Смекни!
smekni.com

История жизни и деятельности духовенства Псковской епархии во второй половине XVIII в. (стр. 23 из 44)

Реальную величину платы за выполнение треб установить сложно, так как она зависела, прежде всего, от платежеспособности прихожан и конкретных отношений между паствой и причтом. В Москве в 1774 г. приходские священники брали за крестины 25-30 коп., за погребение 50-80 коп., превышая официальную таксу в 5-8 раз.[310] В Ярославской епархии в 70-е гг. причт получал за крестины 5-10 (в среднем 8) коп., за погребение детей 5-10 коп., взрослых - 10-30 коп. За свадьбу прихожане платили 10-50 коп. (обычно 20-25).[311] В 1786 г. в Москве причт получал за крестины 50 коп. - 1 руб., за погребение - 1-2 руб.[312] Здесь важно отметить, что плата за требы принятая в Иркутской и Ярославской епархиях в равной мере превышают официально установленную таксу в 2-3 раза, что дает нам некоторые основания предположить существование неофициальной таксы на требы, которая являлась минимальной для большей части прихожан.

Существовал также ряд треб, оплата которых указом 1765 г. либо вообще не регламентировалась, либо запрещалась. Так в Ярославской епархии прихожане платили 2-3 коп. за ежегодную исповедь, хотя указ и воспрещал брать за исповедь и причастие плату. С рождением ребенка были связаны не только крестины, но и такие требы как молитва родильнице, за что священник получал 2-5 коп., совершение «сороковой» и «страшной» молитв. «Сороковая» молитва читалась, когда родительница через 40 дней после появления ребенка на свет приходила в храм и совершала обряд воцерковления. Обычная плата за совершение этого обряда составляла 2 коп.. «Страшная» молитва, читаемая, скорее всего, в случае болезни ребенка оплачивалась 2-6 коп. Плату причт получал и за совершение молебнов. За простой молебен прихожане платили 3-5 копеек, за молебен с акафистом - 10-25, за молебен при закладке избы - 5-20 коп. Большое количество обрядов, кроме погребения было связано со смертью прихожан. Обычной платой за большую панихиду были 6 коп. Заупокойные обедни, службы на третий, девятый, двадцатый и сороковой день обычно приносили причту 10 коп. дохода. Особенно дорого стоил сорокоуст (40 обеден по усопшему). За него причт получал от 1 до 3 руб. Прихожане, не имевшие достаточно средств, могли заказать половину сорокоуста. За поминовение разных лиц причт получал от 2 до 10 коп. Особенно велики были его доходы в родительские субботы, когда помимо денежного вознаграждения служителей церкви наделяли калачами. Значительные суммы давались причту за запись в синодик (25-50 коп.). Нередко заказывали литургии, стоившие обычно 10 коп. За соборование больных причт получал 20 коп. Значительные доходы приносили причту славления в Рождество и на Пасху, хождения в праздники по домам с молебнами. Всего причт в Ярославской епархии получал по подсчетам Б. Семевского в 1774-1780 гг. более 20 коп. в год с души мужского пола.[313]Нельзя утверждать, что данная сумма была одинаковой даже в пределах Ярославской епархии, поскольку Б. Семевский отмечает близость прихода в селе Иваньково от Ярославля, возможность ухода крестьян на промыслы и, следовательно, их зажиточность. Однако, не имея источников для проведения аналогичного исследования на материале Псковской епархии, остается допустить, что требы, взимаемые с прихожан, были также завышены в 2-3 раза и доход причта от выполнения треб составлял около 20 коп. с души мужского пола в год.

