Смекни!
smekni.com

Этюды (стр. 2 из 38)

(4). Созови всех глав народа и повесь преступников во имя бога под солнцем и отвратится ярость гнева Господня от Израиля.

И таких примеров множество. К сожалению так называемая Септуагинта - перевод Хумаша с иврита на греческий, якобы выполненный по просьбе Птолемея еврейскими учеными, местами ещё более затемняет, а то и искажает, смысл Торы. Этими же недостатками страдает и синодальный перевод Библии на русский язык, сделанный в последней четверти XIX века.

Отсюда большой простор для спекуляций: это не так перевели, это значит совсем не то и пр.

Но вернемся к книге Мишна.

По поводу точного времени, в которое была записана Мишна, среди еврейских ученых преобладают два мнения. Sherira Gaon, Rashi, Luzzatto, Rapoport и Graetz считали, что Равви держал всю Мишну в своей голове, не пользуясь никакими записями, и устно передавал её содержание своим ученикам. Они, в свою очередь, передавали Мишну последующим поколениям. Так она была сохранена устно вплоть до времени, когда (в 8-ом или 9-ом столетии) еврейские Академии и мудрецы нашли необходимым воспроизвести Мишну в письменной форме.

Однако Yehudah Hallevi, Maimonides, Abarbanel, Weiss, Geiger и Fraenkel считают, что Равви сам полностью записал Мишну (годы жизни Равви Иуды Принца - 135-219 н. э.).

Редактор английского перевода Талмуда раввин доктор Эртц пишет: “В течение нескольких следующих веков вторая группа мудрецов - амораим ("толкователи") - изучала Мишну, обсуждая ее строчку за строчкой; споры кипели на ученых собраниях, на площадях и в домах, - и так поколение за поколением. Таким-то образом и создавался Талмуд. За четырьмя или пятью фразами Мишны, в которых выражена суть закона, следует страница - а то и двадцать страниц - комментариев, скрупулезного законоведческого анализа на иврите и на арамейском языке; этот анализ нередко перерастает в притчи, молитвы, исторические ссылки, научные рассуждения или застольные шутки. Это и есть Гемара (что значит "завершение"), которая формирует вторую и намного большую часть Талмуда, объясняет термины, условия и статьи Мишны; стремится объяснять трудности и согласовать несовпадающие заявления… Наконец, она подробно сообщает о спорах, которые имели место в палестинской и вавилонской Академиях относительно этих статей.

Гемара содержит halachah (галаха - ивр. "направление") – всякого рода предписания, объясняющие способы исполнения заповедей Торы, а также haggadah (агада – от еврейского глагола “аггед“ – “рассказывать”) - общее название всех истолкований текста Письменной Торы, преданий, сказок, притч и т.п., имеющихся в Талмуде - одним словом, все, что не связано с галахой .

Вот - пример Гемары, которая содержит halachah.

Гемара. … Наши раввины учили: Сыновьям Ноя были даны семь заповедей, которые предписывают: установить социальные законы и суды, запретить богохульство, идолопоклонство, прелюбодеяние, убийство, воровство, потребление мяса, отрезанного от живого животного (Вавилонский ТалмудSanhedrin56a )

Примечание. Сыновья Ноя – это все остальные народы, по еврейским понятиям - язычники и идолопоклонники, одним словом - неевреи.

Гемара. …Рав Гуна (или раб Уна, или Хуна), Раб Иуда, и все ученики Раба считают, что язычники подлежат смерти (но только через усекновение головы, а вообще–то видов казни у евреев больше: побитие камнями, удушение, сожжение, отсечение головы и др.) за нарушения этих семи заповедей …( Вавилонский ТалмудSanhedrin 56a )

А вот пример некоторых агад, “особенно чудесных и очаровательных” мыслей, высказанных мудрецами Талмуда. Они с большой теплотой показывают искажения и деформацию культуры, души и мышления создателей иудаизма.

“…Р. Симеон бен Иохэй заявлял: Есть четыре вещи (понимай – четыре типа еврея), которые Иегова не благословляет, а что касается меня, я не люблю их: еврей, который внезапно входит в свой дом и намного хуже, если он так вступает в дом своего друга; еврей, который держит руками свой половой орган (membrum), когда он мочится; еврей, который голый мочится перед своим ложем, и еврей, который занимается совокуплением в присутствии любого живого создания”. (Вавилонский Талмуд Niddah 16b)

“R. Hisda указал: еврею запрещают совершать его брачную обязанность в дневное время, поскольку сказано: Должно любить своего ближнего как самого себя. В чем здесь дело? - Abaye ответил: Днем [при совокуплении] еврей мог бы увидеть у жены кое-что отталкивающее (?), и она таким образом станет отвратительной ему”.( Вавилонский Талмуд Niddah 17a)

Год за годом амораим (мн. ч. от амора – арамейск. "говорящий, произносящий" - мудрец времен Талмуда. Амораим - следующее за танаим звено в цепочке передачи знаний Устной Торы) дискутировали друг с другом, содержание споров передавалось из поколения в поколение, толкования наслаивались одно на другое и разрастались как снежный ком, с каждым следующим десятилетием налагая новое бремя на память знатоков Талмуда. Наконец, запомнить все это для большинства людей стало так же невозможно, как сейчас невозможно запомнить Британскую энциклопедию. И тогда двое из последних толкователей Талмуда – Ashi (умер в 427 г.) и Rabina (умер в 499 г.) - приняли вынужденное решение наперекор установленной традицией, согласно которой Устная традиция была неписаным сводом знаний. Они старательно записали все, что было известно им из трехвековых еврейских дебатов по поводу Торы и по поводу Мишны. Таким образом, они оформили этот самый Талмуд.”

