Смекни!
smekni.com

Этюды (стр. 34 из 38)

В отношении такого понимания слово совершил мы находим у святых отцов достаточно часто. Мысль Григория Богослова: «Главное одно, Мое совершение, воссоздание и возвращение к первому Адаму».

Григорий Палама пишет: «…но естество, которое ради нас приняв, Он новосоделал, соединившись с ним по ипостаси, Он Сам совершил (сделал совершенным)».

( Здесь возникает вопрос: Чего ждала Троица так долго с момента совершения греха до его «исправления»? Если исправить поврежденную натуру человека можно было только посредством Жертвы Христовой и никак иначе, чего же было ждать более тысячи лет?).

Проф. продолжает.

Возникает не менее сложный вопрос. Если Он совершил человеческую природу, если каждый из нас обладает этой человеческой природой, то где же это совершенство? В ком? В ком из нас? Поэтому давайте посмотрим, что значит “Он совершил”.

Вот мысли святых отцов.

Афанасий Великий: «Поскольку естество человеческое, претерпев изменения, оставило правду и возлюбило беззаконие, Единородный сделался человеком, чтобы в Себе Самом исправить сие, внушить естеству человеческому любить правду и ненавидеть беззаконие».

Кирилл Александрийский: «…А кроме того, - пишет он, -благополезно возбуждались во Христе человеческие состояния, чтобы побежденные силою Слова прекращались с преобразованием природы в первом Христе (Адаме) в некое лучшее состояние, таким именно образом, а не иначе, образ исцеления мог перейти и на нас, ибо во Христе, как в начатке, природа человека возводилась в обновлении жизни, почему и вторым Адамом назван в Божественных Писаниях». Он так же говорит: «Первый, в ком произошло преобразование природы, это Христос». Далее возникает другой вопрос: а что нам от этого? Что нам от того, что во Христе произошло преобразование природы, что в Себе Самом Он исцелил принятую поврежденную натуру. Вот оказывается что. Таким именно образом, а не иначе, образ исцеления мог перейти и на нас, ибо во Христе, как в начатке, природа человека возводилась в обновление жизни.

(Церковно – славянское начатки – это на современном языке первые плоды, всё первое).

Иоанн Дамаскин пишет: «Он, потому что уделил нам лучшее, и мы не сохранили (речь идет о творении), принимает худшее, разумея наше естество, для того, чтобы чрез Себя и в Себе восстановить бывшее по образу и по подобию».

Максим Исповедник: «Чтобы совершенно истощив в Себе пагубный яд их злобы, как то истощает огонь, полностью уничтожить его в естестве человеческом и совлечь с Себя во время крестной смерти начало и власти». Под началом и властью разумеются духи злобы, о которых пишет ап. Павел. Опять подчеркивается, во – первых, Себя, т.е. в Нем произошло, во-вторых, во время Крестной Смерти, опять указывает на страдания Апостол в Послании к евреям.

Он же Максим Исповедник пишет: « Он был не просто человек, а Бог вочеловечевшийся для того, чтобы чрез Себя и в Себе обновить естество человека».

Итак, возобновив в Себе человека, соделал его новым из ветхого. Таким образом, Слово священнодействовало в себе наше воссоздание.

Григорий Палама (XIV век) пишет: «Облекаясь же во Христа - нового Адама, который нарушил повинное естество, соделал новым в Себе, восприняв его от действенных кровей, как соблаговолил, и Собою оправдал его».

Вот мысль, которая пронизывает все священные предания церкви. Для этого приводятся примеры не только одного святого отца, который может высказать свою только точку зрения и которая может подчас не отвечать всецерковному созданию, а десяток высказываний святых отцов, чтоб мы видели , что это учение свидетельствует о том, что Христос в Себе Самом воссоздал наше падшее естество и исцелил его, т. е. , что во-первых, взял и соединился с поврежденным первородным грехом естеством, во-вторых, что Он в Самом Себе исцелил его, воссоздал его.

Существует целый ряд сочинений, которые приводят именно эту точку зрения, но все эти сочинения к сожалению поздние. Они могли появится только тогда, когда начались переводы святых отцов на русский язык.

