Смекни!
smekni.com

История жизни и деятельности духовенства Псковской епархии во второй половине XVIII в. (стр. 17 из 44)

Вопрос о причинах наличия вакантных мест является одним из самых непростых. С одной стороны в епархиях имелись вакантные места. "Хронический" недокомплект составлял по подсчетам В.Н. Асочаковой 30% на всем протяжении последней трети XVIII в.[228]В Псковской епархии на 1784 год оставались незамещенными 258(17,7%) штатных мест.[229]И это несмотря на ужесточение штатных рамок в 1778 г. На примере Олонецкой епархии видно, что количество "праздных" мест выросло с 26 в 1774 г. до 44 в 1779 г. К 1788 г. оно сокращается до 9.[230]С другой стороны, в епархии, как показывают материалы разборов, значительно число живущих при отцах взрослых сыновей.

По материалам клировых ведомостей и ревизских сказок можно выделить среди приходов Псковской епархии несколько приходов, в которых вакансии не замещались в течение длительного времени. Например, в селе Посадниково, в 13 верстах от г. Новоржева, при одноприходной церкви (приход 74 двора) служил с 1777 г. священник Андрей Ефремов. Ревизские сказки в период с 1782 по 1795 гг. не отмечают наличия при этой церкви положенного числа причетников. Наследник прихода старший сын служил с 1780 г. дьячком в г.Риге. В клировой ведомости за 1790 г. отмечено, что причетников при церкви не имеется, а “отправляют в служении оной госпожи Ульяны Яковлевны Ланской дворовые люди”.[231]Интересен также пример села Сторожня. В этом селе с 1760 по 1794 гг. священником был Петр Корнилов, при котором диаконом служил в 1778-1794 гг. его сын Стефан Петров. До 1789 г. при этом же приходе жил пономарь Егор Иванов с семейством. Потом семейство пономаря перевелось в другой приход. При священнике по штатному расписанию полагалось два причетника, что не наблюдалось с 1790 по 1794 гг. В 1794 г. умирает священник Петр и место наследуется его сыном. В свою очередь, Стефан Петров забирает из семинарии своего старшего десятилетнего сына Алексея, и тот становиться пономарем при отце.[232]Примерно также закрепили за своей семьей с 1780 г. и по меньшей мере до 1793 г. Ваулинский приход священник Авраам Лукин и его сын дьячок Матфей Авраамов.[233]Подобные примеры для 90-х гг. не характерны, но сам факт их наличия свидетельствует о возможности образования вакантных мест в причте именно таким искусственным способом. В небольших приходах семьи священников, используя свои "владельческие" права на приход и, возможно, пользуясь поддержкой со стороны прихожан, могли регулировать численность клира в рамках верхних границ штатов, руководствуясь исключительно собственными потребностями. В этом и заключается, может быть, не единственная, но наиболее очевидная причина возникновения "праздных" мест при избытке безместных лиц духовного звания в епархии.

Государственная политика по отношению к Православной церкви во второй половине века обусловила не только юридическое оформление духовенства в сословие, но его замкнутость. Особую роль в этом процессе сыграли четыре реформы: 1) ограничение доступа и свободного выхода из состава сословия; 2) стеснение права прихожан выбирать клир; 3) требование иметь духовное образование для поступления на духовную службу; 4) узаконение практики наследования церковных мест.[234]

На примере Псковской епархии видно, что случаи проникновения представителей иных сословий в белое духовенство являются крайне редкими. До секуляризационных процессов 1764 г. духовное сословие епархии активно пополняло ряды духовенства выходцами из монастырских служителей, которыми многочисленные обители заполняли "праздные" места в приходах, расположенных на территории их вотчин. В 1783 г. среди служителей церкви и певчих в епархии их насчитывался 41 человек, то есть чуть больше 3% от общего числа белого духовенства епархии.[235]Ввиду отобрания у монастырей их вотчин приток в духовную среду монастырских служителей прекратился. Уникален случай с крестьянским сыном Аникитой Яковлевым, чухонцем по этнической принадлежности. В 1761 г. псковский архиерей Гедеон взял его на обучение в семинарию “по надобности православных чухон, не разумевших российского языка, находящихся более в Псковоградской окружности при Лифляндской границе”. В том приходе, куда спустя 13 лет назначили священника Аникиту Яковлева, половина чухонцев не понимала русского языка.[236] Имело место несколько случаев возвращения в духовное звание сыновей церковников, ранее положенных в подушный оклад.[237]Таким образом, с 1764 г. белое духовенство Псковской епархии становится абсолютно закрытым для выходцев из податных сословий. В духовное сословие не включались и приемные дети духовных особ.[238]

