Смекни!
smekni.com

Белая горячка (стр. 13 из 19)

И Рябинин прав. На днях князь сказал мне, пожимая мою руку: "Я благодарен вам за

знакомство с Рябининым. Он имеет глубокие познания в художествах. Правда,

наружность его несколько странна, но зато он так умен и так оригинально обо всем

судит!"

При княжне Рябинин чувствует себя как бы неловким. Ты знаешь, что его смутить

трудно, а перед нею он явно смущается.

Один раз, князю и мне, рассказывал он содержание своего нового романа, который

давно намеревается писать. Мы слушали его с большим вниманием, потому что он

говорил с увлечением; вдруг в дверях появилась княжна... Рябинин увидел ее и

остановился на самом интересном месте своего рассказа. Через минуту он

продолжал, но одушевление его исчезло, он старался кончить рассказ свой как

можно короче.

В другой раз в присутствии княжны зашел разговор о музыке. Князь человек

совершенно артистический и меломан, между прочим. Для него итальянская опера --

верх возможного совершенства.

-- Выше Россини, -- говорил князь, -- выше его я никого не знаю в музыкальном

мире. Моцарт и Бетховен прекрасны, слова нет, да в них много, если так можно

выразиться, дикости. Правда, моцартовский "Дон-Жуан" создание колоссальное... но

в Россини все: и сила, и грация, и нежность, -- это музыкальный Рафаэль. Его

"Танкред", "Семирамида", "Donna del lago"...

-- Да, князь, люблю и я Россини. Звуки этого итальянского чародея полны и

роскошны, как морские волны, и в них сладко нежиться... Средиземное море, купол

св. Петра, звуки Россини и торкватовы октавы -- вот поэзия жизни. Впрочем, что

касается до музыки, то мы должны обратиться к княжне. Все наши мнения

уничтожатся перед ее музыкальным авторитетом...

И с низким поклоном он обратился к княжне. Княжна взглянула на него и этим

взглядом молча спросила у него, зачем он беспокоит ее?

-- Я летом не занимаюсь музыкой: я гуляю по саду и езжу верхом, -- сказала она

по-французски, не обращаясь ни к кому.

Князь и Рябинин вскоре после этих слов вышли из комнаты, а я подошел к ней.

-- Вы бываете очень немилосердны, княжна.

-- Немилосердна?

-- Он, право, заслуживает, чтобы вы обращались с ним снисходительнее...

-- Кто же это он?

-- Рябинин, княжна.

-- Как он смешно говорит и какая у него страшная и большая запонка на галстухе,

точно фермуар!.. -- произнесла она протяжно и пресерьезно.

-- Я не думал, чтобы вы обращали внимание на одну только наружность. Он, может

быть, одет, княжна, не так, как одеваются светские люди, не имеет их ловкости,

но он человек вовсе не дюжинный, он...

-- Ах, боже мой! -- воскликнула княжна в нетерпении, -- что мне за дело до всего

этого?..

-- Отчего же такое оскорбительное невнимание к человеку, который...

-- К человеку, который мне кажется скучным... Неужели все ваши поэты так же

милы, как он?

Я ничего не отвечал на этот вопрос.

-- Вы хотите, -- продолжала она, -- вы хотите, чтобы я со всеми была одинакова,

чтобы я всем равно с пошлою доверчивостью, с детским простодушием высказывала

мой образ мыслей? Я могу быть доверчива, я буду откровенна, но с тем, кого

уважаю, кого... А ваш господин Рябинин, хотя он и пишет стихи, по вашему мнению,

верно лучше Ламартина, все-таки смешон. И как он страшно поднимает указательный

палец, когда заговорит, и как забавно хмурит свои брови. Скажите ему, что это

совсем нехорошо... -- И с этим словом она вышла из комнаты, оставив меня одного.

Слышишь ли ты? Княжна только с тем откровенна, кого она уважает, кого... Она не

договорила... Растолкуй мне, ради всего на свете, что это значит? что она хотела

мне сказать этим? Я не смею думать, чтобы я мог заслужить ее уважение; я был бы

дерзок, если бы мне вошла в голову мысль, что она любит меня... По крайней мере,

со мной она часто говорит довольно серьезно, она не считает меня недостойным

своего общества, на меня она не смотрит с такою гордою недоступностью, как на

Рябинина. Чему же приписать все это? Тысячи сомнений и надежд попеременно

раздирают и волнуют меня.

Я похож на утопающего, который то видит берег и спасение и одушевляется на

минуту, рвется к нему, к этому берегу, напрягая последние силы; то, отчаянный,

предается гибельным волнам, влекущим его в бездну... Мне и горько, и весело...

Я, право, не знаю, что со мной...

Я забыл сказать тебе, что старушка с усиками к Рябинину питает еще большее

неблаговоление, чем ко мне.

-- Что, князь, этот длинный человек, который приехал к вам недавно, стихотворец,

что ли? -- ворчала она, искоса посмотрев на меня.

-- Он теперь один из первых наших поэтов, -- отвечал князь.

-- Из первых? а какой имеет чин?

-- Не знаю; он нигде не служит.

