Смекни!
smekni.com

Белая горячка (стр. 5 из 19)

могли кричать. Но вот появились наконец в печати длинные поэмы -- и заговорили

сами за себя, и произвели эффект. Тогда длинный человек отпустил от себя

невинных и пылких: в них уже не было ему никакой надобности. Его длинные поэмы

все читали, хоть, может быть, никто не дочел их конца, все хвалили и все

говорили: "Да посмотрите, как они длинны, огромны!" На всех нас, русских

читателей, -- это истина неоспоримая, -- действует еще до сих пор гораздо более

количество, нежели качество, и потому наши сочинители, как люди умные и

сметливые, основывают всегда свою известность на количестве томов, и потому мы,

например, говорим: Пушкин -- сочинитель "Цыган", Херасков -- творец

"Россиады"!..

Длинный человек вполне уразумел эту великую истину, и общий голос включил его в

почетную шеренгу литераторов первого разряда. Но он не удовольствовался этим и

возжаждал -- славы! Слава издалека улыбнулась ему, но он, при всем своем уме, не

понял ее двусмысленной улыбки и бросился к ней, -- а она дальше и дальше, а он

все за ней. Шли годы, его никто не видел; в эти годы он все гонялся за славой;

между тем люди неблагодарные и жестокие стали помаленьку забывать и его, и его

длинные поэмы. Эгоисты! они требуют, чтобы беспрестанно забавлять их и вертеться

у них перед глазами! Он наконец возвратился утомленный, не догнав ее, этой

соблазнительной славы. Тогда, с болью в сердце, увидел он свою ошибку. Остаться

в забвении он не мог; надобно было придумать средства к поддержанию своей

известности. Какие же средства? Длинный человек хитер, изобретателен: чувствуя,

что его недостанет более и на 300 стихов, он перестал писать стихи и снизошел до

прозы. Прозой писать, говорят, ничего не стоит, необыкновенно легко. Итак, он

снова бросил имя свое неблагодарным людям под какою-то прозаическою статьею.

Люди вспомнили о своем прежнем забавнике, и хоть не с прежним энтузиазмом, но

заговорили о нем. Журналисты -- души добрые и неподкупные, страдальцы,

подвергающиеся разным клеветам и наветам своих бесталанных завистников, они,

приятели длинного человека, объявили благосклонной публике, что длинный человек

пишет мало и прозой оттого, что не хочет писать много и стихами; а стоит ему

захотеть -- и появится удивительная не только поэма, но целая эпопея в шесть раз

больше виргилиевой "Энеиды".

Между тем длинный человек уединился в собственное величие, понял тщету земного;

он исподтишка лукаво улыбается и думает: "Ждите, ждите моей поэмы, друзья мои, и

смотрите на меня с надеждою, я проведу всех вас! Я буду жить теперь не для

вашего удовольствия, а для своего; я окружу себя молодыми поэтами, музыкантами,

живописцами, всеми возможными талантами, на которых только обращено внимание: из

них я составлю блестящую рамку для своего собственного портрета, и мной вы

будете любоваться и говорить про меня: он друг такому-то первому художнику,

такому-то первому композитору, он все знается с "первыми"!.. Художники, особенно

молодые, доверчивый и недогадливый народ: они не поймут, что мне они необходимы

для собственного моего украшения... Человек совестливый -- за услугу, которую

они, сами не подозревая, оказывают мне, -- я научу их философии жизни; я

разверну перед ними биографии гениев и докажу им, как дважды два -- четыре, что

все великое и прекрасное не оценяется современниками и терпит на земле горькую

участь. Если они испугаются этой мысли, я скажу им: вздор, пугаться нечего;

хорошее прячьте от людей, давайте им посредственное и берите за это с них денег,

как можно больше денег. С деньгами же и веселитесь, и пейте. Недаром пили и

веселились гениальные художники: стало быть, вино хорошо!"

И вот, благодаря своему успеху, мой живописец записался в несметное число друзей

его и поступил на вакансию какого-то старого друга, который, изучив вполне

"философию жизни", поблагодарил длинного человека за его уроки и удалился.

Я не знал, что этот литературный Мефистофель, переделанный на русские нравы,

этот длинный человек давно уже заманивал к себе моего юношу. Правда, на том

литературном вечере, где был я, куда и вас осмелился ввести, читатель мой, и я и

вы заметили, что он, не шутя, за ним ухаживал; что, подавая ему советы, он тогда

же, кажется, намеревался мало-помалу посвящать его в свои таинства. И должно

отдать ему справедливость: он так мастерски растревоживал самолюбие своей

жертвы, так приятно льстил этому неугомонному самолюбию! Он на себе изведал, что

самолюбие есть вернейший проводник к человеческому сердцу.

Длинный человек любил публичную жизнь. Он был повсюду: и в театрах, и в

концертах, и в ресторациях, и на улицах. Юноша мой всегда рядом с ним; он

сделался его неразлучным спутником... Не вините моего юношу: праздная и

разгульная жизнь кому не была в свое время по сердцу?

