Смекни!
smekni.com

История жизни и деятельности духовенства Псковской епархии во второй половине XVIII в. (стр. 7 из 44)

Именные списки представителей духовного сословия епархии, на основе которых можно изучать его персональный состав, подавались редко. В работе использованы ведомости об учениках и учителях духовных учебных заведений за 1790, 1793 и 1797 гг.[102] В ведомостях приводятся биографические данные об учителях и такие сведения об учащихся, как возраст, год поступления в данное учебное заведение, место службы и должность отца, успехи в учебе, ступень обучения, способ содержания в учебном заведении. Это дает возможность собрать данные о числе учащихся их социальном составе и качестве профессиональной подготовки. Данные ведомостей, касающиеся конкретных персоналий, могут перекликаться с данными содержащимися в других источниках. Например, из текста “Ведомости об учителях и учениках духовных учебных заведений за 1790 г.” можно получить следующие сведения о семинаристе Ефиме Колобове. Происходил из семьи священника Покровской церкви погоста Бежаниц. В семинарию поступил в 1781 г. в возрасте 11 лет. Был “благоуспешен”, и “очень хорошо” успевал в изучении немецкого языка и неплохо - греческого. Находился на отцовском коште.[103] Клировые ведомости по Бежаницкому погосту за 1790 г. подтверждают сведения о происхождении Ефима Колобова, его возрасте и годе поступления в семинарию. В них так же содержатся сведения о семье семинариста. Отец вдов, на его содержании помимо сына три дочери.[104] В ревизских сказках за 1795 г. Евфимий Колобов продолжает по-прежнему числится учащимся Псковской семинарии. Из сказки также становится известно, что прозвание Колобов (Колабов) Ефим унаследовал от отца, а не получил в семинарии.[105] Использование различных документов позволяет точнее определить биографические данные представителей сословия и выделить в них общее и особенное.

Общее число церквей, а также служителей церкви приводится в "Ведомости о числе церквей, священнослужителей и приходских дворов, в них мужского пола душ и о полученных доходах в 1783 г." и "Репортах Епархиальных архиереев о духовных правлениях" за 1773 г. Ведомость 1783 г. дает также статистические сведения о числе прихожан, количестве заключаемых в каждом уезде браков, смертности и рождаемости. На основании ведомостей по епархиям в конце 70-х гг. был создан «Имянной список составленный в государственной коллегии о вступивших в духовные чины и уволенных для пострижения в монашество из служителей и других званиях положенных в подушный оклад».

Разнообразие делопроизводственных документов вызывает необходимость произвести их классификацию. Первая попытка классифицировать источники, сосредоточившиеся ко второй половине XIX в. в архиве Московской духовной консистории, была предпринята Н.П. Розановым, который разделил их на три основные группы: 1)входящие и исходящие реестры, докладные реестры, журналы и другие записи присутствия консистории, сохранившиеся в переплетенных книгах или тетрадях; 2) дела в вязках по монастырям и церквям (бракоразводные дела прихожан и судные дела служителей церкви); 3) дела в вязках, касающиеся внутренних распоряжений консистории по разным предметам.[106]Н.Д. Зольникова выделила в отдельные группы указы и распоряжения местной духовной власти (консистории и архиереев), переписку, ставленические дела и судебно-следственные дела. Были выделены также отдельные виды переписки: 1) между органами центральной светской и духовной власти (ведения, промемории, доношения); 2) между органами центральной и местной власти; 3) между органами местной духовной власти; 4) частная переписка.[107]Возможно также деление делопроизводственных документов на следующие группы: 1) переписка учреждений; 2) внутренние документы (в том числе документы, возникшие в ходе подготовки дела к рассмотрению); 3) просительные документы.[108]

Все предложенные типы классификации обращают внимание скорее на форму источника, чем на его содержание. В то же время порядок делопроизводства сложившийся в XVIII в., требовал от чиновников подробного изложения в каждом документе всех обстоятельств дела. В результате содержание одного судебно-следственного или ставленического дела могло быть изложено в журнале заседаний консистории и в указе консистории. Предпочтительнее использовать в исследовании оригиналы дел, поскольку они сложнее по структуре и отличаются от экстракта обилием деталей. В журналах заседаний и протоколах заседаний консистории излагаются суть дела и заключение (резолюция). Описи дел решенных духовными правлениями представляют собой регистрационные журналы, в которых обозначалось только само содержание вопросов, рассмотренных членами духовного правления. Полное судебно-следственное дело включает в себя донос (жалобу), протоколы допросов, приговоры, подписки виновных, подтверждающие их обязательство впредь не совершать подобных проступков. Если в расследовании дела принимали участие органы светской власти, то к его материалам приобщались промемории. В журналах заседаний и указах органов церковного управления излагалось и содержание прошений, поданных представителями духовного сословия. В фондах духовных правлений ГАПО и фонде Мирожского монастыря Древлехранилища ПГОИАХМЗ содержатся наряды указов консистории, центральных органов управления и их копий. Наряды копий императорский указов, указов Синода и Сената есть в фонде Псковской духовной консистории ГАПО.

Анализ содержания материалов делопроизводства дает возможность изучить частные случаи применения норм права, выяснить насколько требования, предъявляемые к представителям духовенства со стороны церковных и светских властей, соответствовали их мировоззрению и обыденному поведению, выявить последствия важных преобразований в жизни духовного сословия для судеб его рядовых представителей.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования материалов исследования для написания обобщающей работы по истории Православной церкви в синодальный период. Материалы исследования могут быть использованы так же для создания справочного пособия по истории Псковской епархии, для разработки спецкурсов по отечественной истории и истории Псковского края. На основе собранных материалов возможно написание серии биографических исследований, посвященных жизни и деятельности некоторых служителей церкви.

