Смекни!
smekni.com

Коммерческий подкуп квалификация и ответственность (стр. 6 из 22)

Под «иным имуществом» следует понимать любые материальные ценности, обладающие меновой стоимостью, в том числе и валютные ценности в виде долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте, драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы) в любом виде и состоянии, включая ювелирные и другие бытовые изделия, а также их лом, природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, в том числе ювелирные и другие бытовые изделия из этих камней и лома таких изделий. В качестве «иного имущества» могут также выступать различные промышленные и продовольственные товары, недвижимое имущество и др.

К «услугам имущественного характера» в составе коммерческого подкупа относятся: предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, автомашины, строительство дачи, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку.

Следует отметить, что если при определении понятия денег, ценных бумаг и иного имущества у ученых нет принципиальных расхождений во мнениях, то относительно услуг имущественного характера единого подхода не выработано.

Так, по мнению некоторых авторов, к услугам имущественного характера следует относить оказание услуг сексуального характера. Применительно к должностному взяточничеству, Г.П. Новоселов пишет, что «…и социологами, и правоведами признано, что в России существует проституция, суть которой составляют платные сексуальные услуги. Поэтому если должностному лицу предоставляют мужчину или женщину, чьи услуги оплачены, о чем субъект осведомлен, то принятие такой услуги, без сомнения, должно квалифицироваться по ст. 290 УК. Аналогично должен решаться вопрос и в случае, если лицо, постоянно занимающееся проституцией, вступает в половой контакт с должностным лицом безвозмездно, пытаясь добиться от него нужных действий по службе»[61]. С этой позицией в основном соглашается Б.В. Волженкин, вместе с тем, указывая, что взяточничество отсутствует, если в сексуальные отношения с должностным лицом вступает сам заинтересованный в определенном поведении должностного лица субъект, «поскольку подобные услуги не являются имущественными»[62]. Данную точку зрения, но уже применительно к коммерческому подкупу, высказывают А.С. Горелик[63] и А.В. Горбунов[64].

Представляется, однако, что с такой позицией согласиться нельзя. По мнению автора, следует признать верной точку зрения Н.А. Лопашенко, которая отмечает, что «…факт существования в нашем обществе проституции никто не отрицает, но едва ли возможно говорить о ней как о выгоде или услуге имущественного характера»[65]. Полагаем, что Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» от 10 февраля 2000 г., определяя услугу имущественного характера, как услугу, оказываемую безвозмездно, но подлежащую оплате, имел в виду только такие действия, которые носят или в принципе могут носить легальный характер[66]. Только такие действия могут быть признаны услугами с точки зрения гражданского законодательства. Ведь именно с позиции гражданского законодательства определяются в уголовно-правовой науке понятия денег, ценных бумаг и иного имущества[67]. «Другая позиция приведет к официальному признанию правомерности платы за сексуальные услуги, что, в свою очередь, рождает ряд правовых последствий, например, признание возможности привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов с деятельности проституток. Точно так же, следуя логике приведенных рассуждений, поскольку никто в нашей стране не сомневается в существовании киллерства, которое представляет собой платное оказание такой услуги, как убийство, следовало бы и на него распространить понятие «выгоды имущественного характера». Однако, разумеется, подобные «услуги» не могут быть расценены в качестве этих выгод»[68].

Вместе с тем, это не означает, что в случаях осуществления лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческих и иных организациях, каких-либо действий или бездействия в пользу лица, предоставляющего ему за это собственные или другого лица сексуальные услуги, данный управленческий работник освобождается от уголовной ответственности. При наличии соответствующих признаков, виновный вполне может быть привлечен к ответственности, например, за понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК), злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК) и иные преступления[69].

При решении вопроса о привлечении субъекта к уголовной ответственности за коммерческий подкуп, суду следует указать в приговоре, за выполнение каких конкретных действий (бездействия) лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, получило предмет коммерческого подкупа от заинтересованного лица. Время их передачи (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет[70].

Не могут признаваться предметом коммерческого подкупа услуги нематериального характера (например, лестная характеристика, отзыв в печати, иные нематериальные ценности)[71].

Статья 204 УК объединяет под общим понятием «коммерческий подкуп» два самостоятельных, тесно связанных между собой, состава преступления: подкуп – дачу незаконного вознаграждения (ч. 1 и 2 ст. 204 УК) и подкуп – получение незаконного вознаграждения (ч. 3 и 4 ст. 204 УК).

С объективной стороны коммерческий подкуп по ч. 1 и 2 ст. 204 УК состоит в незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно в незаконном оказании ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Передачей лицу имущества или незаконным оказанием услуг является любое вручение ценностей имущественного характера или любое поддающееся легальной имущественной оценке в соответствии с законом безвозмездное удовлетворение потребностей лица, не приносящее прибыли, выгод или иных преимуществ коммерческой или иной организации, в которой подкупаемое лицо выполняет управленческие функции[72].

Незаконной передача или оказание услуг являются в случае, когда такого рода действия прямо запрещены действующими нормативно-правовыми актами или учредительными документами, либо не вытекают в соответствии с законом из характера заключаемого соглашения, оказываемой услуги, или другого вида правомерной деятельности лица, либо осуществляются тайно, либо под прикрытием совершения иных законных действий. Обещание передачи предмета подкупа может рассматриваться как приготовление к коммерческому подкупу и как подстрекательство к нему другого лица (например, «партнера» по встречным коррупционным интересам).

Специфика коммерческого подкупа по сравнению с иными преступлениями против интересов службы в коммерческих и иных организациях выражается в том, что хотя сами действия (бездействие), совершенные вопреки интересам службы за соответствующее вознаграждение, находятся за рамками рассматриваемого деяния, тем не менее, они отнюдь не утрачивают своего юридического значения при решении вопроса о наличии признаков преступления, совершенного против интересов службы. Значение это определяется тем, что факт получения предмета подкупа и совершение действий (бездействия) по службе обусловлены друг другом – в законе содержится указание на характер действий (бездействия), совершаемых лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации по службе, и на их взаимосвязь с подкупом[73].

Необходимо отметить, что в отличие от ст. 290 УК, в соответствии с которой действия или бездействие должностного лица, обусловленные незаконным вознаграждением, могут быть совершены как в пользу взяткодателя, так и представляемых им лиц, в коммерческом подкупе законодатель говорит о том, что соответствующие действия (бездействие) по службе направлены на удовлетворение интересов дающего. Полагаем, что первый подход является более правильным. Подкуп является способом склонения к определенному социально-значимому поведению, то есть к такой деятельности подкупаемого лица, в результатах которой имеется определенная заинтересованность. Ограничивать круг имеющих такую заинтересованность лиц исключительно фигурой передающего предмет подкупа лица, нет никаких оснований. Поэтому мы согласны с мнением А.Э. Жалинского, который отмечает, что в интересах дающего действия совершаются тогда, когда они удовлетворяют потребности, приносят выгоды и преимущества как лицу, осуществляющему подкуп, так и другим лицам по его указанию[74]. В этой связи считаем необходимым внести соответствующие изменения в диспозицию нормы, предусматривающей ответственность за коммерческий подкуп.

Объективная сторона коммерческого подкупа по ч. 3 и 4 ст. 204 УК выражается в незаконном получении управляющим денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно в незаконном пользовании услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.