Как уже было сказано, полная степень раввинского учения была якобы показана Моисею в виде схемы и правил, согласно которым учение могло бы быть развито дальше. В соответствии с этим утверждением, сущность этого учения или была выведена из письменного закона (Торы) посредством разъяснительных истолкований и логических заключений или состояла из установлений, которые раввины провозглашали согласно их собственному суждению, поскольку они считали, что имели на это право, закрепленное в Торе, где есть такие стихи:

‘Если неясен будет тебе закон о различении между кровью и кровью, между тяжбой и тяжбой и между язвой и язвой - по делам спорным во вратах твоих, то встань и взойди на место, которое изберет бог, всесильный твой, и приди к когенам, левитам и к судье, который будет в те дни, и расспроси, и скажут они тебе, какой закон. И поступи по слову, которое они скажут тебе с того места, которое изберет бог, и точно делай всё, как они укажут тебе. По учению, которое они укажут тебе, и по закону, который они скажут тебе, поступай. Не уклоняйся от слова, которое они скажут тебе, ни вправо, ни влево. А человек, который поступит злонамеренно, не слушаясь когена, который стоит, чтобы служить там богу, всесильному твоему, или судьи́, умереть должен человек тот; искорени же зло из Израиля!’ (Втор. 17:8- 12)

Моисей таким образом предусмотрел все непредвиденные обстоятельства, а когены, левиты и судьи получили полную власть над евреями.

Чтобы понимать дальнейшее, целесообразно очень коротко познакомиться с историческими представлениями еврейских ученых.

В соответствии с Библейским графиком времени Моше получил Десять заповедей и Устный закон в 1275 до Р.Х. Приблизительно через 670 лет между годами 605 - 586 до н. э. Вавилон напал на Иудейское Царство; Иерусалим и храм, построенный царем Соломоном ("Первый храм"), были разрушены. Ритуалы, связанные с Первым храмом, были закончены. Много иудеев были уведены в Вавилон.

Вавилонский плен, как говорят, продолжился 70 лет. В 538г. до н. э, царь Кир разрешил иудеям возвращаться в Иерусалим. Значительная часть иудеев возвратилась, но многие остались в Вавилоне. В течение, по крайней мере, следующих двух тысяч лет Вавилон оставался центром иудаизма.

После конца вавилонского плена Второй храм был построен и в течение периода Второго храма (до 1-го века н. э.), иудеи жили под теократией - управлением священников, а не царей. Приблизительно в 70-х годах от Р.Х. Рим разрушил Иерусалим и Второй храм. К тому времени раввинские школы уже существовали во многих частях мира, известного к тому времени.

Именно на этом историческом фоне развивался Талмуд.

Интересно, что пишется в Трактате Sukkah Вавилонского Талмуда по поводу Торы:

“В древние времена, когда о Торе забыли в Израиле, Эзра пришел из Вавилона и восстановил её (согласно еврейской традиции Эзра восстановил Тору по памяти. ("Эздра" - другая транслитерация "Эзры"). Часть из неё снова забыли и Hillel - вавилонянин пришел и восстановил её. Все же снова была часть из неё, о которой забыли, и R. Hiyya с сыновьями пришел и восстановил Тору”.(Вавилонский Талмуд, Sukkah 20a)

Эзра, несмотря на скудость информации относительно его жизни, рассматривается евреями как второй Моисей. Считается, что по возвращении из Вавилонского плена он провел радикальную религиозную реформу.

Доктор Abraham Cohen, известный специалист по Талмуду и переводчик трактатов Sotah и Abodah Zarah Вавилонского Талмуда издательства Soncino (Лондон), предполагает, что цель религиозной реформы Эзры была, по крайней мере частично, политическая: реформы Эзры сводились к методам, которые привели к тому, что иудеи навсегда стали отличаться от остальной части человеческого рода. Если эта точка зрения полностью не уяснена, говорит доктор Abraham Cohen, то невозможно понять раввинское учение.

(Должен сказать, что евреи и до реформы Эзры отличались от остальных народов).

Вот что пишет доктор Abraham Cohen: ‘Еврей должен иметь религию, которая не только непрерывно отличала бы его от язычника, но была бы постоянным напоминанием ему, что он является представителем еврейской расы и веры. Еврей должен быть отделен от его соседей – неевреев не просто своими убеждениями, но и способом проживания. Его манера вероисповедания, его дом должны были отличаться; даже обычные действия ежедневной жизни должны иметь особенности, которые постоянно напоминали бы о его еврействе (Для этого и ставится на каждом еврее “тавро” – обрезание). Жизнь еврея в каждой детали должна управляться Законом (понимай Талмудом) в его развитии, поскольку меняющиеся условия корпоративной жизни людей требуют изменений и развития постановлений’.