Глава 1. Система епархиального управления во второй половине XVIII века

1.1 Псковские архиереи и духовная консистория

Во второй половине XVIII в. Псковская второклассная епархия представляла собой сложное образование. До 1784 г. в состав епархии входили территории, принадлежащие Псковской, Санкт-Петербургской, Рижской и Полоцкой губерниям и даже независимому от Российской империи Курляндскому герцогству. К Псковской епархии относились следующие города, пригороды и местечки: Псков, Рига, Дерпт, Ивангород, Венден, Пернов, Опочка, Заволочье, Изборск, Остров, Гдов, Полоцк, Витебск, Динабург, Себеж, Невель, Велиж и Мариенгаузен.[109] По императорскому указу 6 мая 1788 г. произошло перераспределение городов и уездов между епархиями, затронувшее в первую очередь Псковскую. Целью этого распределения было приведение границ епархий в соответствие с границами губерний. К Псковской епархии были причислены от Смоленской и Новгородской 228 церквей. Таким образом, в составе епархии оказались Порхов, Холм, Торопец и Великие Луки с уездами.[110] С 1770 г. епархиальный архиерей стал именоваться архиепископом Псковским и Рижским. Архиепископ Ириней (Клементьевский), который был переведен на псковскую кафедру из Тверской епархии, в 1798 г. стал именоваться Псковским, Лифляндским и Курляндским. Причем, зафиксированная в титулатуре принадлежность к епархии Курляндии, вошедшей в состав Российской империи в 1795 г., была достаточно формальна: в 1796 г. в Курляндии числилась только 1 православная церковь в Митаве и Якобштадский Святодухов монастырь.[111]

На протяжении всего царствования Екатерины II Псковской епархией управлял один архиерей - Иннокентий (Нечаев), личность которого оказала немалое влияние на жизнь епархии. Иннокентий Нечаев родился в 1722 г. в Москве в семье дворовых людей дворян Нарышкиных. Окончил в Москве славяно-греко-латинскую академию и преподавал там же риторику. В 1758 г. принял монашеский постриг и стал проповедником. В 1759 г. Иннокентий (Нечаев) назначен префектом академии, а в 1761 г. на короткий срок становится архимандритом Новгородского Антониева монастыря и одновременно ректором Новгородской семинарии. Затем сам отказывается от этих должностей, уезжает в Троицко-Сергиеву лавру, наместником которой становится с 17 сентября того же года.[112] Короткий период с 23 февраля по 28 мая 1763 г. занимал кафедру епископа Кексгольмского и Ладожского. Протоирей Василий Смиречанский полагает, что в этот период жизни епископ Иннокентий уже начал пользоваться расположением Екатерины II и Гедеона Криновского. 28 мая епископа переводят на весьма престижную Тверскую кафедру, но тут 22 июня 1763 г. неожиданно умирает епископ Псковский Гедеон. Уже 29 октября 1763 г. епископ Иннокентий занимает освободившуюся Псковскую кафедру. Интересно, что сам Иннокентий (Нечаев) в момент назначения находился не в Твери или в столице, как можно было бы ожидать, а в Новгороде, откуда он просил членов Псковской консистории прислать ему коляску, сопровождающих и деньги на прогоны. Вероятно, первые годы своего архиерейства епископ Псковский и Рижский провел в Пскове. В декабре 1763 г. он лично присутствовал в Консистории и распорядился о том, что бы ему были представлены в соответствии с неким графиком все священнослужители и причетники. Сразу по прибытии епископ Иннокентий занялся приведением в порядок документации, которая должна была регулярно поступать в Консисторию от приходского духовенства. К апрелю 1764 г. составил инструкцию для благочинных и в течение года издал ряд предписаний, свидетельствующий о его личном знакомстве с жизнью в епархии. С 16 января 1766 г. епископ Иннокентий становится членом Святейшего Синода, что вынуждает его жить в Санкт-Петербурге.[113] В апреле того же года Синод отдает в распоряжение псковского архиерея каменное подворье Троице-Сергиева монастыря на Васильевском острове, неподалеку от его прежнего каменного дома.[114]В столице епископ, по всей видимости, продолжает пользоваться монаршей милостью: его привлекают вместе с митрополитами Гавриилом и Платоном к рассмотрению “Положения о духовных учебных заведениях” и екатерининского “Наказа”.[115] В 1769 г. публикуется его первое сочинение “Чин исповедания отроком”.[116] Эта книга была отпечатана в московской типографии и в том же году разослана по всем епархиям. В Псковскую епархию Синод прислал 290 экземпляров, из которых 10 оставили при консистории, а остальные распределили по церквам и монастырям, собирая за каждую книгу по 10 копеек.[117] С 1770 г. Иннокентий именуется архиепископом. В последующие годы он участвовал в издании первой части Словаря Академии и комментировал остальные его выпуски. Иннокентий получил известность в качестве блестящего проповедника. Некоторые его проповеди вошли в изданное в 1775 г. Синодом «Собрание Воскресных и Праздничных Поучений». Известны и несколько публикаций его речей, посвященных событиям светской жизни: “Слово в день рождения Императрицы Екатерины II” (1788 г.) и “Слово на открытие Рижского наместничества”(1783 г.), “Слово в день бракосочетания великого князя Павла Петровича”(1773 г.). Последней его работой стало “Наставление от Архипастыря священнику при отправлении его к должности”, которое можно рассматривать в качестве уникального обобщения опыта, полученного во время многолетнего управления епархией.[118]