидарности, всеобще­го мира; 2) философия международных отношений, получившая ре­альное распространение с середины 20-х гг. XX в., основанная на прин­ципах создания международного правового пространства, системы международного арбитража, политики разоружения, отказа от войн как средства политики; 3) общественно-политическое движение, выступа­ющее с морально-этическим осуждением агрессивной внешней поли­тики и милитаризации, тесно смыкающееся с правозащитным движе­нием.

Популизм - идеология, распространенная в конце XIX - XX в. в странах европейской «периферии» и опирающаяся на патриархально-патер­налистскую традицию (от лат. populus - народ). Доктрина популизма строилась вокруг понятия «народ», трактуемого весьма близко к на­роднической и фелькишской традиции. При идеализации «народного» образа жизни и апеллировании к традиционным ценностям популизм не подвергал сомнению прагматичную целесообразность модернизационных реформ. Идея исторической самобытности не противопостав­лялась пониманию единства цивилизационного развития западного общества и не становилась основой для мессианского синдрома. Кол­лективистское начало, достаточно сильное в идеологиях такого типа, соседствовало с влиятельной демократической струей. В конечном счете популизм являлся мобилизующей идеологией, которая была спо­собна соединить на определенное время интересы достаточно разных социальных групп, выступающих за более сбалансированный и есте­ственный ход модернизации. Проблема их организационной консоли­дации решалась преимущественно за счет персонификации, усиления роли лидеров, харизматических личностей, способных увлечь за со­бой достаточно широкие массы и внушить доверие новым нацио­нальным элитам. Это создавало предпосылки авторитарного перерож­дения популизма, что в идеологическом отношении выражалось в идеях прямой народной демократии, критике либерально-демократического государственно-правового устройства, роли государственной бюро­кратии. Особенно заметным явлением эта тенденция стала в странах Латинской Америки, где существовали прочные традиции политичес­кой клановости, патерналистских отношений «каудильо» (вождя) и зависимой от него «клиентелы». С другой стороны, все большую роль здесь начинали играть революционно-демократические движения, столь же авторитарные с точки зрения политической практики, но от­вергающие элитарность и персонификацию государственной власти. Все это резко увеличивало роль насилия в общественно-политичес­кой жизни латиноамериканских стран, наслаивалось на специфичес­кую политическую культуру этого общества с присущими ей импуль­сивностью, эмоциональностью, вспышками бунтарских настроений.

Прогрессизм - собирательное название политической идеологии, ори­ентированной на идеалы общественного развития прогресса, проти­воборство с консервативными тенденциями. Пиквлияния прогрессизма - начало XX в., когда его идеи были связаны с проектами либе­рального реформизма, утверждением идей социальной демократии, понимания того, что либеральный идеал свободы личности не проти­воречит, а предполагает защиту индивида от обстоятельств, его связь с обществом, этику взаимопомощи, существование неких приоритет­ных общественных интересов, до известной степени ограничивающих индивидуальные права личности.

Раннее фашистское движение - пестрый конгломерат группировок и дви­жений в европейских странах «второго эшелона» на рубеже ХIХ-ХХ вв., не обладавших каким-либо цельным и четко оформленным доктринальным комплексом. Ранний фашизм в наибольшей степени проявил об­щую особенность корпоративных идеологий - приоритет духовной кон­солидации движения, опережающей складывание политической докт­рины. Основой генезиса раннего фашизма стал не определенный круг идей, порожденных осмыслением разрушительных последствий уско­ренной модернизации, а сам психологический импульс, вызванный этим кризисом и минимально опосредованный какими-либо рациональными доводами. Фашизм наиболее чутко отреагировал на психологические запросы «человека массы». Фашистский синдром складывался из про­тиворечивых, подчас исключающих друг друга стремлений «человека массы», порожденных причудливым переплетением традиционных и модернистских ценностей. Простота мировосприятия, основанная на системе упрощенных стереотипов, высокая эмоциональность в ущерб рационализму, мистический оттенок духовности, подсознательное не­доверие к технике и «городам», вера в возможность предопределенно­го, гармоничного, идеального порядка вещей сочетались с безуслов­ным стремлением к коренным переменам революционного характера, стремлением лично участвовать в них, отношением к технологии как к неизбежному злу, способному ускорить общественные преобразования. Ранний фашизм аккумулировал негативную энергетику маргинальной среды, не пытаясь перевести ее в какое-либо конструктивное русло. Фашистской идеологии было свойственно иррациональное и даже мис­тическое ощущение естественности насилия, желание увидеть гибель всего фальшивого мира с его поддельной культурой и притворной мо­ралью. Культ силы, неразборчивость в средствах, спокойное отноше­ние к массовым убийствам, жестокость воспринимались как проявле­ния естественной человеческой сущности. Название «фашистских» по­лучили военизированные отряды в послевоенной Италии (от слова «фашио», т. е. «пучок» - еще в конце XIX в. в Италии действовали кре­стьянские повстанческие отряды, эмблемой которых был пучок стеб­лей, символизировавших братство по оружию). Позднее это слово ста­ло применяться для обозначения всех подобных группировок. Их отли­чительными чертами был политический радикализм, воинственность, бунтарство, массовый характер, преобладание негативных, разруши­тельных целей и в то же время подчеркнутое стремление к внутреннему единению, боевому братству. Идейный арсенал раннего фашизма по­полнялся уже достаточно известными понятиями и категориями, но в наиболее острой, радикальной интерпретации (солидаристские идеи, в том числе сословно-корпоративного устройства общества, анархо-син-дикалистская «теория прямого политического действия», фелькишская концепция народа как единого социального организма в сочетании с жесткими формами национализма, радикальный вариант социал-дар­винизма, представленный в трудах Ж. Габино, X. Чемберлена, О. Аммона, антисемитизм, а также мистическая традиция начала XX в., в том числе отраженная в трудах Г. Листа, Й. Ланца, С. Рида Тида, Г. Горбиге-ра, П. де Ларагда).

