Смекни!
smekni.com

История жизни и деятельности духовенства Псковской епархии во второй половине XVIII в. (стр. 15 из 44)

На примере Великолукского уезда возможно сопоставить данные касающиеся изменений в числе приходских дворов и штатных мест в городских и сельских приходах за 80-90-ые годы XVIII в.

Таблица 6 Число дворов в приходах Великолукского уезда в 80-90-ые гг. XVIII в.

1782 г. 1789 г. 1797 г.
Дворов д.м.п. Дворов д.м.п. Дворов д.м.п.
г. Великие Луки 1303 4708 1112 4152 1352 4438
Великолукский уезд 5975 25094 6168 26505 6389 27383
Всего 7278 29802 7280 30657 7741 31821

Источники: РГИА Ф.796. Оп.64. Ед.хр.580. Л. 7; ГАПО Ф.39. Оп.1. Ед.хр. 418. Л. 2-113; Ед.хр.420. Л. 1-114.


Таблица 7Число штатных мест в приходах Великолукского уездав 80-90-ые гг.XVIII в.

Территория 1782 г.а 1789 г. 1797 г.
Должности Должности Должности
священников дьяконов причетников священников дьяконов причетников священников дьяконов причетников
г. Великие Луки 17 7 26 21 9 26 20 9 26
Великолукский уезд 56 32 111 52 29 104 55 - 110
Всего 73 39 137 73 38 130 75 - 136

Источники: РГИА Ф.796. Оп.64. Ед.хр.580. Л. 7; ГАПО Ф.39. Оп.1. Ед.хр. 418. Л. 2об-114;. Ед.хр.420 Л. 1об-114об.; Ед.хр.493. Л. 121-142.

Примечание: а за 1782 год указано реальное, а не штатное число служителей церкви.

2.2 Численность духовного сословия Псковской епархии и причины ее изменения

псковская епархия духовная консистория

Изучать динамику численности служащих в приходах представителей духовного сословие целесообразнее по штатному расписанию, чем по их реальному числу, так как на момент составления клировой ведомости или ревизской сказки определенный процент мест оказывается вакантным. Назначение нового священно- или церковнослужителя, учитывая необходимость сношения с консисторией и освидетельствования кандидата, могло занять несколько месяцев.

Данные, приведенные в табл. 6-7, демонстрируют наличие некоторых изменений в штатном расписании. В городе Великие Луки в 1783 г. к причту одноприходной Покровской церкви добавлен дьякон.[198]Среди великолукских церквей, в конце 80-х - начале 90-х гг., было семь одноприходных, которые по числу приходских дворов могли стать двуприходными. В двух из них к 1797 г. был определен второй священник. К двуприходной церкви в погосте Горожаны, к которой было приписано свыше 400 дворов, так и не был, в рассматриваемый период, определен третий священник. Новые дьяконские места могли появляться, но достаточно редко. К середине 80-х гг. дьяконы уже были практически во всех приходах, кроме самых небольших от 40 до 90 дворов. Число дворов в них росло очень медленно, а временами и вовсе сокращалось.[199]В целом нельзя не согласиться с мнением Л.Ю. Зайцевой, исследовавшей данный вопрос на примере Южного Зауралья, что рост населения, неизбежно вызывал увеличение церковных штатов, что, в свою очередь, привело к преобладанию среди церквей двух - и трехприходных.[200] Но этот процесс, как видно из содержания табл.7, не был быстрым. Более того, в некоторых приходах наблюдается сокращение числа штатных служителей церкви. Указом консистории от 14 декабря 1789 г. двуприходная Преображенская церковь “за малоприходность” сделана одноприходной, что для этой церкви прошло сравнительно безболезненно, т.к. в 1787 г. умер второй священник, а затем и его сын. Лишних причетников разослали: одного по делу в гражданское ведомство, другого причетником в Невельский уезд.[201]

В этот же период в уезде упраздняются 2 из 53 приходов в погосте Детковичи и в селе Нестерово. Причина упразднения – крайне малое число приходских дворов. В селе Нестерово насчитывалось 12 дворов, в погосте Детковичи – 26. Два причетника из упраздненного в 1789 г. погоста были переведены к расположенному неподалеку селу Ильинскому сверх штата, а священник на вакантное место в село Лукино. К 1797 г. приход в погосте Детковичи был открыт вновь.[202]

