Смекни!
smekni.com

Белая горячка (стр. 3 из 19)

вздрогнули. Дверь отворилась, и в комнату вошел мерными шагами тот длинный

человек, которого я видел на выставке. Бегло взглянув на всех и еще не кланяясь

никому, он подошел к молодому художнику.

-- Очень рад, что нашел тебя здесь. Мы только сейчас говорили о тебе в большом

обществе, где были почти все дамы. Ты их с ума свел своими картинами. У дам

тонкий, эстетический вкус. Я восторгу дам верю более, нежели рассуждению иного

ученого критика. Да!..

Произнеся это, длинный человек обратился ко всем. -- Здравствуйте, господа! --

Здравствуй, душа моя! здоров ли ты? -- Здравствуйте! -- раздавалось со всех

сторон, и все подходили к длинному человеку и протягивали ему руки, и он всем

приветливо улыбался. Три офицера и один статский молча поклонились ему.

Четвертый офицер подошел к статскому в очках и, толкнув его под бок, таинственно

шепнул ему, указывая глазами на длинного человека: "Вот, mon cher, ум-то и

талант! У, у, у! У него обо всем такие оригинальные суждения; послушай его... А

сведения какие! Он, кажется, всю ученость проглотил".

-- Хозяин дома, поди сюда! -- продолжал длинный человек, нахмурив брови и между

тем улыбаясь едва заметно. -- Ну, прежде всего поцелуемся. Вот так: а потом я

всем скажу слово. Присядьте-ка, господа.

Мы все сели.

-- Между нами есть человек, которого имя со временем станет наряду с именами

первых художников, если он будет умен. Мы все будем им гордиться и его

чествовать. Вы догадались, о ком я веду речь?.. -- И оратор посмотрел на бедного

живописца, который потупил глаза в стол и, казалось, боялся пошевельнуться.

-- Да, его произведения, которыми вы все любовались -- диво! Надо уметь оценить

их вполне; в них бездна того, о чем и рассказать нельзя, но что доступно только

посвященным в таинства искусства...

Офицер и статский при этих словах перемигнулись друг с другом. Этим миганием они

хотели сообщить друг другу то удивление и тот восторг, который проникал их

насквозь от обаятельной силы красноречия длинного человека.

-- Дело в том, что ты, хозяин дома, во славу и дальнейшее преуспеяние русских

художеств, должен непременно угостить нас шампанским! Сегодня экстренный случай.

Мы еще не поздравляли его. Итак, первый тост за его успехи! -- И он указал

пальцем на бедного живописца, который все еще не поднимал глаз.

-- Браво, браво! превосходная мысль! -- раздалось несколько голосов. И увы!

хозяин волею или неволею, должен был повиноваться.

Скоро раздался гармонический звон стаканов, и первая бутылка очутилась перед

носом длинного человека. Он любовно посмотрел на нее, ласково погладил ее

благородную шею и занялся ее откупориванием.

С страшным залпом вылетела пробка, и шипучая, звездистая влага вырвалась на

свободу. Стаканы были наполнены. Все обратились к художнику при неистовых

криках. Он старался, и очень заметно, скрыть свое удовольствие, но не мог. В

порыве этого удовольствия он схватил за руку длинного человека и крепко пожал

ее; но длинный человек отдернул свою руку и протянул к нему свои объятия.

"Поцелуемся!" -- сказал он, и они наклонились друг к другу и поцеловались через

стол.

Потом длинный человек начал декламировать о том, что такое Шекспир, что такое

Гете и Шиллер, что такое Москва и Петербург, Микель-Анджело и Рафаэль, какая

судьба ожидает художества в России...

Все слушали его, и дивились ему, и пили. Морские офицеры были вне себя от его

речей. Он был оракулом этого маленького литературного кружка, а потому пил

больше всех и поил художника. Шампанское потоком лилось в уста оратора,

вдохновение потоком изливалось из уст его. Опорожненные бутылки начинали

вытягиваться строем; лица собеседников ярко горели; в краткие минуты отдыхов

оратора уже литераторы второго разряда смелее начинали подавать свой голос.

Вдруг длинный человек приподнялся со стула, облокотился обеими руками на стол и

торжественно обвел глазами все общество. Литераторы второго разряда тотчас

смолкли, тишина воцарилась в комнате.

-- Еще слово, и это слово опять-таки к виновнику нашего пира, к творцу Ревекки!

От лица русских художеств обращаюсь я к нему и даю следующий совет...

-- Говори же скорей и чокнемся! -- воскликнул творец "Ревекки"...

-- Молчи... Совет мой будет тебе полезен, и да не изгладится он из памяти твоей

во всю жизнь. Ты еще молод, неопытен, выступаешь на поприще скользкое. Тебе бог

дал талант, и зависть обовьет тебя и сдавит, как змеи Лаокоона, -- и тысячи

змеиных голов устремятся и будут шипеть и изливать яд свой. Да, я знаю это по

собственному опыту, -- но не бойся. Трусость хуже всего, иди смело вперед и не

кланяйся на пути прохожим. Надобно, чтобы они тебе первые кланялись. Не

пренебрегай деньгами из пустого идеализма. Деньги -- все: они и любовь, и

дружба, и счастие, и слава! Не морщись, -- поживи с мое, узнаешь, прав ли я.