Единственным путем проникновения представителей податных сословий, и то не всех в духовное сословие оставалось во второй половине века принятие монашества. Несмотря на закрытие ряда монастырей епархии в ее пределах сохранилось к концу века достаточно большое число обителей – 10 штатных (из них 3 девичьи) и 2 заштатных. Представители черного духовенства числились также за Архиерейским домом. Правда, в 1800 г. из состава Псковской епархии была изъята и причислена к приорству ордена святого Иоанна Иерусалимского Никандрова пустынь.[239]

Штаты 1764 г. четко определили количество мест при монастырях и архиерейских домах в зависимости от их класса. При Псковском архиерейском доме 2-го класса должно было состоять в братии 12 человек, при мужских монастырях 2-го класса и женских 2-го и 3-го классов полагалось быть по 17 человек. В мужских третьеклассных обителях – 12.[240]На деле эти штатные места не замещались полностью (табл.10).

Таблица 10 Численность монашествующих и бельцов в монастырях Псковской епархии в 1804 г.

Монастырь Класс Число штатных мест Занято штатных мест Монашествующих Послушников, бельцов и белиц
Архиерейский дом. 2 12 8 5 3
Псковопечерский муж. 2 17 8 5 3
Иоаннопредтеченский дев. 2 17 15 5 10
Старовознесенский дев. 2 17 8 4 4
Великолукский Вознесенский дев. 3 17 27 9 18
Снетогорский муж. 3 12 8 3 5
Спасо-Мирожский муж. 3 12 11 4 7
Святогорский муж. 3 12 10 5 5
Святовеликопустынский муж. 3 12 3 3 -
Торопецкий Небин муж. 3 12 11 2 9
Великолукский Троицкий Сергиев муж. 3 12 9 7 2
Крыпецкий муж. - - 12 7 5
Всего 152 130 59 71

Источник: ГАПО Ф. 39. Оп. 2. Ед.хр. 501. Л. 2-79

Таким образом, штаты монастырей по епархии были заполнены только на 77%. Сокращение в епархии числа монастырей не могло повлечь за собой сильного переполнения штатных монастырей. Еще накануне потери вотчин в 1764 г. число монахов в монастырях епархии не было значительным: Снетогорский монастырь – 9 монашествующих; Спасо-Великопустынский – 7; Спасо-Мирожский – 9; Крыпецкий – 5; Иоанно – Златоустовский – 4; Любятовский.[241] Невелико было и число монахинь. Из 15 девичьих монастырей епархии в 1743 г. девять насчитывали от 1-4 монахинь, остальные от 5 до 7.[242]После реформы выявилось стремление настоятелей не доводить число монашествующих до штатного числа и в результате к 1771 г. количество праздных монашеских вакансий достигло в Российской империи 527.[243]

До реформы 1764 г. состав братии монастырей был более однороден, чем в послереформенный период, так как одной из функций монастырей стало содержание в братстве вдового духовенства. Принятые в число братства бельцы вовсе не обязательно переходили потом в разряд черного духовенства. Всего на 1804 г. в мужских монастырях находилось 13 священников и 6 диаконов. Большая часть из них попала в монастырь по собственной воле, а часть по принуждению консистории в целях наказания. Монашествующих в мужских монастырях насчитывалось 40 человек: 6 настоятелей, 21 иеромонах, 7 иеродиаконов и 6 монахов. При монастырях находилось также 18 послушников. По своему происхождению послушники были в основном детьми духовных лиц – 14(88%) из 16, чье происхождение можно установить, остальные бывшие солдаты. Из монашествующих детьми причетников были 13(33%) человек, детьми священнослужителей – 9(23%), монастырский служитель получивший место в причте –1(3%). Таким образом, 59% черного духовенства происходила из духовного сословия. Остальные чернецы были выходцами из купеческих (6), дворянских (3), отпущенных на волю господских людей (2), однодворческой и мещанской семей. Двое пришли в монастырь из после военной службы.[244]

В девичьих монастырях проживало 40 человек. Из них 17 монахинь и 33 белицы. Происходили они в основном из духовного сословия(11), дворян(19), мещан(4), купеческих(5) и солдатских семей(7). Две белицы происходили из семей крестьян, и одна была дворовой девкой. В отличие от мужских монастырей женские были гораздо менее связаны со средой белого духовенства.[245]