Реваншизм - политическая идеология, основанная на идеях возмездия, реванша за военные поражения, ущемление национальных и государ­ственных интересов.

Репарация - возмещение государством причиненного им ущерба в де­нежной или иной форме. От репарации нужно отличать контрибуцию -платежи побежденным государством стране-победителю (со­временным международным правом запрещена).

Сегрегация - существовавший в некоторых государствах (США, ЮАР, Австралийский союз и др.) вид расовой дискриминации: отделение коренного населения от белых (запрещение жить в одних домах и даже одних частях города с белыми, посещать театры, рестораны, в кото­рых бывают белые и т.д.) и законодательное ущемление его прав.

Солидаризм - светская концепция солидаризма, аналогичная по базо­вым ценностным ориентирам социальному христианскому учению. Целостная концепция солидаризма была представлена в начале XX в. в трудах Л. Буржуа, Ш. Жида, Л. Дюги. Французские солидаристы отталкивались от идеи «естественной солидарности», понимая под ней «взаимную зависимость всех частей одного и того же организ­ма», универсальную для любых форм жизни. Чем более сложным, Дифференцированным являлся организм, тем более интенсивной ста­новилась и взаимосвязь его внутренних элементов. С этой точки зрения, современное общество, обладающее высокой степенью разде­ления труда, идеологическим плюрализмом, разнообразием полити­ческих и государственно-правовых моделей, объективно создает предпосылки для развития как естественных, так и социальных (выс­ших) форм солидаризма. В качестве естественных рассматривались различного рода ассоциации, кооперативное движение, синдикаты и корпорации, т. е. все виды договорных отношений, порожденных об­щими экономическими и производственными интересами. Однако подобные формы «вспомоществования» противоречат принципам социальной справедливости, так как защищают лишь интересы от­дельных групп в ущерб иным. Они должны быть дополнены солидаристским этическим императивом, моральным долгом человека по отношению к обществу. Тем самым, солидаризм предполагал уста­новление особых отношений между личностью и обществом - отно­шений этического характера, где «социальная мораль восполняет мораль личную». При необходимости, низкий уровень морального вос­питания, «недостаток совести» должны дополниться действием за­кона. Закон призван не оказывать давление на индивида в интере­сах общества, а превратить моральные нормы в правовые, обеспе­чить действенность морального императива. Государство, служащее «органическому закону общественной жизни» (Л. Дюги), имеет пра­во требовать от индивида правовой дисциплины, укрепляя социальную солидарность членов общества и обеспечивая им минимум существо­вания. Солидаризм превратился в первой трети XX в. в общеевро­пейское идейно-политической явление. Но национальные разновид­ности этой идеологии отличались определенной спецификой. Фран­цузский солидаризм, ставший основой доктрины партии радикалов и радикал-социалистов - одной из наиболее влиятельных в период Тре­тьей республики во Франции, акцентировал свое внимание на эконо­мических и правовых аспектах. Важнейшее значение для него имел принцип персонализма, рассматриваемый как антитеза и индивиду­ализму, и коллективизму. Персонализм предполагал, что интересы личности являются более значимой ценностью, чем общественные, но высший личный интерес - это гармония отношений с другими людь­ми, которая может быть гарантирована только обществом. Тем са­мым именно персонализм придавал солидаристской концепции осо­бое социальное звучание, проводил четкую грань между солидариз-мом и коллективистским социализмом, но в то же время защищал его и от эволюции в сторону индивидуалистической этики. Подобная трактовка, а также безусловное признание демократических форм государственности сближали французский, равно как и английский солидаризм с социальным либерализмом. Немецкий, австрийский, русский солидаризм оказались в большей степени связаны с этичес-кими, религиозными аспектами концепции, а также национальной идеей. Русский солидаризм начала XX в. развивал традиции нацио нальной идеологии соборности, этического комплекса православия (представители - Н. Лосский, С. Франк, И. Ильин). Немецкий солида­ризм отличался большей политизацией, хотя по своему происхож­дению был тесно связан с социально-христианской доктриной (представители - М. Шпанн, Э. Штадлер, А. Штегервальд). В даль­нейшем немецкий солидаризм эволюционировал к идеям нацио­нально-социальной диктатуры и оказался связан с генезисом фа­шизма.