Смекни!
smekni.com

История жизни и деятельности духовенства Псковской епархии во второй половине XVIII в. (стр. 12 из 44)

В двуприходных церквях должности в клире делятся между 2-3 семействами. Например, на начало 90-х гг. в Куховском погосте должность первого священника занимал Трофим Егоров. По общепринятым законам наследования, его место должен был занять старший сын Сергий, обучавшийся в семинарии. Место 2-го священника занимал Гавриил Власьев, также имевший сыновей, а его младший брат Василий был при той же церкви пономарем. Священнические сыновья братья Трофим и Максим Мартыновы занимали места дьякона и пономаря, причем у Трофима подрастали наследники. В случае смерти одного из представителей семей освободившееся место занималось следующим по старшинству родственником. После полагающихся испытаний и получения согласия архиерея место умершего священника Гавриила занимает его брат Василий. На освободившееся место пономаря определяется сын покойного Михаил, которому, чтобы не потерять место, пришлось оставить семинарию. Все остальные близкие умершего должны были содержаться за счет нового пономаря.[178]

Насколько распространенной была практика наследования мест сыновьями клириков видно из табл.1, составленной на материале клировых ведомостей поданных причтами Холмского и Великолукского уездов в 1789 г. В отличие от ведомостей по приходам, находящимся в других уездах, эти документы содержат данные о месте службы отца каждого из членов причта.


Таблица 1 Происхождение холмских и великолукских священников (по данным клировых ведомостей за 1789 год).

Чин Происхождение Уезд г. Великие
Луки
Холмский Великолукский
Священник из этого жеприхода 28 (45,2%) 19 (37,3%) 2 (11,1%)
из другогоприхода 17 (27,4%) 17 (33,3%) 11 (61,1%)
Дьякон из этого жеприхода 0 (0,0%) 1 (2,0%) 0 (0,0%)
из другогоприхода 2 (3,2%) 0 (0,0%) 0 (0,0%)
Причетник из этого жеприхода 6 (9,7%) 5 (9,8%) 5 (9,8%)
из другогоприхода 9 (14,5%) 9 (17,6%) 9 (17,6%)
Всего 62 (100%) 51 (100%) 18 (100%)

Источник: ГАПО Ф.39. Оп.1. Ед.хр.418. Л.2-114, 121-238.

Данные, приведенные в таблице по двум уездам, имеют минимальное расхождение, что говорит о наличии общих для всех сельских приходских церквей закономерностей. Примерно 3/4 священников происходили из священнических семей. Только часть этих священников наследовало приход своего отца. Наряду с ними существовала значительная группа выходцев из других приходов, обычно того же уезда. В городе же священник, вступивший на место своего отца, вообще редкость. Скорее всего, в подобных случаях приход наследовался родственниками. Священнических дочерей очень редко выдавали за новопоставленных священников, вступающих в должность одновременно с женитьбой. В большинстве случаев их выдавали за диаконов и причетников. По данным ревизских сказок поданных в Новоржевском уезде из 39 выданных замуж священнических дочерей за священников было выдано 3, за дьяконов -7, за причетников 20. Родниться священники предпочитали между собой и поэтому очень редко сыновья священников брали себе жен из других социальных страт. В 1795 г.из 35 жен священников в Новоржевском уезде, чье происхождение можно установить, 26 (74,5%) происходили из семей священников и только 7 (20%) из семей причетников.[179]

Подобные браки, заключаемые между представителями одной страты, укрепляли социальную позицию как семьи священника, удачно женившего сыновей, давая возможность если не его детям, то, по крайней мере, внукам получить место в другом приходе, так и позицию семьи священника, удачно выдавшего дочь, так как в случае отсутствия у него сыновей, зять имел больше шансов наследовать его приход и обеспечить достойное содержание родственников со стороны жены.

В городах обычай наследования приходов к концу века постепенно сходит на нет, сообразуясь с высокой горизонтальной мобильностью городского духовенства, очень часто меняющего как приходы, так и места проживания. В результате достигшие необходимого возраста сыновья иереев становились священниками не того прихода, где служил их отец, а того где служили они сами или где открылась вакансия.

Таблица 2 Замещение священнических вакансий в городских и сельских приходах Псковской епархии в конце 80-х – начале 90-х гг. XVIII в.

Территория Из семинаристов Из числа причетников Из числа дьяконов Иное Итого
того же прихода другого прихода другого прихода того же прихода
Города 9(15%) 3(5%) 14(23,3%) 18(30%) 12(20%) 4(6,7%) 60
Уезды:
Великолукский 1(2%) 21(41,2%) 13(25,5%) 5(9,8%) 9(17,6%) 2(3,9%) 51
Торопецкий 3(7,1%) 17(40,5%) 11(26,2%) 2(4,8%) 8(19%) 1(2,4%) 42
Опочецкий - 4(16,7%) 12(50%) 5(20,8%) 3(12,5%) - 24
Печерский 3(10,7%) 4(14,3%) 9(32,1%) 6(21,4%) 5(17,9%) 1(3,6%) 28
Псковский 2(5,4%) 7(18,9%) 11(29,7%) 10(27%) 6(16,2%) 1(2,7%) 37
Порховский 7(14%) 13(26%) 17(34%) 4(8%) 9(18%) - 50
Холмский - 17(27,4%) 21(33,9%) 5(8,1%) 14(22,6%) 5(8,1%) 62
Островский 1(2,9%) 5(14,7%) 5(14,7%) 10(29,4%) 12(35,3%) 1(2,9%) 34

Источники: ГАПО Ф.39. Оп.1. Ед.хр.735. Л. 1об-69; Ед.хр.734 Л. 7об-8; Ед.хр.418. Л. 2-116, 122об-237; Ед.хр.1253. Л. 1об-89; Ед.хр. 1035. Л. 1об-2; Ед.хр.667 Л. 1об-51; Ед. хр.1083. Л. 1об-169; Ед.хр.926. Л 2об-116.

Примечание: В графе «иное» таблицы обозначены сравнительно немногочисленные случаи замещение вакансий бывшими учителями семинарии и гимназий, служащими консистории, певчими, архиерейскими чтецами, праздноживущими сыновьями священников и причетников.

В городах и уездах, чья территория издавна входила в состав Псковской епархии, наблюдается более высокий уровень горизонтальной мобильности, чем в уездах, приходы которых до недавнего времени подчинялись Новгородской духовной консистории. В послужных списках священно- и церковнослужителей, проживающих в расположенных близ Пскова уездах, весьма часто отмечается их служба в течение нескольких лет в городе Пскове и прибалтийских городах епархии. Нормой в этой местности является и частый переход духовенства из погоста к погост. Если в Холмском, Порховском, Торопецком и Великолукском уездах подавляющее большинство будущих священников либо никогда не служило за пределами прихода своего отца, либо лишь некоторое время замещало причетническую или дьяческую вакансию в соседнем погосте, то в старых приходах Псковской епархии нормой являлась частая смена места службы. Весьма характерен пример священника из Полонского погоста Псковского уезда Федора Евстафьева 1739 г. рождения. После окончания низших классов семинарии он сменил место службы 6 раз, побывав в следующих приходах: