Смекни!
smekni.com

Этюды (стр. 35 из 38)

Напомню, что я воспользовался материалами проф. Осипова А. И., т. к. они в сжатой форме, хотя не везде точно, освещают точки зрения различных христианских конфессий по этому вопросу.

Итак, что же получается у проф. Осипова А. И.?

Адам, нарушив запрет Господа Бога о вкушении плодов с дерева познания добра и зла, совершил первородный грех, чем повредил свою первоначально безгреховную натуру. Божия справедливость требует, чтобы грех был наказан. Но наказать Адама сразу и смертью Бог почему – то не хочет. Наверное, не удобно как – то могло получится: не успел создать, как уже нужно уничтожать. А просто так исправить немедленно поврежденную натуру Господь Бог тоже не желает, для исправления нужно потрудиться. Поврежденных Адама и Еву изгоняют из Рая на «проклятую» (Быт. 3:17) Землю.

Более чем через 1500 лет жизни на Земле «поврежденное» человечество, сильно размножившись, что называется, «дошло до ручки»: “…земля растлилась перед лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Бог на землю, - и вот, она растленна; ибо всякая плоть извратила путь свой на земле” (Быт. 6:11-12).

Посредством всемирного потопа Бог истребляет всякую плоть на земле, кроме семьи праведного и не порочного (не поврежденного?) Ноя и некоторого количества животных. От сыновей Ноя пошли новые люди.

Проходит ещё более 2000 лет, и тут Бог – Троица решает, наконец – то, исправить повреждение человеческой натуры посредством крестной смерти одной из своих ипостасей – Сына возлюбленного. Сын принимает на себя поврежденную человеческую натуру и, умерев на кресте в страшных муках, Своими страданиями исцеляет (исправляет) в Себе (и каким-то образом в нас?) повреждение натуры (доводит Свою человеческую натуру до совершенства). Это открывает человеку путь к спасению.

Такова логика проф. Осипова А. И.: поврежденную натуру людей ни чем не исправить, как только страданиями одной из ипостасей Троицы…

Но вопросы к проф. Осипову А. И. остаются. Если Христос Своими страданиями исправил у Себя поврежденную первородным грехом натуру, то что же все – таки стало после этого с людьми? Исчезло ли так же и у них это повреждение, или оно (как у католиков) пропадает после крещения «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», или повреждение у человека осталось, но он получил возможность путем «нуждения» исцелить себя от первородного греха? А может быть вера в Иисуса Христа и «нуждение» исцеляют и от первородного греха и от личных грехов? А может быть, - только от личных? Хотелось бы большей ясности…

Кроме того, странно получается у проф. Осипова А. И.: во – первых, посадив в Райском саду дерево познания добра и зла, Господь Бог выглядит ( Прости меня, Боже наш!..) как провокатор, заповедая, «Я дерево здесь в саду взрастил, но ты плодов с него не ешь…» ( Вопрос: зачем сажал?); и во – вторых, Бог довольно злопамятен, так как только через тысячелетия решается исправить поврежденную натуру и, в – третьих, получается, что Бог не справедлив: Он же уже наказал Адама и Еву, изгнав их из Рая и определив, что Ева в муках будет рожать детей, а Адам в поте лица своего добывать пропитание. Даже мировой судья не стал бы дважды наказывать за одно и того же преступление.

Что – то здесь не так!.. Конечно, всегда можно вспомнить Тертуллиана (*) с его знаменитым «Верую, потому что абсурдно», но не лучше ли обойтись без абсурдов там, где их можно избежать?

(*) Вообще – то Тертуллиан в своем труде «О плоти Христовой» писал: MortuusestDeifilius, credibileest, quiainseptumest; etsepultusrevixit, certumestquiaimpossibileest –- Что умер Сын Божий, это достоверно, потому что нелепо; что Он, погребенный, воскрес, несомненно, потому что это невозможно. (Credo, quiaabsurdum – Верую, потому что абсурдно - лишь схематическая передача мысли Тертуллиана).


Некоторые соображения по вопросу Жертвы Христовой

На вопрос «Зачем Бог Отец послал на Землю Своего Сына возлюбленного?» ответ у всех христианских конфессий по существу одинаков: чтобы спасти людей от вечной гибели, от преисподней, чтобы наши души на том свете пришли в единение с Отцом, Сыном и Святым Духом, а не попали «в лапы» Сатаны.

Однако на вопросы «В чем заключается спасение? Каким образом первое пришествие Сына Божьего может спасти человека?» христианские конфессии отвечают по разному. Это было показано выше.

Порассуждаем и мы с тобой, уважаемый читатель, на эту тему.

Сначала ответим на два принципиальных вопроса:

1. Кто управляет всем (кроме людей, так как люди первоначально свободны и управлять ими против их воли никто не может. Я не говорю здесь о современных технологиях манипулирования сознанием) на Земле, у кого здесь власть?

2. А был ли так называемый первородный грех?

Сначала о земном управителе или «Князе мира сего».

По этому вопросу в Новом Завете имеются несколько свидетельств, например, Евангелия от Матфея и от Луки.

Вспомним второе (в Евангелии от Луки) искушение Иисуса Христа в пустыне.