Деньги имеют силу сверхъестественную. С деньгами тебе неопасны будут и змеи,

которые обовьют тебя; покажи им горсть золота, они сейчас же потеряют свою силу

и отпадут от тебя... Итак, прежде всего наживи деньги. Искусство искусством,

деньги деньгами; одно не только не помешает другому, а еще пособит. Без денег

нет внутреннего спокойствия, а без внутреннего спокойствия творчество не придет

к тебе. Деньги и деньги! Наживешь деньги -- поезжай в Италию, подыши тем

воздухом, которым дышали Торквато, Рафаэль, Данте, Тициан и Доминикино... Открой

в Риме большую и богатую мастерскую, возьми кисть -- и пиши... вдохновение при

таких обстоятельствах явится к твоим услугам, об этом не заботься -- и к тебе в

мастерскую нахлынет вечный город и будет тебе аплодировать. Праздные

путешественники съедутся со всех концов земли смотреть твои картины; журнальные

листки прогремят о тебе... И тогда, тогда только вздохни свободно и легко и

скажи самому себе: слава моя упрочена, теперь мне за нее трепетать нечего.

Потом, если вздумаешь, возвращайся в Россию, живи и наслаждайся жизнию, пиши

даже дурные картины, если художественные силы твои истощатся, -- ничего: и

дурными твоими картинами будут все восхищаться, потому что имя твое уже

освящено. Но, не заставив кричать о себе в чужой земле, ты ничего не выиграешь в

своей. Теперь ты понравился, тебя хвалят, ты входишь в моду; все это непрочно:

мода пройдет и тебя забудут, деньги ты проживешь, вновь будет взять неоткуда.

Dixi!

И длинный человек тяжело опустился на свой стул. Опять раздалось громкое браво,

но художник молчал, он немного попризадумался... однако через минуту налил себе

стакан вина, выпил вино до капли и закричал:

-- Что будет, то будет, а теперь станем пить!

-- Хорошо сказано! -- проворчал длинный человек. И снова стаканы наполнились.

Через два дня после этой попойки, в одном петербургском журнале объявили самыми

громкими, вычурными и бестолковыми фразами, с маленькою примесью чего-то вроде

остроумия, что молодой художник, г. Средневский -- кандидат в гении, и что две

его картины, восхищавшие всю петербургскую публику на выставке, могут смело

соперничать с лучшими картинами Тициана и Рубенса!

III

Осень, скучная и грязная осень, наступила, и говорили, будто ранее

обыкновенного, хотя в тот год в Петербурге совсем не было лета. Я переехал с

дачи в начале сентября; дождь лил ливмя, наводя уныние; мутное серенькое небо

оскорбляло зрение; я решился никуда не выходить из дома. В это время очень

кстати вздумал довольно часто посещать меня мой живописец. Мы постепенно

привыкали друг к другу; он становился со мною непринужденнее, открытее, и меня

очень занимали его разговоры. Дождь стучал в окна, а нам у камина было так тепло

и покойно! Он сделался, как я заметил, вообще гораздо развязнее, он мог даже

спокойно лежать на кушетке, протянув ноги, и не вскакивать, если кто-нибудь

входил в комнату. Картины свои он продал князю Б* за большие деньги: это можно

было тотчас заметить, потому что на нем был коротенький сюртук, дивное

произведение одного великого и дорогого петербургского артиста, славно

выказывавший его прекрасную талию; черный атласный платок с длинными концами,

небрежно завязанный узлом и зашпиленный маленькой золотой булавкой; тонкое

белье. Все это преобразило его. И как шли к этому его длинные белокурые волосы,

его голубые глаза. Я любовался, глядя на него; я был уверен, что женщины на него

заглядывались. И он был весел как дитя, забавляющееся новыми игрушками. Первые

два портрета удались как нельзя лучше; об этих портретах заговорил весь

аристократический люд и удостоил его чести быть своим привилегированным

портретистом. Позолоченные двери салонов отворились перед ним; мир чудный,

роскошный, неведомый открылся перед ним: и ковры, и бронзы, и шелк, и бархат, и

мрамор, и вся эта сказочная роскошь тысячи одной ночи. Он, очарованный, вдохнул

в себя эту негу, эту тончайшую амбру, которая так непостижимо-усладительно

щекочет обоняние бедняка, сыздетства более привыкшего к гераням и ноготкам, чем

к пышным, махровым розам, гелиотропам и гиацинтам... Ярко и живо описывал он мне

свою робость, которую так мучительно ощутил он в первый раз при взгляде на

расточительность богатства, на наружный блеск, на этих женщин, так непостижимо- грациозных, так страшно-соблазнительных. Когда он говорил об них, он весь

дрожал, на глазах его блестели слезы. Я понимал его юношеский жар, но, слушая

его, смеялся от всей души. Ни разу, однако, в разговорах со мною он не касался

своего прошедшего, даже мне показалось -- избегал этого, несмотря на то, что

иногда откровенно высказывал мне свои задушевные мысли. Случилось как-то, что он

засиделся у меня часа до второго; я уж начинал зевать -- он увлекся моим

примером и наконец взялся за шляпу; вдруг мне пришел в голову рассказ барыни на