Смекни!
smekni.com

Этюды (стр. 23 из 38)

Однако, если "Бог может из камней сделать детей" (Лук. 3:8), то такой потенции у господина не было. Один, без соратников (без других сынов Божьих), он мог создать свой народ, только используя человеков:

или из мужского семени и тогда могли получиться шейдим, рухим , т.е. бесы, ведьмы, вурдалаки и прочие нечисти, которые через длительное время в результате множественных кругооборотов душ превратились бы в людей (читай, например, М. Лайтман, Кабала ч. 3, стр. 28 – 30, Новосибирск, 1993);

или же посредством женщины можно было относительно быстро сотворить "славных и сильных людей".

Господин выбрал второе.

Представляется очень вероятным, что после потопа Бог запретил своим сыновьям ‘входить’ к дочерям человеческим.

Нарушив этот запрет и, главное, решив создать собственный народ, у которого Адонай был бы богом, притом единственным, т.е. новый народ ничего не должен был знать об истинном Боге - Боге Отце, господин противопоставил себя Богу. В этом и есть падение господина - "правителя этого мира" (Иоан. 16:11).

Решение было принято, и Адонай приступил к осуществлению своего плана.

В 12-ой главе книги Бытие Адонай является некоему Авраму. Кто же такой Аврам? Это еще крепкий мужчина 75 лет от роду, очень богат скотом, серебром и золотом (Быт. 13:2), "...и был у него мелкий и крупный скот, и ослы, и рабы, и рабыни, и лошаки, и верблюды (Быт. 12:16). И была у него жена Сара, которая "была неплодна и бездетна" (Быт. 11:30), кроме того, по отцу она была его родной сестрой.

Однако у очень богатого и уже пожилого Аврама не было наследника. Естественно предположить, что эта проблема очень сильно волновала его (на Востоке это особенно важно). Надо думать, что он днём и ночью молил, призывал все мыслимые силы для решения этого вопроса. И "спаситель" явился... Сначала безымянный, но производящий впечатление. Явившийся Авраму господин (Адонай) начинает мягко, без всяких условий предлагать ему: "пойди из земли твоей, ... в землю, которую я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ." (Быт. 12:1-2). И всё, пока…

"Иди, Аврам, посмотри землю новую, как она хороша, и я тебе ее отдам. Более того, я буду тебя защищать и, к тому же (намек на возможного наследника!), "произведу от тебя великий народ".

Как утопающий хватается за соломинку, так и Аврам понадеялся на слова господина и отправился со всеми своими людьми и скотом в землю Ханаанскую.

Видимо земля Авраму понравилась, и он ставит там жертвенник господину, "который явился ему; и обещал отдать эту землю потомству Аврама" (Быт. 12:7). Но Аврам не так прост: "А вдруг там подальше земля лучше?". Да к тому же здесь начинался голод, И он идет дальше до Египта. В Египте Аврам называет свою жену Сару своей сестрой, а царь Египетский берет ее в жены. Надо полагать не без помощи все того же господина, ведь Саре в это время уже за 65 лет. "И Авраму хорошо было в Египте ради нее (Сары)" (Быт. 12:16).Ещё бы “было плохо”, когда собственная жена является женой фараона! Однако фараон через некоторое время узнает, что Аврам обманул его и изгоняет его из Египта. Аврам возвращается на то место, где создал когда-то жертвенник господину.

А тут как тут появляется тот же самый господин и говорит: " всю землю, которую охватывает твой взгляд и на север, и на юг, и на восток и на запад, тебе дам я и потомству твоему навеки. И сделаю потомство твое, как песок земный" (Быт. 13:14-16). И снова никаких условий, ни одного требования и опять какое-то волнующее упоминание о великом потомстве. Аврам не знает, что говорить, и молчит. Однако переселяется к дубраве Мамре и там создает новый жертвенник господину.

В гл. 14 кн. Бытие появляется новое понятие: Аврам - еврей. Почему еврей и почему в это время? Насчет еврея мы будем еще говорить. А вот почему в данной главе? Можно предположить, что к этому времени Аврам после долгих и мучительных размышлений над словами господина пришел к заключению, что этому господину можно верить (хотя сомнения оставались).

Даже то, что Аврам благополучно ушел из Египта, говорило о могуществе господина. Ведь фараон мог его (Аврама) за обман скормить крокодилам, но удалось благополучно уйти со всем своим богатством (Быт. 15:20).

Конечно, господин почувствовал готовность Аврама к дальнейшим переговорам и незамедлительно их начинает со слов: "Не бойся Аврам, я - твой щит, награда твоя весьма велика" (Быт. 15:1). Аврам понял ответственность момента и приступил с горечью к главному: "Что ты дашь мне (имея в виду, что и так все есть)? Я остаюсь бездетным. (В еврейском переводе: «Вот я отхожу бездетный», то есть, скоро умру, а наследника как не было, так и нет). Ведь не дал ты мне потомка, и вот, домоправитель в доме моем (Элиэзер из Дамаска) наследует мне" (Быт. 15:2-3).

Господин говорит (несколько раздраженно): "Не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником" (Быт. 15:4).

Аврам поверил господину, и тот был доволен, но исполнять обещанное не торопился. Сара не рожала. Скорее всего, господин не был до конца уверен в Авраме и выжидал пока он окончательно "созреет".