«…дьявол с высоты показал Ему (Иисусу) в мгновение ока все царства мира. “Я отдам Тебе эти царства со всей их мощью и блеском, - сказал Ему дьявол. –Все это мне отдано, и я могу передать кому захочу. Так вот, склонись передо мной – и все будет Твое.”

Иисус ему ответил:

- В Писании сказано: «Господу, Богу твоему, поклоняйся и Его одного почитай».

( «Евангелист Лука Радостная Весть», перевод В. Н. Кузнецовой Евангелия от Луки, Москва 1998).

Вот другой перевод этого же места Евангелия от Луки (гл. 4 стихи 5–8):

« И он (дьявол) возвел Его и показал Ему все царства обитаемой земли в мгновение времени. И дьявол сказал Ему: “Я дам всю эту власть и их славу Тебе, потому что мне она отдана и я, кому хочу, даю её. Итак , если Ты поклонишься передо мной, вся она будет Твоя.”

А Иисус сказал ему в ответ: Написано: «Господу, твоему Богу, поклоняйся и Ему одному служи».

(«Евангелие по Луке», издат. « Живой поток», Анхайм * 1998)

А вот ещё один вариант перевода этих стихов:

«Тогда дьявол показал Иисусу во мгновение времени все царства земные и сказал Ему: «Я дарую Тебе все эти царства с их властью и славой, ибо отданы они мне, и я могу даровать их кому пожелаю. Если станешь поклоняться мне, всё это будет Твоё».

И ответил ему Иисус: «Написано: «Поклоняться будешь только Господу Богу твоему, и служить будешь только Ему».

(«От Луки Святое Благовествование», издат. Библио – Русикум , Москва, 1997).

В синодальном переводе эти стихи выглядят так:

5 И возвед Его на высокую гору, диавол показал Ему (Иисусу) все царства вселенной во мгновение времени,

6 И сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;

7 Итак , если Ты поклонишься мне, то все будет Твое.

8 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи»

(«От Луки Святое Благовествование» , глава 4, стихи 5-8)

Приведу английский текст этих же стихов.

Then the devil led him up and showed him in an instant all the kingdoms of the world. And the devil said to him, “To you I will give their glory and this authority; for it has been given over to me, and I give it to anyone I please. If you, then, will worship me, it will all be yours.” Jesus answered him, “It is written, ‘Worship the Lord yours God, and serve only him. ”

(The Gospel According to LUKE published by Thomas Nelson Publishers, Nashville, 1990)

Это можно перевести на русский язык следующим образом:

- Тогда дьявол возвел его и показал ему в одно мгновение все королевства мира. И дьявол сказал ему, “ Тебе я дам их славу и эту власть; ибо это было дано мне свыше, а я даю это любому, кому пожелаю. Если Ты, после этого, будешь поклоняться мне, это все будет Твое.” Иисус отвечал ему, “ Написано, ‘Поклоняйтесь Господу вашему Богу, и служите только Ему’.”

Такое же свидетельство, изложенное чуть менее внятно, есть и в Евангелии от Матфея (Гл. 4 ст. 8-10).

Небольшой комментарий к этим стихам. Обуреваемый гордостью и тщеславием Сатана предлагает Иисусу поклониться ему, а за это обещает отдать Ему свою власть на Земле. Они оба знают, что сыны Божьи могут поклоняться только Отцу. Для Сатаны Иисусово поклонение было бы равносильно тому, что Иисус признает его главным богом – Богом Отцом. Ради этого, ради удовлетворения своего патологического тщеславия, Сатана готов отдать все царства земные “со всей их мощью и блеском”. Но Иисус не затем пришел на Землю и Любовь к Отцу для Него всего дороже…

В Толковой Библии под редакцией Лопухина А. П. при толковании этих стихов говорится, что дьявол лжет Иисусу Христу, когда утверждает, что власть и царства на Земле принадлежат ему, дьяволу. С этим нельзя согласиться хотя бы потому, что Иисус не опровергает эти слова дьявола, да и сам дьявол прекрасно знает, что лгать Иисусу бессмысленно, ибо Ему известна вся правда. Обрати внимание, читатель, что разговор между Иисусом и дьяволом идет «на равных», более того, дьявол чувствует себя, в некотором смысле, хозяином: он «берёт» Иисуса, «поставляет», «показывает», т. е. ведёт себя именно как хозяин в своём имении. Ничего удивительного в этом нет: он и в самом деле правитель здесь на Земле.

Здесь уместно вспомнить слова Адоная (бога евреев): «…ибо Моя вся земля», сказанные им Моше на Синайской горе (Исход 19 : 5). А вот что говорит Адонай Авраму, когда склоняет его к заключению договора: «Подними глаза свои и посмотри с места, на котором находишься, на север и на юг, на восток и на запад. Ибо всю страну, которую ты видишь, - тебе отдам её и потомству твоему навеки.» (Быт. 13:14-15). И здесь бог евреев распоряжается странами. Только он считает, что Аврама можно купить за одну страну, а вот Иисусу, пытаясь соблазнить Его, он предлагает все царства и власть на Земле. Оно и понятно: по договору с Аврамом сатана становился богом только для людей одного племени (правда, в перспективе это племя должно было царствовать над всеми народами), тогда как поклонение Иисуса было бы признанием его (сатаны) Господом Богом, т. е. главным Богом. Для тщеславия - разница огромная; поэтому и цены так отличаются.