Смекни!
smekni.com

Белая горячка (стр. 19 из 19)

обновленный, принялся бы творить, а для меня, ты видишь, искусство -- дело

второстепенное. Теперь ясно мне, что она была для меня выше искусства, иначе я

не был бы убит... Да, я убит! Я не хочу жить, и мне не для чего жить. Если бы я

так любил искусство, как ее, я был бы великим творцом.

"Что умирать? я мнил: быть может, жизнь Мне принесет незапные дары; Быть может, посетит меня восторг И творческая ночь и вдохновенье..." Нет, полно!.. Ни творческих ночей, ни вдохновенья у меня не могло быть... Я

становился на ходули, чтобы казаться чем-нибудь; две картины мои удались и

понравились -- довольно... Бросай кисти и палитру. Мне ничего не нужно,

ничего!..

22 октября.

Остается десять дней до ее свадьбы. Я сказался больным и никуда не выхожу...

Рябинин приходит ко мне и говорит много, кажется, все в утешение мне; я ничего

не могу слушать. Пусть будет она счастлива. О, я желаю ей счастья от всего моего

сердца!.. Обними меня и прости меня. Мы уж с тобой не увидимся!

XVII

Однажды утром, в те часы, когда в доме князя обыкновенно все покоится сном

сладчайшим, горничная княжны, бледная как смерть, вошла на цыпочках в ее

спальню, едва прикасаясь ногами к ковру. Там, в этой спальне, еще не рассветало:

темно-зеленые шелковые шторы были опущены. Княжна, разумеется, почивала. С

осторожностью подошла горничная к ее постели, отдернула шелковую занавеску и

тихонько, не вдруг разбудила ее, чтобы не испугать...

Княжна полураскрыла глаза и, не отнимая головы от подушки, в полусне невнятно

спросила у нее:

-- Что тебе надобно? который час?

-- Еще очень рано, сударыня, -- отвечала горничная, -- но я беспокою вас, потому

что у нас в доме случилось несчастие...

-- Какое несчастие?

Княжна отняла от подушки свою голову...

-- Сегодня ночью г. Средневский, живописец... Княжна совсем открыла глаза...

-- Что такое? что с ним?

-- Он застрелился, сударыня.

Княжна, дрожа всем телом, вскочила с постели, схватила горничную за руку и

посмотрела ей пристально в лицо.

-- Ты с ума сошла? застрелился? Кто тебе сказал это?

-- Мне, ваше сиятельство, сказал человек Григорий, который ходил за ним, --

отвечала горничная, немного смешавшись. -- Еще об этом не знают, сударыня. Еще

все спят в доме, кроме этого человека.

-- Точно ли ты уверена, Маша? Поди, беги скорей, скажи, чтобы он не делал покуда

никакой тревоги в доме...

Горничная произнесла "слушаю", повернулась и хотела бежать, но княжна остановила

ее.

-- Маша, могу ли я так пройти в его комнаты, чтобы никто не мог меня видеть,

никто не знал, что я была там? Слышишь ли, никто?..

-- Я сию секунду узнаю об этом, княжна.

-- Беги же, беги, Маша, скорей, ради бога, скорей!.. Когда горничная выбежала,

княжна оперлась рукою о стол; глаза ее остановились; казалось, она замерла,

холодная, как мрамор.

Минут через десять горничная вернулась...

-- Ваше сиятельство, все готово: я взяла ключ от горниц живописца и крепко- накрепко заказала Григорью молчать об этом несчастии (она вздохнула); только вам

надобно идти, сударыня, по черной лестнице и пройти темным коридором внизу...

Княжна ожила.

-- Все равно; пожалуй, я надену твое платье, чтобы меня не узнали...

-- Нет-с, этого не нужно, помилуйте-с; вас никто не увидит, я провожу вас.

-- Ты проводи меня только до дверей его комнат и подожди в коридоре... Да

слышишь ли, Маша, чтоб об этом никто не знал!..

-- Ах, помилуйте, сударыня! да за кого же вы меня принимаете?..

Княжна кой-как надела свой пеньюар, кой-как пригладила свои волосы, накинула на

голову старую шаль и сказала горничной: "Я готова, я иду за тобою..." Голос и

губы ее дрожали.

По узкой лестнице спустились они вниз, прошли длинный и темный коридор... В

конце его горничная остановилась у двери...

-- Ключ! -- прошептала княжна.

Она едва могла вложить его в замочную скважину, -- так руки ее дрожали; дверь

отперлась; горничная осталась у двери...

Страшно было посмотреть на княжну в эту минуту. Едва дыша, полумертвая, с

посинелыми губами, она прошла мастерскую и остановилась в его кабинете у бюро...

Схватив связку ключей, лежавших на этом бюро, она отворила ящик, -- в ящике

ничего не было; она отворила другой -- и в другом ничего; вдруг схватила она с

жадностью связку почтовых листков, мелко исписанных, на которых лежал засохший

букет цветов. И букет, и бумажки она спрятала к себе на грудь и повернулась,

чтобы выйти... Он лежал перед нею на кушетке. Она застонала, схватила себя за

грудь, но сила воли спасла ее, победила боль и изнеможение -- и она, шатаясь,

вышла в коридор.

Возвратясь в свою спальню, она сказала горничной едва слышно:

-- Разведи огонь в камине, в той комнате... Мне холодно. Огонь был разведен.