Аврам, видя, что чуда не происходит, послушался совета Сары, "вошел" к Сариной служанке, та зачала и, как и положено, в срок родила мальчика. Так появился наследник, но, к сожалению, от египтянки. Оставалось чувство некоторого неудовлетворения.

Годы шли. И когда Авраму набежало под сто лет, снова появился все тот же господин. Разговор состоялся почти на чистоту, как между умным и очень умным мужчинами. Господин сформулировал условия договора между ним и Аврамом : «Я все для тебя и твоего потомства исполню, но при условии, что "я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя" (Быт. 17:2-8).

Ничего себе какой "пустячок": "ты признай меня своим богом, а я все для тебя сделаю".

Итак, договор был составлен, и Авраму осталось только согласиться и расписаться (кровью?). Адонай, которого теперь можно называть богом Аврама и его потомков, говорит Авраму: "Знамением завета (в евр. переводе “знаком союза”, доказательством подлинности договора, сейчас - это печати и подписи) между мною и вами пусть будет у вас обрезание крайней плоти у всего мужского пола" (Быт. 17:10-11). "Непременно да будет обрезан всякий рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое. Ну а кто не обрежет крайней плоти своей, истребится душа (жизнь) та из народа своего" (Быт. 17:14).

Заметим, что обряд обрезания проходят также и девочки.

Аврам задумался. Сколько раз этот господин давал обещания и не исполнял их. Если наследник от жены не появился, когда Саре было 65, а Авраму 75, то как же он родится теперь, когда Саре уже 89, а Авраму 99 лет? И он с надеждой говорит господину (теперь уже своему богу): "О, хотя бы Измаил (имя сына от египтянки) был жив пред лицем твоим" (Быт. 17:18). Но у господина широкая душа, да и точки над "i" надо было расставить. Он говорит Авраму: "С Измаилом все будет в порядке, но завет (договор) мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сара, и потомством после него" (Быт. 17:19).

На этом пока и договорились. Аврам обрезал всех своих и себя во имя союза со своим богом.

Жизнь продолжалась. Как-то Аврам переселился в Герару (город один так назывался), где царем был Авимелех. " И сказал Аврам о Саре жене своей: "Она сестра моя". И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сару (Быт. 20:2).

Наверное, Сара была еще очень хороша, хотя ей уже 90 лет. И здесь, скорее всего, не обошлось без господина. Господин, используя этот случай, открыл глаза Авимелеху, запугал его почти до смерти, напустив на него и его подданных бесплодие. Перепуганный Авимелех надавал Авраму "крупного и мелкого скота, рабов и рабынь и возвратил ему Сару". Кроме того, дал тысячу сиклей серебра и разрешил Авраму жить где угодно (Быт. 20:15-16).

Наконец Адонай решил исполнить свое обещание о наследнике: "И призрел ("воспламенел") господин на Сару, как сказал; и сделал господин Саре, как говорил. Сара зачала и родила Авраму сына Исаака" (Быт. 21:1-2), который был обрезан по договору на восьмой день от рождения.

Все бы хорошо, но начались трения между Сарой и египтянкой. Аврам пытается как - то уладить конфликты, но Сара требует от него, чтобы он выгнал из дома египтянку с Измаилом. Аврам неприятно удивлен. Но тут (неожиданно?) вмешивается господин и велит ему: "Во всём, что скажет тебе Сара, слушайся голоса ее" (Быт. 21:12). Пришлось Авраму выпроводить своего сына с его матерью из дома в пустыню. Но господин обещал ведь не оставлять Измаила, поэтому всё обошлось благополучно.

В семье Аврама воцарился мир. Наследник Исаак подрастал. Все замечательно, прекрасно, желать больше нечего! Но вдруг, как гром среди ясного неба, опять появляется господин и на полном праве бога (договор-то подписан!) говорит: "Возьми сына твоего Исаака и пойди в землю Мориа, там принеси его во всесожжение...» (Быт. 22:2). Бедный Аврам рано утром (скорее всего не спал всю ночь) отправился с Исааком в землю Мориа, до которой была три дня пути. Что передумал за эти дни и ночи Аврам, никто не знает, но догадываться можно.

И когда все было готово к закланию сына, и Аврам поднял нож, чтобы заколоть Исаака, господин смилостивился над ними обоими. Почему? Скорее всего, потому, что не размножилось еще потомство Аврама, как было обусловлено в договоре. А как мы увидим далее, господину нужно было много потомков. В этой (22-й) главе впервые появляется "имя" господина.

Это слово в Торе было записано в виде 4-х букв, которые на русском языке выглядят как ИХВХ. Об этом символе далее будем говорить подробно, насколько есть информация о нем. А пока подумаем: откуда Аврам узнал это "имя". Ведь четко было написано: "И нарек название месту сему: Иегова-ире" (Быт. 22:14), что в сноске в русской Библии пояснено, как "Господь усмотрит".

Так как же Аврам догадался, что за имя имеет его бог? Думаю, что те долгих три дня пути к месту жертвоприношения своего сына, проведенных в мучительных размышлениях о своей жизни, о Саре, об Измаиле и о господине, которого он признал своим богом, открыли ему истину.