Смекни!
smekni.com

История жизни и деятельности духовенства Псковской епархии во второй половине XVIII в. (стр. 6 из 44)

Хранящиеся в фонде Псковской духовной консистории ГАПО клировые ведомости объединены в связки по духовным правлениям. Форма заполнения ведомостей на протяжении исследуемого периода не изменялась, рукописный формуляр заполнялся на листах плотной синей бумаги большого формата, имеющей водяные знаки. В некоторых ведомостях в графах требующих указания точных цифр (число дворов, число приходских душ, количество отведенных к церкви десятин и саженей земли и т.д.) имеются лакуны, ограниченные с двух сторон кавычками, иногда со следами механически удаленного текста. К подаваемой ведомости прикладывали руку все служители церкви. Каждую ведомость проверял и подтверждал своей подписью десятоначальник. Несмотря на эти предосторожности, клировые ведомости часто содержат неточности и противоречат другим источникам. Например, в клировой ведомости за 1789 г., поданной от причта великолукской церкви Входа Господня в Иерусалим упоминается дьячок Авксентий Ильин, занимавший эту должность с 1780 г.[90] В ревизской сказке поданной 24 января 1795 г. значится, что Авксентий Ильин был “определен к церкви дьячком в 1788 г.”.[91] Все клировые ведомости подавались на листах бумаги одинакового формата, исписанной с двух сторон. Подаваемые сведения записывались в графы, имеющие строго определенное название. В самых ранних из сохранившихся клировых ведомостей, относящихся к 80-м гг., уже содержится одинаковый для всех частей епархии набор стандартных формулировок, характеризующих обеспеченность храма утварью, состояние здания церкви и т.п. Наблюдается разнообразие формулировок, описывающих нравственное состояние служителей церкви и степень их обученности. Составителями употреблялось два способа отображения в клировых ведомостях биографических данных служителей церкви. Первый заключался в перечислении мест, при которых служил член причта, или должностей, в которых состоял, с указанием общего числа лет. Второй, более подробный, подразумевает указание точной даты назначения и места, на которое переводился священно- или церковнослужитель, иногда с указанием обстоятельств перехода. Епархиальному начальству так и не удалось до самого конца XVIII в. заставить составителей клировых ведомостей указывать наличие родственных связей между членами причта. Характеристики нравственного состояния служителей церкви и уровня их профессиональной подготовки могли быть весьма субъективны и могли не отражать действительности, что было отмечено Н. Быстровым на материале клировых ведомостей Елинского прихода Островского уезда.[92] Клировые ведомости дают важные сведения о структуре духовного сословия, социальной мобильности его представителей, являются важнейшим источником при изучении вопроса о экономической жизни прихода.

В данной работе также использованы ревизские сказки V ревизии, охватывающие духовенство Великолукского и Новоржевского уездов.[93] Согласно указу от 23 июня 1794 г. V ревизия проводилась по правилам манифеста 1781 г.[94]Первичным материалом ревизии являлась ревизская сказка, составлявшаяся на отдельное лицо или семью. Сказки, поданные от представителей духовного сословия, составлялись на каждый приход. "Ревизские сказки священноцерковнослужителей" отслеживают все перемещения лиц духовного звания из прихода в приход, происходившие в результате назначения, перевода или брака.[95]Указывались также, иногда подробно, причины убытия из духовного сословия. Сведения заносились в 7 граф, имеющих точное наименование. Формуляры имели стандартную структуру. При составлении сказок допускалось исправление в тексте документа фактических ошибок. Указывая место перевода, полученное место и подобные сведения составители нередко допускали неточности. Так, в ревизской сказке, поданной причтом из погоста Апросьево Новоржевского уезда, было указано, что дочь священника Михаила Лукина Анна выдана замуж, за священника из погоста Аксеново того же уезда. В то же время по сказке, поданной от духовенства погоста Аксеново Анна Михайлова, показана женой диакона Антона Яковлева.[96] Характерны механические ошибки, допущенные составителями при выведении итогового числа лиц духовного звания, числившихся в приходе на момент проведения IV и V ревизий. Часть сведений о лицах духовного звания приведенных в ревизских сказках не подтверждается, ревизскими сказками по другим приходам и клировыми ведомостями. Ревизские сказки V ревизии позволяют проследить динамику численности духовного сословия в рамках уезда, перемещения его представителей и последствия разборов в период с 1782 по 1795 г и изучить персональный состав духовенства и порядок заполнения открывшихся вакансий.