Причт ряда церквей получал часть доходов в виде штатного жалования, которое было установлено в 1764 г. и увеличено вдвое в конце 1797 г. Штатное жалование получали кафедральные соборы, храмы 2-го класса, владевших до введения штатов более чем 20 крестьянами и имевшие протопопа (соборы не имеющие статуса кафедральных) и 110 церквей 3-го класса, владевшие тем же числом душ, но протопопа не имевшие.[314] Значительная часть церквей 3-го класса, получавших ругу, пришлась на Псковскую епархию, многие храмы которой накануне секуляризации являлись вотчинниками. В одном только г. Пскове насчитывалось 38 церквей, имевших во владении свыше 20 душ. Они также имелись в Опочке -7, в Пустой Ржеве - 8, в Вышгороде - 7, в Изборске - 5, в Гдове - 4, в Кобылье - 3, в Воронече - 3, в Острове - 2, в Велье -3. Итого по данным В.И. Семевского на территории Псковского наместничества таких церквей насчитывалось 79. Кроме того, по данным генерального межевания этот список может быть увеличен на 28 подобных храмов-вотчинников.[315]Доклад от учрежденной о церковных имениях комиссии предусматривал назначение штатного жалования в размере 115 рублей на содержание Петропавловского собора в г. Пскове и еще 4-х храмов в Острове, Изборске, Великих Луках и Торопце. Протопопы этих храмов получали жалование в размере 30 руб., священники - 20 руб., диаконы - 15 руб., причетники - 10 руб. Ежегодно 10 руб. выделялось на церковные расходы. Еще 79 церквей, вероятно, те, которые имелись в виду В.И. Семевский под церквями-вотчинниками, получали ежегодное содержание в размере 50 руб. Священники и причетники в таких церквах получали то же жалование, что и в храмах 2-го класса.[316]

В дальнейшем в Псковской епархии произошло перераспределение государственной руги. Некоторые штатные церкви лишились своего причта и стали приписными, в других напротив появились новые вакансии священно- и церковнослужителей. К концу века в Пскове осталось только 17 приходских церквей. Из них 15 получали штатное жалование общей суммой 1262 руб. 88 коп. Еще две церкви получали по 5 и по 10 руб. в год на церковные расходы из сумм составлявших штатное жалование приписанных к ним церквей. Семь из девяти священников одноприходных штатных храмов стали получать штатного жалования 25-30 руб., вместо положенных 20. Практически во всех штатных церквях штатное жалование причетникам составило от 11 руб. 25 коп. до 12 руб. 50 коп. Четыре церкви стали получать двойную сумму на церковные расходы.[317]Служители церкви при женских монастырях получали такое штатное жалование, как и остальные священно- и церковнослужители, состоявшие на штатном содержании. Самое большое штатное жалование получали служители кафедральных соборов. Протопопу полагалось в год 80 руб., ключарю - 60, священнику и протодиакону - 40, диакону и иподиакону - 30, причетнику - 12, звонарю и сторожу - 10. Певчие получали от 12 до 24 руб. в год.[318]Величина жалования того или иного служителя церкви зависела от архиерея, который мог распределять штатную сумму.[319] Например, штатное жалование, положенное причту Николаевской церкви в погосте Володимерец, получал только священник, хотя количество штатных служителей церкви выросло к концу века до 7 человек.[320] В то же время прибавку к штату в 10 руб. получили практически все штатные храмы епархии, которые в 1764 г. получали 50 рублевое штатное жалование.

Штатное жалование получало также белое духовенство в Лифляндии. До указа Екатерины II в 1786 г. православное духовенство Рижского и Ревельского наместничеств получало жалование по штату 1728 г. Ежегодно 33 служителя церкви получали из местных доходов сумму в размере 1429 руб. С 1786 г. она была увеличена, в связи с необходимостью компенсировать рост цен, до 2976 руб. Рижскому и Ревельскому генерал-губернатору предписывалось также выделять по 1000 руб. в год на ремонт храмов в каждой из губерний, находящихся под его управлением. Самое большое жалование в 400 руб., которое составители штатов не сочли нужным увеличивать, получал протопоп Петропавловского собора в Риге. Священники в 1728-1786 гг. получали от 40 до 80 руб. После прибавки священники стали получать от 80 до 150 руб. (на о. Эзель). Жалование диаконам возросло с 30-50 руб. до 50-75 руб. в год. Как характерную для Лифляндии особенность назначения штатного жалования следует отметить неравенство доходов дьячков и пономарей. Пономари в 1728-1786 гг. получали 9 руб. 50 коп., а дьячки 15 руб. В новых штатах различие в сумме жалования двух категорий причетников сохранилось. С указом 1786 г. открывались 4 новые диаконские вакансии, 1 пономарская и 2 вакансии для просвирен. Духовенству Риги и Денамендской крепости, помимо казенных домов, ежегодно предоставлялось 143 сажени казенных дров и 34 воза сена с магистратских лугов. Кроме того, генерал-губернатор Рижский и Ревельский обязывался ежегодно выделять 1000 руб. на ремонт церквей в каждой губернии, находящейся под его управлением.[321]