Сколько знакомств доставил ему длинный человек, и каких знакомств! В Петербурге,

как и во всех европейских столицах, есть особенный класс молодых людей, которых

вы не встретите никогда и ни в каком обществе. Они составляют свое отдельное

братство и равно подсмеиваются над фешенеблями большого света и над любезными

кавалерами среднего сословия. Это молодежь веселая и беспечная, для которой

жизнь ровно ничего не стоит, для которой в жизни нет ничего такого, над чем бы

стоило призадуматься, для которой всякий день -- столы, уставленные жирными

устрицами, и трюфелями, и кровавыми ростбифами, и бутылками разных форм и

величин: с звездистым замороженным шампанским, которое действует так скоро, с

бархатным, подогретым лафитом, который действует так медленно, и с

сокрушительной темноцветной мадерой, и с густым пенистым портером, и с этою

ароматною влагою в золотых бутылках с берегов Рейна...

Эти господа молодые люди родятся и воспитываются для того, чтобы одеваться по

последней картинке, спать до первого часа, пить кофе и курить сигару до трех

часов, а с трех до пяти гулять по Невскому проспекту для возбуждения аппетита, а

с пятого до восьмого обедать и пить у Дюме или в других ресторациях, а с восьми

до пяти утра пить и... вообще веселиться. Корифеями этого разгульного братства

всегда бывает несколько человек, носящих старинные аристократические фамилии и

имеющих довольно значительное состояние, около них-то собираются остальные --

люди разных сословий, и легонькие дворяне, проматывающие свое крошечное

состояньице, и купчики-франты, разрушающие немилосердно капиталы, скопленные

многолетними трудами и усилиями бородатых отцов их, -- и всё из высокой чести,

из одного высшего наслаждения участвовать в княжеских или графских забавах и

прохаживаться с известным и знатным человеком по Невскому проспекту, так, чтобы

все видели. К ним присоединяются иногда французские артисты, изредка даже

русские художники. За бокалами шампанского сближаются скоро; эта влага

производит действие чудное. Она располагает сердца к искренности, она усмиряет

барскую спесь, заставляя забывать и великолепных предков, и полосатые гербы с

коронами...

Длинный человек был давно в приязни с некоторыми членами этого братства, и он

познакомил с ними моего живописца...

И для него начались пиры за пирами, дни в чаду, во сне и ночи без сна --

нескончаемая вереница безобразных вакханалий, от которых претяжелое похмелье и

престрашная пустота в сердце. Новые товарищи его были довольны им; они не

понимали только одного, почему он, добрый малый, часто скучен сидит в громе

общего веселья и задумывается, тогда как они ни о чем не думают. "Он пьет

довольно для новичка, -- восклицали многие, -- он подает блистательные надежды,

он молодец, ему скоро прискучит шампанское -- вино детей, он перейдет к винам

зрелого возраста".

-- Умно замечено! -- восклицал длинный человек. -- Это верный взгляд на вина! Но

нельзя с таким пренебрежением отзываться и о шампанском. В шампанском нет

солидности, -- так; зато в нем есть поэтичность, которой нет в других винах.

-- Вино вещь хорошая, господа, -- заметил мой юноша, у которого голова начинала

кружиться, -- но всякий день одно и то же, пиры за пирами...

-- Какие пиры? -- раздалось несколько удивленных голосов.

О, невинность! он не знал, что эта буйная жизнь только ему представлялась в виде

пиров, а для прочих окружающих его была обыкновенное препровождение времени,

существенная, крайняя необходимость, как для нас обед, чай...

Деньги становились для него очень важны, он начинал понимать цену деньгам. Вино,

платье, извозчики -- все это так дорого, а женщины... о, в тумане винных паров

мелькали перед ним головки темно-русые, и белокурые, и черные; из них некоторые,

право, были очень недурны, эти головки улыбались ему, иные, впрочем, ужасно

отвратительно, а вот эта с длинною черною косой, с влажными глазами...

Денег, денег! И он с заспанными глазами, полудремлющий, для добывания денег

принимался за портреты. Писать портреты чрезвычайно прибыльно, и вся мастерская

его была загромождена портретами.

-- Что, деньги -- вещь хорошая? -- спрашивал его длинный человек.

-- Да, но без денег нет соблазнов, без денег я был покойнее. У меня теперь

голова без мыслей, и такая тяжелая! Ни за что не хочется приняться; только и

могу малевать физиономии. Чем же все это кончится?

Длинный человек медленно покачал головой.

-- Не то! -- с важностью произнес он. -- Я люблю искусство или нет? Отвечай мне.

-- Любишь.

-- Так знай же, что тобой я дорожу более, чем... ну чем бы? более, чем самим

собою, -- и при этом он поднял указательный перст. -- Следовательно, если бы

тебе могла повредить теперешняя жизнь твоя, тогда я первый вывел бы тебя неволею

из этого содома и сказал бы: "Не обращайся назад, а не то беда". Да! кого я