-- Теперь ты не нужна мне; я позвоню...

-- Как же мне выйти? вам дурно, сударыня.

-- Нет, ничего, поди.

Княжна бросилась на пате, против камина, потом приподнялась, обвела головой

вокруг, вынула письма и засохшие цветы и начала их рассматривать.

-- Да, это мои письма... -- прошептала она, -- это мой букет... Неужели так

любят?

Княжна привстала еще раз, посмотрела на эти письма и на этот букет и бросила их

в огонь. Пламя в минуту охватило их; она вздрогнула, закричала, закрыла лицо

руками и упала без чувств...

Около полудня началась тревога в доме князя. Князь был сильно поражен

самоубийством живописца. Такое необычайное происшествие привело его в ужасное

расстройство. В волнении, в беспокойстве ходил он по комнате, а старушка с

усиками ворчала:

-- Моя правда, князь! Разве я не твердила вам, что вы принимаете к себе бог

знает каких людей и откуда? не по-моему вышло, что ли? Слыхано ли, нанести такое

оскорбление благородному дому за хлеб-соль и ласку!.. Неблагодарный мальчишка! И

я всегда видела в его лице что-то неестественное, дикое...

Безбожник какой! застрелиться! Видишь ли что вздумал!.. Да хоть бы где-нибудь в

поле, а то в княжеском доме, покорно прошу!

Рябинин, сидя в своей комнате с нахмуренным челом, поднимал глаза в потолок и

твердил: "Странно!.."

Один Ваня, сын дворецкого, плакал горько и неутешно, узнав о смерти своего

рисовального учителя...

Между тем полиция и доктора хлопотали внизу. Осмотрев труп и рану, доктора

решили, что живописец лишил себя жизни в припадке белой горячки (delirium).

Через неделю после этой тревоги, часу в девятом вечера, несколько экипажей

стояло близ ярко освещенного подъезда княжеского дома. Двери подъезда были

отворены, в дверях стоял изукрашенный швейцар с огромною булавою. На тротуаре у

ворот и около решетки толпились в каком-то ожидании различные женщины в шляпках

и без шляпок и с платками на голове. Около них, при таком удобном случае,

увивались господа с усиками и в венгерках... Карета, запряженная превосходными

серыми рысаками, двинулась к подъезду... "Вот невеста поедет в этой карете", --

говорили женщины, стоявшие на тротуаре. "Ах, как бы ее увидать! Вот, я думаю,

нарядная-то!" -- "Позвольте, сударыня, я приподниму вас, когда она поедет, чтобы

вы ее могли обозреть", -- сказал один франт в венгерке, расправляя свои усики и

обратясь к той, которая была помиловиднее прочих. "Не просят вас

беспокоиться..."

В это время по широкому ковру лестницы, уставленной деревьями, тянулась

блестящая свадебная процессия... Впереди бежали шаферы в раззолоченных мундирах;

за ними шел маленький паж, двоюродный брат княжны, с образом в руках... За ним

она, прекрасная как всегда, вся в белом, вся в цветах померанца, с длинным

блондовым вуалем на голове, который живописно спускался назад; с блестящим

шифром на левом плече... За нею шла бабушка с усиками, нарумяненная, с

шевелящимися губами... А там вся эта великолепная и раздушенная толпа девиц и

дам... Рябинин стоял в стороне на последних ступенях лестницы. Когда княжна

проходила мимо его, он приподнял свои длинные руки, поклонился ей и сказал:

"Княжна, сегодня вы ослепительны!" И княжна приветливо улыбнулась на это

восторженное поэтическое приветствие.

Поезд двинулся...

В одно утро, несколько дней спустя после свадьбы дочери, князь разговаривал с

Рябининым в своем кабинете.

-- Надобно, -- говорил князь, -- чтобы рисунки, которые приложатся к нашим

путевым запискам, были превосходны, а для этого требуется художник в полном

смысле слова.

-- Об этом не беспокойтесь, князь, -- я друг со всеми лучшими нашими

художниками; я сыщу вам человека. Он будет понадежнее этого Средневского.

-- Но скажите, -- спросил князь, подходя к Рябинину, -- отчего же у него вдруг

сделалась белая горячка?

-- Позволите ли вы мне говорить с вами откровенно, просто, без чинов?

-- Пожалуйста, я прошу вас.

-- В нем эта горячка таилась давно... Он, сумасброд, вздумал влюбиться -- шутка

ли? в дочь вашу!

-- В мою дочь? -- Князь вытаращил глаза от удивления.

-- Именно в нее!

Минуты через две, придя в себя, князь произнес:

-- Если это и так, мне все-таки жаль его!

-- Да, жаль; жаль как человека, но не жаль как художника. Если бы он был умен и

слушался моих советов, правда, он пошел бы в гору, но до самой вершины, где

облака, он никогда бы не дошел. Вначале я ободрял его сильно, давал ему ход,

кричал о нем, как о великой надежде... У меня метода, князь, только что увижу

искру таланта в человеке, я начну холить и лелеять этого человека и раздувать в

нем эту божию искру. Не удалось мне возжечь в груди его пламя, -- не моя вина. Я

не люблю немцев, вы это знаете, а немец Гофман сказал верно, "что живое, внешнее

побуждение многие принимают за истинное призвание к искусству". Наш живописец

был из числа этих многих...