Смекни!
smekni.com

Толстой Собрание сочинений том 18 избранные письма 1842-1881 (стр. 119 из 120)

1717

А. А. Толстая посоветовала обратиться с официальной просьбой к товарищу министра иностранных дел Н. К. Гирсу. См. письмо 361.

1718

Нескромность (фр.).

1719

Эти сведения нужны были Толстому для работы над историческим романом из эпохи XVIII в.

1720

Толстой был у С. М. Соловьева 20 марта.

1721

См. письмо 358 и примеч. 3 к нему.

1722

Письмо Соловьева неизвестно.

1723

Савва Попцов, провинциальный фискал, сообщник Нестерова, обвинен в злоупотреблениях по службе и казнен.

1724

Из‑за отсутствия Н. К. Гирса в Петербурге Толстой получил официальное разрешение от исполнявшего обязанности товарища министра иностранных дел А. Г. Жомини. В его письме от 11 мая было сказано, что Толстому разрешено «воспользоваться для исторического труда некоторыми сведениями из секретных бумаг, относящихся ко временам Петра Великого и Анны Иоанновны и хранящихся в Государственном и в Московском главном архиве Министерства иностранных дел» («Красный архив», 1927, т. 3, с. 247). Толстой сам не работал в архиве. По его поручению И. Н. Николев в течение октября 1879 г. изучал необходимые для Толстого материалы и делал выписки.

1725

Письмо от 9 апреля (Переписка, т. 2, № 367), в котором Фет высказывал опасение, что в романе «Декабристы» Толстой смотрит на декабристов как на «мечтателей самоотверженных», подобно Герцену (там же, с. 62).

1726

Толстой действительно оставил замысел романа о декабристах и начал работать над романом из времени Петра I, оставшимся также незаконченным.

1727

Фет в то время занимался переводом философского труда Шопенгауэра «Мир как воля и представление».

1728

Толстой провел у Фета 12 июня.

1729

Письмо от 29 июня (Переписка, т. 2, № 372).

1730

В. П. Боткин.

1731

Страхов гостил в Кременчуге.

1732

Письмо от 17–18 июля (Переписка, т. 2, № 374).

1733

Страхов приехал в Ясную Поляну 6 или 7 августа и пробыл там до 26 августа.

1734

Толстой приехал 27 сентября в Москву, где изучал в Московском архиве Министерства юстиции секретные дела, необходимые ему для задуманного исторического романа. Вернулся в Ясную Поляну 2 октября.

1735

С. А. Толстая 28 сентября писала Т. А. Кузминской: «Я продолжаю так страдать своими зубными и личными болями, что вся моя голова ошалела» (см. т. 83, с. 273).

1736

Ответ на письмо от 14 сентября (ПС, № 122).

1737

В связи с замыслами сочинений на религиозно‑нравственные темы Толстой беседовал с религиозным мыслителем Д. А. Хомяковым, с епископом можайским Алексеем, в прошлом профессором духовной академии А. Ф. Лавровым‑Платоновым, с историком русской церкви М. П. Булгаковым (митрополитом Макарием). 1 октября во время посещения Троице‑Сергиевой лавры встречался с архимандритом Леонидом. См. письмо 284.

1738

Письмо‑исповедь от 17 ноября (ПС, № 127) с откровенными беспощадным анализом собственной личности.

1739

Страхов сообщал, что, «задумавши писать о своей жизни», он испытывает «большие трудности» (там же, с. 238).

1740

См. письмо 368 и примеч. 2 к нему и письмо 369 и примеч. 4 к нему.

1741

См. письмо 367.

1742

Толстой начал писать религиозно‑философское сочинение, близкое по жанру и пафосу к «Исповеди». Не закончено и не опубликовано (ГМТ).

1743

Письмо от 19…22 ноября (№ 367). Страхов просил прислать его.

1744

Письмо от 1 декабря (ПС, № 129).

1745

Статья «Об основных понятиях физиологии».

1746

Толстой одновременно писал статьи «Церковь и государство», «Чьи мы, боговы или дьяволовы?» и др., оставшиеся незаконченными.

1747

Стасов в письме от 5 декабря (ПСт, № 11) сообщал, как он, выполняя просьбу Толстого, устроил ряд вечеров с выступлениями олонецкого сказителя былин Василия Петровича Щеголенкова.

1748

18 февраля скончался брат Стасова – Н. В. Стасов.

1749

См. письмо 371 и примеч. 2.

1750

Толстой в Петербурге 22 января виделся с А. А. Толстой, и между ними разгорелся резкий спор по вопросам религии. Толстая была глубоко верующей, сторонницей церковных догматов.

1751

Толстой в Петербурге виделся со Страховым лишь накоротке в Публичной библиотеке.

1752

Издательская фирма бр. Салаевых в 1880 г. осуществила 4‑е Собрание сочинений Толстого в 11‑ти томах.

1753

Толстой был занят работой над «Исследованием догматического богословия».

1754

Художник В. В. Верещагин, обиженный тем, что по вине Толстого их встреча в Публичной библиотеке не состоялась, написал ему резкое письмо (не сохранилось).

1755

Стасов не передал содержание письма Верещагину, так как после неприятного разговора с художником, недовольным «инцидентом» с Толстым, поссорился с ним (ПСт, письмо 13).

1756

Книга «Александр Андреевич Иванов, его жизнь и переписка. 1806–1858», куда были включены также и воспоминания Стасова.