Самым серьезным шагом архиепископа Иннокентия в отношении приведения в соответствие числа штатного духовенства и приходских дворов было сокращение действующих псковских церквей в 1786 г. Малочисленные приходы, несмотря на получаемую причтом ругу, не могли обеспечить, по мнению архиерея, достойное существование клира и поддержание в приличном состоянии самих храмов. На 1786 г. в Пскове состояло 56 приходских церквей: Петропавловский собор, 38 штатных церквей, 15 упраздненных монастырей и два штатных женских монастыря. Псковский архиерей рассудил, что целесообразно будет оставить 17 церквей, считая церкви при женских монастырях. К четырем бывшим монастырским церквам, а на 1786 г. приходским, расположенным в псковских слободах Никитской с Поля, Алексеевской с Поля, Богословской с Мишариной Горы и Климентовской с Завеличья было приписано по одной штатной, то есть получающей ругу, церкви. Священники и причт этих церквей должны были отправлять богослужения в своей церкви и приписной попеременно или в той "где больше будет требовать нужда". Две слободские церкви: Дмитриевская с Поля и Царяконстантиновская не претерпели каких-либо изменений в своем статусе. К одиннадцати оставшимся церквям прибавили по одной приписной бесприходной (за исключением Варваринской) церкви. Пять из них: Пароменская с Завеличья, Николаевская со Усохи, Богоявленская с Запсковья, Космодемьяновская с Запсковья и Покровская от Торгу были объявлены двуприходными. К ним также было приписано еще по одной штатной церкви с условием, что священники пяти приписанных церквей будут по-прежнему получать штатное жалование и платы за духовные требы. Духовская церковь оставалась по-прежнему в ведении семинарии. (см. приложение 3) Таким образом, без мест остались священно- и церковнослужители только 18 церквей, приходы которых были поделены между 11 оставшимися городскими церквами.[203] Только в 9 из 18 упраздненных церквей по сведениям, взятым из записок Анисима Негоновского, по штатному расписанию полагалось быть 12 священникам, 3 дьяконам и 21 причетнику.[204] При сопоставлении численности белого духовенства Пскова до и после упразднения церквей в 1786 г. выясняется, что количество священно - и церковнослужительских мест сократилось примерно вдвое (табл.8).


Таблица 8Численность духовенства г. Псковав 70-90-х гг. XVIII в.

Годы Церквей В них
Священников Дьяконов Причетников Всего служителей церкви
1772 г. 63 - - - 173
1782 г. 63 66 8 151 225
1797 г. 20 33 13 54 100
1800 г. 20 34 13 53 100

Источник: РГИА Ф.796. Оп.64. Ед.хр.580. Л. 66; РГИА Ф.796. Оп.54. Ед.хр.140. Л. 21об.; ГАПО Ф.39. Оп.1. Ед.хр.1083. Л. 113об-163; ПГОИАХМЗ. Древлехранилище. Ф.ПДК. Ед.хр.325/49 Л. 1-60.

В 70-е – начале 80-х гг. XVIII в. наблюдается увеличение численности псковского духовенства. Вероятнее всего это связано с учреждением наместничества с центром в Пскове. Увеличилось число дворян, находящихся в гражданской службе, оживилась экономическая жизнь населения. Служители церкви получили возможность за плату проводить богослужения в церквях, не имевших штатного клира.[205] Частично, как отмечалось выше, пополнение состава духовенства Пскова осуществлялось за счет выходцев из уездов. После 1786 г. начался обратный процесс.

Вполне вероятно, что подобная мера была предпринята не только в целях упрочения материального положения городского духовенства, но ради восполнения возникшего дефицита духовенства в уездах. В 1784 г. в штате 313 церквей епархии состояло 1197 служителей церкви вместо 1455 положенных по штатам. Недоставало 29 священников, 68 диаконов и 131 причетника.[206] Таким образом, благодаря рассылке псковского духовенства проблема некомплекта в некоторой степени разрешилась. Можно утверждать, что Иннокентий (Нечаев) в этом случае действовал сообразно замыслам светской власти. Правительство Екатерины II предлагало Синоду перераспределить приходы внутри епархий.[207]