Сведения о персональном составе черного духовенства содержатся в ведомостях монастырей. Ведомости по монастырям епархии являлись по своему назначению и структуре формой отчетности аналогичной клировым ведомостям. В первой ее части содержатся сведения о количестве и состоянии монастырских храмов, величине суммы полученной от свечной продажи и кружечных сборов, размер монастырских угодий и характер их использования. Вторая часть содержит сведения биографического характера: возраст, социальное происхождение, год принятия пострига (для монашествующих), предыдущие места службы по духовному ведомству, должность, занимаемая в монастыре, данная настоятелем характеристика морального облика и способности к монастырским послушаниям. В настоящей работе были использованы самые ранние из имеющихся в нашем распоряжении ведомости за 1804-1805 гг.[97]

Сравнительный материал по составу черного духовенства предоставляют офицерские описи. Офицерские описи составлялись в связи с секуляризацией церковных вотчин обер-офицерами армейских полков по единым “высочайше апробированным” формам. Помимо формы, составляющие описи офицеры, использовали инструкцию из 13 параграфов.[98]

Производство по переписи духовных имений было сосредоточено в Москве в коллегии экономии. Разбором описей ведала счетная экспедиция во главе с коллежским советником Андрияном Поздняковым.[99] Описи монастырей Псковской епархии датированы мартом 1763 г.– декабрем 1764.г. Составителями этих описей были подпоручик Нарвского пехотного полка Макар Аристов и поручик пехотного полка Илья Сонцов. Документы написаны скорописью на плотной бумаге большого формата серого и синего цветов, листы сшиты. Некоторые описи имеют поля для пометок. В качестве пометок на полях выписаны справочные цены за 1761 г. “Форма о сочинении архиерейским домам и монастырям ведомостей”, которой придерживались офицеры, состояла из 7 пунктов:

- Местоположение монастыря;

- Монастырские строения (в том числе школы и богадельни);

- Состав братии с указанием годового жалования;

- Прочие обитатели монастыря (бельцы, служители и отставные военные);

- Приписные монастыри и пустыни;

- Вотчины, угодья, размер барщины;

- Доходы с вотчин за 1761 г.[100]

Отображая в описях численный состав братии офицеры не считали нужным указывать подробные сведения о монашествующих, ограничиваясь в большинстве случаев указанием количества иеромонахов, иеродиаконов и монахов, а также величиной получаемого ими денежного содержания. Иногда монахи перечислялись поименно с указанием их этнической принадлежности и способности заниматься каким-либо рукоделием.

Для изучения вопроса о характере расходования штатных средств использовались счетные списки, составленные по материалам приходно-расходных книг монастырей Псковской епархии за 1770-е гг.[101] Счетные списки хранятся подшитыми в отдельные для каждого монастыря тетради. Наиболее полно представлены сведения по Старовознесенскому (1771 - 1777 гг.) и Псково-Печерскому (1774-1778 гг.) монастырям. Счетные списки имели одинаковую структуру. Начинались с указания полученной в каждом полугодии суммы штатного жалования. Далее следовал перечень всех закупок, сделанных монастырем в течение года, с указанием даты покупки и потраченной суммы. Тем же способом фиксировались и все виды работ, которые монастырь оплачивал из штатного жалования. Обязательно указывалось имя и звание поставщика товаров и услуг. По этим источникам так же хорошо прослеживаются работы по ремонту обителей, которые вели на штатные деньги монастыри и архиерейский дом. В конце документа указывалась общая сумма расходов и давалась их постатейная роспись. Счетные списки проверялись чиновниками из коллегии экономии, контролировавшими эффективность и целесообразность расходования казенных средств. Использование счетных списков позволило рассмотреть вопрос о возможности на выделяемые государством штатные суммы вести в монастырях ремонтные работы и обновлять ризницу.

В фонде Канцелярии Святейшего Синода РГИА находится ряд документов, являющихся по своему назначению материалами учета. Ведомости по всей Российской империи составлялись на основе рапортов и ведомостей, присланных из епархий. Во многих случаях оригинальные первичные документы сшивались и приобщались к составленной на их основе ведомости. Из генеральной ведомости и подшитых к ней доношений состоят, например, «Ведомость о разборе 1796-го года декабря 22 дня. По именному высочайшему указу об обращении излишних священнически- церковнических детей в военную службу» и свод доношений "О ревизии и разборе священно и церковнослужительских детей", составленный в 1784 г. В рапортах и доношениях, прилагавшихся к генеральной ведомости 1784 г., указывалось общее количество штатных священно- и церковнослужительских мест в епархии, число действительных служителей церкви, число незанятых штатных священно- и церковнослужительских мест, число выходцев из духовного сословия, подлежащих разбору (8 различных категорий) по губерниям. Прилагались также именные списки семинаристов, с указанием учреждения, в которое они назначались по результатам разбора.