1757

В Петербурге Толстой виделся со Стасовым в Публичной библиотеке. Содержание разговора неизвестно.

1758

Толстой действительно «бежал» из Петербурга, внезапно уехав 23 января.

1759

Страхов прислал «Новый завет», изданный в 1803 г. немецким богословом Иоганном Грисбахом, сборники «Пословицы русского народа» В. И. Даля и «Загадки русского народа» Д. Н. Садовникова (СПб., 1875).

1760

Тургенев пробыл в Ясной Поляне 2–4 мая. Целью его приезда было передать Толстому приглашение принять участие в торжествах по случаю открытия в Москве памятника Пушкину. Толстой ответил отказом.

1761

Страхов в письме от 30 июня писал Толстому: «Самым важным предметом разговоров, конечно, были вы, и я успел многое сказать ему в эти десять дней. Примирительные речи были вполне удачны, и скоро в них не оказалось никакой надобности; но учение передавалось очень плохо» (ПС, с. 257).

1762

Письмо неизвестно.

1763

Письмо неизвестно.

1764

Толстой работал над «Соединением и переводом четырех Евангелий».

1765

«Записки из Мертвого дома» Достоевского.

1766

В письме от 2 ноября Страхов писал: «Видел я Достоевского и передал ему вашу похвалу и любовь. Он очень был обрадован, и я должен был оставить ему листок из вашего письма, заключающий такие дорогие слова. Немножко его задело ваше непочтение к Пушкину, которое тут же выражено («лучше всей нашей литературы, включая Пушкина»), «Как включая?» – спросил он» (ПС, с. 259).

1767

Иван Михайлович Ивакин, который оказывал помощь Толстому в его работе над переводом с греческого Евангелия.

1768

«Об основных понятиях психологии и физиологии»; книга, над которой Страхов начал работать еще в 1878 г.

1769

Письма от второй половины ноября и от 25 декабря (ПС, № 147 и 149).

1770

Фет в то время занимался переводом трагедии Гете «Фауст» (издан в 1882 г., с посвящением С. А. Толстой). Это высказывание Толстого противоречит другим его отзывам о творчестве Гете вообще и «Фаусте» в частности. Так, 9 марта 1865 г. он записал в Дневнике: «Фауст» Гете читал. Поэзия мысли и поэзия, имеющая предметом то, что не может выразить никакое другое искусство».

1771

Предисловие Страхова к книге Шопенгауэра «Мир как воля и представление», перевод А. А. Фета. СПб., 1881. Здесь Страхов утверждал, что труд Шопенгауэра полезен в борьбе с «розовыми мечтаниями», что он на жизнь смотрит «с одним лишь гневом и презрением», в то время как следует смотреть «с любовью и участием».

1772

Сочинение Шопенгауэра «О четверояком корне закона достаточного основания» Страхов в своем предисловии расценивал как одну из его значительных философских работ, важных для понимания его системы.

1773

«Соединение и перевод четырех Евангелий».

1774

Письмо от 3 февраля с описанием переживаний и мыслей, вызванных смертью Достоевского (ПС, № 151).

1775

Страхов готовил речь, посвященную памяти Достоевского, которую он должен был произнести в Славянском благотворительном обществе, и просил у Толстого разрешения процитировать его письмо с отзывом о «Записках из Мертвого дома» (см. № 375).

1776

Письмо С. А. Толстой неизвестно. В нем содержалось приглашение Страхову приехать в Ясную Поляну 18 февраля, в день именин Толстого. Это приглашение было им принято.

1777

Страхов предлагал выписать из Публичной библиотеки сочинения Филона, которые просил Толстой (см. письмо 376).

1778

Алексеев.

1779

Настоящее письмо представляет черновик письма, отправленного Александру III, текст которого неизвестен.

1780

Письмо было написано в те дни, когда шел судебный процесс над участниками террористического акта против Александра II А. И. Желябовым, Софьей Перовской, Н. И. Рысаковым, Г. М. Гельфман и другими и ожидался смертный приговор над ними.

1781

Пропуск в рукописи.

1782

Письмо было переслано Страхову для передачи его по назначению (см. письмо 380).

1783

См. письмо 378 и примеч. 2 к нему.

1784

Письмо было вручено Страховым Победоносцеву, который отказался передать его царю. Узнав о том, что это письмо дошло до царя (см. примеч. 3 к письму 380), Победоносцев опасался его влияния на Александра III. В письме от 30 марта к царю он от имени «всего русского народа» требовал возмездия: «Люди так развратились в мыслях, что иные считают возможным избавление осужденных преступников от смертной казни. Уже распространяется между русскими людьми страх, что могут представить вашему величеству извращенные мысли и убедить вас к помилованию преступников» («К. П. Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки», т. 1. Госиздат, 1923, с. 47–48).

Толстому Победоносцев 15 июня писал: «…прочитав письмо Ваше, я увидел, что Ваша вера одна, а моя и церковная другая, и что наш Христос – не Ваш Христос. Своего я знаю мужем силы и истины, исцеляющим расслабленных, а в Вашем показались мне черты расслабленного, который сам требует исцеления. Вот почему я по своей вере не мог исполнить Ваше поручение» (П. И. Бирюков . Биография Л. Н. Толстого, т. II. ГИЗ, 1923, с. 176–177).