Алексей Бургов «Православное догматическое учение о первородном грехе», 1904 года издания, Илларион Троицкий архимандрит, архиепископ инспектор нашей академии , интересная статья «Богословие и свобода церкви» 1905 год, Катанский «Догматическое учение церкви о таинствах. Первые три века христианства» 1876 год, Кремлевский «Первородный грех по учению блаженного Августина японского» 1902 год. Очень интересная статья о грехе, как раз касающаяся этой проблематики «Православно- богословская энциклопедия», статья «Грех» 1903 г. Павел Светлов, известный профессор Киевский «О недостатке Западного Богословия в учении об искуплении» 1893г., Сергий Страгородский будущий патриарх «Православное учение о спасении», Тарасий Кругоновский иероманах «Перелом в древне- русском Богословии», издание начала нашего века.

В результате многие, кто не знал до этого греческого, латинского языков, наконец увидели в переводах и смогли осмыслить этот центральный вопрос христианского вероучения.

(Честно говоря, после всего выше сказанного все-таки остается неясным, каким образом исцеление натуры в Себе Самом передается (или передалось?) человекам. Слово начаток понятно в применении к Адаму, так как от него начались все мы и его якобы «поврежденная» натура наследовалась нами. А вот в отношении Христа, хоть Он и начаток, вопрос остается без ответа. Католики, как это сказано проф. Осиповым А. И., освобождаются от повреждения натуры при крещении, а провославные - как и когда?... ).

Профессор продолжает.

Почему же Бог не мог Своей властью спасти человека? Этот вопрос часто задается. Спасение – это свободный акт единения человека с Богом, и как только мы сказали, «свободный акт», вопрос сразу приобретает другой характер.

Афанасий Великий говорит: « Бог спасает нас не без нас». Без нашего произволения, без человеческой свободы, не возможно спасение. Но мы ставим немного другой вопрос. Почему Бог не мог исцелить человеческую природу, просто Своею властью, Своим Всемогуществом? На этот вопрос можно дать такой ответ. (Кстати, может даже, мы и не найдем этот ответ в учении церкви).

(Далее профессор излагает свою точку по этому вопросу, хотя ответ очевиден: Бог не может Своею властью исцелить человека, ибо это нарушило бы Его же принцип, - человек свободен даже в выборе между быть поврежденным или исцелиться.)

Итак профессор продолжает.

Нужно учесть, что все то, что существует, весь тварный мир, является ничем-то чуждым Богу, а является ничем иным как образом Божественных свойств. Например, как мы о художнике, о писателе судим по его творениям, по его сочинениям, и говорим, тут человек себя выразил, в этой музыке, лирики, этих картинах, так мы говорим, что и Бог выразил Себя в Своем творении. Не случайно ап. Павел пишет, что на основании рассмотрения творения Божьего мы можем говорить о Премудрости Божией. Так оказывается, все тварное есть выражение свойств Божиих, все законы нашего тварного мира, опять таки, обладают тем же самым характером и свойством.

И вот один из этих законов, который присутствует в нашем мире и свидетелями которого мы всегда и постоянно являемся, заключается в том, что любое разрушение чего-то требует для своего восстановления усилий, часто подвига, часто страданий, иногда смерти. Все зависит от того, о чем идет речь, о каких явлениях. Есть закон: восстановление, возвращение к добру требует понуждения. Этот принцип хорошо выражен в Евангелии: «Царство Божие нудится, и нуждится и восхощает е». Царство Божие приобретается усилием, Царство Божие - это благо, вечное благо. Любое благо приобретается усилием, спасение требует подвига, - это закон, являющийся отражением Божественных свойств. Мы знаем, что Бог не Всемогущий, (проходили по катехизису), что Он не может перестать быть Богом, не может создать другого Бога, не может согрешить, Он менее свободен, чем мы с вами. В данном случае еще одна иллюстрация: Он не может изменить этот закона, нарушить его, этот закон проистекает из Него, и по этому закону восстановление человеческой поврежденной природы не могло совершиться без подвига, подвига осуществленного в той человечности, которая была повреждена. Вот этот подвиг для нас выразился в Боговоплощении, в кэнозисе (греч.- истощание Себя Божеством), наконец в кресте, в страданиях и смерти. Вот почему требовался подвиг, а не простой акт всемогущества. Оно и понятно: если бы Бог мог Своим Всемогущим Словом это сделать, тогда Он мог не допустить и первого греха. и тут же сразу возвратить все на свои места. Нет и нет! То, что даром дается, способно развращать, Вот этот подвиг исцеления человеческой природы, с одной стороны, является осуществлением незыблемого закона бытия, с другой стороны, является прямым указанием всем людям на то, как и мы можем исцеляться ( Правда, только не от первородного греха) таким же путем, путем именно понуждения, подвига, ибо Царствие Божие нудится, т. е. трудами получается, надо приложить не мало усилий, чтобы войти в Царствие Божие…