Смекни!
smekni.com

История жизни и деятельности духовенства Псковской епархии во второй половине XVIII в. (стр. 10 из 44)

На территории Новгородской, а впоследствии Санкт-Петербургской губернии находилось духовное правление, расположенное в г. Гдове. К нему были приписаны на 1781 г. 23 церкви (4 в городе и 19 в уезде) при 82 священно- и церковнослужителях. В числе присутствующих по ведомостям значились 2-3 священника городских и расположенных невдалеке от города храмов. Должность копииста обыкновенно исправлял дьячок одной из гдовских церквей. При уездных церквях числилось два десятоначальника.[146]

Остальные духовные правления находились на территории Псковской губернии, причем их численность и границы подверглись в рассматриваемый период существенным изменениям. До 1773 г. в их числе были Псковопечерское, Островское, Опочецкое, Заволоцкое, Святогорское духовные правления.

Заволоцкое духовное правление накануне упразднения имело в своем ведении 24 церкви пригорода Заволочье и уезда (еще до упразднения правления одна церковь была отписана к Опочецкому у.) и 11 церквей Пусторжевского у., ранее отошедших к нему от Святогорского духовного правления. При этих церквах находилось 164 священноцерковнослужителя. В 1773 г. присутствующими правления были священники Преображенской церкви пригорода Заволочья и Николаевской церкви с Копылка. При правлении имелся сторож. В подчинении духовного правления находилось 2 десятоначальника.[147]

В ведомстве Псковопечерского духовного правления находилось накануне упразднения 18 церквей пригорода Изборска, Изборского, Псковского и Дерптского уездов при 85 священноцерковнослужителях и 2 десятоначальниках. После упразднения правления 16 из этих церквей оказались под управлением Псковской духовной консистории и две перешли в ведение Островского духовного правления. Присутствующими в нем значились два священника Четыредесяцкой церкви с Печерской слободы, а должность копииста исправлял дьячок той же церкви. Вполне вероятно, что и само помещение правления располагалось в непосредственной близости от указанной церкви.[148]

Святогорское духовное правление являлось самым большим по числу относящихся к нему церквей среди всех упраздненных духовных правлений. В его ведении числилось 47 приходских церквей пригорода Воронича и уезда при 267 священноцерковнослужителях и 5 десятоначальниках. Присутствовали в правлении накануне упразднения игумен Святогорского монастыря Вениамин и священник Воскресенской церкви с пригорода Воронича Иван Марков. Должность копииста исполнял подьячий Святогорского монастыря. При правлении были заняты вакансии сторожа и пристава.[149]

Определяя месторасположение духовного правления и принадлежность к нему тех или иных церквей, епархиальное начальство учитывало административные границы, расположение гражданских присутственных мест, с которыми духовные правления должны были сноситься в ходе своей деятельности, а так же удаленность от духовного правления подведомственных ему приходских церквей. Из-за последнего обстоятельства приходы, расположенные в одном уезде, могли быть приписаны к разным духовным правлениям.

К Островскому духовному правлению было приписано на 1781 г. 36 церквей, из которых 2 находились в самом Острове, 24 - в Островском уезде и 10, расположенных в 15-45 верстах от Острова, приходских церквей состояли в Псковском у. При храмах состояло 203 священноцерковнослужителя при трех десятоначальниках. Присутствующими правления были протопоп и священник Островского Николаевского собора.

Опочецкое духовное правление ведало 5 приходскими церквями города Опочки и 30 храмами Опочецкого у. При 35 церквях состояло 204 священноцерковнослужителя и 4 десятоначальника. Присутствовали в правлении священники города Опочки.

В ведении Новоржевского духовного правления на 1781 г. числилось 38 церквей Новоржевского у., прежде находившихся в ведомстве Святогорского и Заволоцкого духовных правлений. Кроме них, к Новоржевскому духовному правлению относились 6, весьма удаленных от Новоржева, церквей Влицкого и Полисского станов Холмского у., формально находящиеся в ведении Новгородской епархии. При 44 храмах состояло всего 192 служителя церкви, над которыми стояли 4 десятоначальника.

В присутствии правления заседали священник из Николаевской церкви г. Новоржева и священник Варлаамовской церкви погоста Стехново.[150]

Изменения в составе духовных правлений и их границ, происходили в 70-е гг. XVIII в. одновременно с изменением границ уездов при открытии Псковского наместничества. До 1777 г. приходы в составе духовных правлений располагались на территории как минимум 2-3 уездов, что создавало для присутствующих членов неудобства в сношениях с представителями гражданской администрации. В последней трети XVIII в. границы духовных правлений и уездов совпадали в большей степени, чем в предшествующий период.