-- Не служит? Что ж, он баклуши бьет да стишки пишет?.. Первый стихотворец! Да в

наше время первые стихотворцы были и первыми государственными людьми... Покойник

Гавриил Романович был министр и действительный тайный советник, человек,

пользовавшийся милостью в продолжение трех царствований. Императрица особенно

изволила его отличать от всех других: он был любимым ее статс-секретарем. Вот

будто сейчас вижу, как он у княгини М*. читает свои стихи на смерть графини

Румянцевой. Когда он продекламировал:

Румянцев молньи дхнет сугубы, Екатерина -- тишину... --

он, как теперь помню, посмотрел на меня, а у меня слезы так и лились...

Не правда ли, старушка забавна?

XI

25 июля.

На днях княжна опять завела со мною речь о французской литературе. Гюго она уже

пожертвовала мне, но Ламартина сильно отстаивает. Я решительно объявил ей, что

она в музыке гораздо далее, чем в поэзии. "Но я не могу вам передать на словах

всего, что я думаю о его таланте, я вам напишу... -- сказала она мне, -- я

постараюсь вам изложить все мои мысли о нем, не знаю только, сумею ли. Впрочем,

чувствую, что я буду дурная его защитница".

Я принял эти слова за шутку, но вчера ко мне пришел Ваня и принес от княжны

"Meditations Poetiques" с заметками карандашом. В книге я нашел листок почтовой

бумажки, сложенный в виде письма и весь исписанный рукою ее по-французски... Так

она не шутила? О, великий, гениальный Ламартин! без тебя она не стала бы писать

ко мне! Жадно пробежал я этот листок -- и потом положил его в карман, взял

книжку Ламартина, присланную ею, и отправился ходить... Мне захотелось еще

перечесть ее строки где-нибудь подальше от дома, на свободе... В версте от

княжеского дома, живописно извиваясь, протекает небольшая речка; один берег ее

довольно холмист и покрыт мелким березовым кустарником, между которым растет

шиповник и дикая малина. Середи кустарника возвышается одинокая береза,

пощаженная топором и на свободе широко разросшаяся. От нее идут тропинки в

разных направлениях вниз к реке. Здесь деревенские мальчики и девочки собирают

малину. Береза эта видна издалека, и, гуляя, я часто отдыхаю в тени ее

развесистых ветвей и смотрю на противоположный берег, где желтеют поля,

засеянные овсом и рожью, да вдали чернеет деревня...

И в этот раз я отправился к привычному месту моего отдохновения, к этой березе.

День был сероватый. Солнце на минуту выглядывало из-за облаков и потом тотчас

пряталось. Я расположился под березою, вынул из кармана листок княжны и в таком

уединении принялся читать его. Я не сомневался, нет, -- у нее глубокая душа, я

говорил тебе об этом и прежде... Что за беда, что она увлекается французскими

фразами: ведь и мы с тобой эти фразы не различали некогда от истинной поэзии!

Я читал и перечитывал ее строки; в голове моей опять забродили странные мысли,

несбыточные картины... И все это было для меня правдоподобно. Теперь я краснею,

вспоминая о странном состоянии, в котором находился тогда. Друг! не суди меня

строго холодным рассудком, не морщись, читая журнал мой с ледяною важностью

мудреца, не сожалей обо мне, как о заблуждающемся мальчике. Мне нужно теперь

твое сочувствие, мне необходим в эту минуту ты, с твоею бесконечно-любящею

душою!..

Вдруг вблизи меня кусты зашевелились, я привстал и увидел любимца княжны, Ваню,

который за час перед этим принес мне от нее книгу. Он, сбегая по тропинке к

реке, нисколько, кажется, не подозревал, чтобы кто-нибудь за ним подсматривал.

Меня удивило, что он так далеко от дома и один. Сбежав подгору, Ваня стал на

колени и наклонился к воде, чтобы спустить кораблик, склеенный искусно из

картонной бумаги, -- свою новую игрушку, которую он показывал мне в восторге

накануне... Спущенный на воду кораблик заколыхался и скоро остановился без

движения... Ваня стал поправлять его палочкой, но кораблик его не слушался и не

двигался с места. Он бросил палочку в воду и лег на песок, облокотясь на руку. Я

спустился тихонько вниз и из-за куста смотрел на него. Он лежал серьезно, будто

думал о чем-то, не спуская глаз с речной поверхности. Наконец вскочил, поднял

камень и с досадою бросил его прямо в середину кораблика -- и кораблик вместе с

камнем пошел ко дну. Ваня засмеялся, бросил еще камень в воду и хотел бежать на

гору, -- но я вышел к нему навстречу -- и он, удивленный, остановился.

-- Ваня, как ты это очутился так далеко от дома? -- спросил я его.

-- Я ушел тихонько. Маменька все велит мне гулять в палисаднике, а палисадник

такой узенький, так скучно. Маменька велит мне спускать мой кораблик в пруде, а

пруд зарос травой...

-- Зачем же ты утопил свой кораблик?

-- А затем, что он стоял на одном месте. Мне хотелось, чтобы он плавал.

-- Он не мог плавать, потому что нет ветра...

-- Коли не мог плавать, так и не нужно его. Когда вы поедете с княжной кататься

по озеру, вы возьмете меня с собой?

-- Как с княжной? Отчего же ты думаешь, что я непременно поеду с нею?

-- Она вас любит, так вы с нею и поедете.

-- Разве она меня любит? Кто тебе сказал?

-- Она меня про вас все спрашивает, я ей рассказываю, как у вас бываю. И меня