По отношению к псковским и некоторым другим приходским церквям функции духовного правления выполняла Псковская духовная консистория. В ее ведении находились 62 псковоградских храма, 44 церкви Псковского у., церковь Захария и Елизаветы с Ряпиной Мызы Дерптского у., 2 церкви на территории Лужского у. и 3 в Гдовском у. Данный пример демонстрирует, что изменение административных границ не всегда было удобно для епархиального начальства. При учреждении Псковского наместничества два прихода отошли от Псковского у. к Лужскому с центром в городе Луге, который состоял в ведении Новгородской епархии. Три прихода по этой же причине перешли из Псковского и Кобылского уездов в состав Гдовского, но подчинить их Гдовскому духовному правлению епархиальное начальство не посчитало нужным из-за его удаленности. В данном случае епархиальная администрация решила вопрос о том, что для нее важнее: добиться совпадения границ уездов с границами духовных правлений, чтобы иметь возможность оперативнее взаимодействовать в случае необходимости с учреждениями гражданской администрации, или избежать чрезмерной удаленности приходов от духовных правлений, к которым они принадлежат, в пользу последнего соображения.

Всего консистория сосредоточила под своим прямым управлением 112 приходских церквей, при которых состояло на 1781 г. 385 священноцерковнослужителей. Осуществлять по отношению к ним управленческую функцию консистории помогали два благочинных в городе Пскове и 9 десятоначальников в уезде.[151]

Сами представители приходского духовенства были заинтересованы в том, что бы находиться в подчинении близлежащего духовного правления. В противном случае им становилось затруднительно ездить в духовное правление по собственным нуждам или по вызову, подавать ежегодные ведомости. С этими неудобствами было связано прошение священнослужителей Холмского у. поданное архиерею в 1794 г. Преосвященный Иннокентий принял во внимание чрезвычайную удаленность приходов Холмского уезда от Великих Лук, где находилось Великолукское духовное правление, и ходатайствовал перед Синодом об учреждении вновь Холмского духовного правления, имеющего в ведении 60 церквей. Синод согласился с мнением псковского архиепископа, хотя и вел политику ограничения роста числа духовных правлений, запретив открывать их без нужды указами от 2 ноября 1772 г. и 30 апреля 1781 г.[152]

Расходная часть бюджета епархий не предусматривала значительных трат на содержание духовных правлений. На их нужды выделялось средств еще меньше, чем на нужды консисторий, поскольку они не были учтены в штатах, и соответственно должны были целиком содержаться за счет приходского духовенства.[153]По-видимому, назначение служащим духовных правлений жалования зависело целиком от воли епархиального архиерея, а учитывая их стесненность в свободных средствах нельзя удивляться низкой величине окладов. Копиист духовного правления, например, получал годовое жалование 10 рублей, то есть в три раза меньшее, чем чиновник выполнявший те же функции в учреждениях гражданской администрации.[154]В результате духовные правления оказались недоукомплектованы копиистами, приставами и сторожами. В 1781 г. из 6 духовных правлений только Островское правление имело в своем составе штатного копииста, в четырех правлениях “письменную должность” исполняли два дьячка местных церквей, один праздноживущий причетник и один праздноживущий священнический сын. В Невельском духовном правлении копиист вообще отсутствовал. Приставы имелись в двух духовных правлениях, а сторожей, положенных по штату, не было вовсе.[155] Не получая достойной оплаты своих трудов официально, члены духовных правлений вынуждены были обирать зависимое от них приходское духовенство. Из дневника Иоанна Матусевича, видно, что наибольшую прибыль члены духовного правления получали с духовенства, подающего росписи и сказки. В этом случае разовый побор мог составить сумму от 95 коп., до 2 руб. 49 коп. с прихода. Появившийся с каким-нибудь поручением пристав правления рассчитывал на обычное подношение в виде 2-5 коп. и каких-либо продуктов (решета ячменя или калача). Ежегодно пристав собирал с приходов новь в размере 2-3 коп. Сельское духовенство несло и так называемую “подводную повинность”, поочередно священник и причетники предоставляли подводы для пристава правления и прочего, проезжающего по делам службы начальства, имеющего при себе соответствующую инструкцию. Иногда вместо подводы приходское духовенство выдавало проезжающим деньги - 3-15 коп.[156] Чтобы избежать поборов с приходского духовенства, архиепископ Псковский Иннокентий (Нечаев) велел в 1795 г. собирать по полушке с души мужского пола на содержание духовных правлений на территории всей епархии за исключением Рижского духовного правления. На десятоначальников была возложена обязанность завести для этих целей приходно-расходные книги.[157] В 1799г. было выделено 360 руб. на нужды шести духовных правлений Псковской епархии.[158] Как попытку сократить расходы на содержание духовных правлений можно рассматривать указ Синода от 19 октября 1778 г. о переносе духовных правлений, находящихся в “приватных” домах, в близлежащие штатные или заштатные монастыри.[159]