Смекни!
smekni.com

АнтиМалахов (стр. 16 из 77)

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон мечтали о том, что после присоединения Украины они двинутся дальше на Константинополь, и о том, что новая столица огромной православной империи будет перенесена из Москвы именно туда - в Константинополь.

Согласно этому плану Никон и начал реформу богослужения, стараясь максимально ее подладить под греческие правила.

(Кстати, это отличительная черта русского империализма - завоевывая страны, русские стремятся подладиться под тех, кого завоевали. Западный империализм действует противоположным образом - завоевывая народы он стремится навязать покоренному народу свою школу, свою культуру и свою религию.)

Но не все русские христиане приняли новые правила богослужения, введенные Никоном - население раскололось на тех, кто не хотел менять свои обычаи (староверы) и на тех, кто был готов исполнять указ патриарха Никона.

Чтобы преодолеть это разобщение, сын Алексея Михайловича - Петр I- ввел обязательный налог на староверов, полагая, что крестьянин ради лишней копейки пойдет к никонианскому попу.

Но в итоге все вышло совершенно иначе. До этого указа люди жили по принципу "и нашим, и вашим". В душе они пусть и лелеяли любовь к старым обрядам и книгам, но при случае, какой храм попадется, в такой и шли.

Но жесткий императорский указ заставил сделать выбор.

Для мужиков-тружеников, привыкших нести ответственность за свои семьи, за свое хозяйство и будущее своих детей, это означало некий вызов. Это что же, значит, я совесть свою продам за какие-то копейки? Ну уж нет. Я лучше напрягусь, но этот налог отдам, зато веру своих отцов сохраню.

Эта мотивация и привела в итоге к появлению богатых (но аскетичных по своему образу жизни) староверческих общин. Они владели богатством, но это богатство не владело ими. Они пользовались богатством, но не прикипали к нему.

Аскетическая культура - это не система запретов, как почему-то многие думают.

Аскетическая культура - это то, что в наше время можно было бы назвать психотерапия неврозов, т.е. умение радоваться тому, что есть, непосредственно здесь и сейчас.

Аскетическая культура - это радость собственного существования, умение быть довольным, тем, что есть.

Место запретов в аскетической культуре можно сравнить с той ролью, которую играют в рождении ребенка правила безопасности, которым следует беременная женщина.

Да, женщина, которая носит под своим сердцем ребенка, старается не делать некоторых вещей, например, она воздерживается от употребления алкоголя, возможно, она бросит курить, не станет поднимать тяжестей и т.п. Эти запреты - не являются какими-то внешними, они отражают естественные внутренние пожелания женщины родить здорового, крепкого малыша. Эти запреты рождаются как бы сами собой от бережного отношения к будущему собственных детей, от предвкушения радости от общения с ними.

Но если некая девушка решит, что эти запреты и есть сам путь к рождению ребенка, то ее ждет разочарование. Если она не будет ни пить, ни курить, ни поднимать тяжести - это не значит, что в силу исполнения этих запретов и воздержания она через девять месяцев родит ребенка.

Само по себе исполнение запретов ребенка ей не даст. Нужен супруг.

Так и в аскетической культуре - запреты происходят сами собой, естественно, без насилия. Они вторичны. Первична радость, которую в аскетической русской культуре называют словом "благодать".

В непонимании этого правила заключается главная ошибка различных оздоровительных диет.

Нельзя искусственно ограничивать питание, надо сделать так, чтобы это ограничение возникло само, естественно.

Не нужно ставить запреты на продукты, а хорошо бы сделать так, чтобы выбор полезных продуктов произошел сам собой.

Не насиловать свою природу жесткими диетами, а организовать свою жизнь так, чтобы похудение протекало мягко, комфортно и радостно. Чтобы оно происходило само по себе.

Ей Богу, мы очень многое потеряли, перестав придерживаться своих традиций.

Я, когда еще был подростком, заметил, что светофоры на улицах моего города появляются только на тех перекрестах, где произошли крупные аварии со смертельным исходом.

Теперь я уверен, что и многовековые традиции возникли не на пустом месте, а написаны кровью и искалеченными жизнями сотен тысяч наших предков.

И если аварии на дорогах привели к "Правилам безопасности дорожного движения", то наши традиции переданы нам, как правила безопасности жизни.

Эпидемия ожирения в нашей стране - это следствие того, что мы отказались от наших традиций, от нашей аскетической культуры. Той культуры, которая умеет ничего не запрещать.

Большинство программ похудения пришли к нам из Америки - страны эмигрантов, страны, не имеющей своей культуры. Эти программы направлены только на запреты - нельзя есть сладкое, мучное, жирное, нельзя наедаться на ночь и, любой ценой, как можно больше физических тренировок.

Это принципиально ошибочный подход. Этот подход противоречит нашей традиции (а значит и многовековому опыту).

Запретный плод всегда сладок, и если вы хотите похудеть, то ваша основная задача для целей долгосрочного похудения - сделать так, чтобы никаких внешних запретов не было вовсе.

А если какие-то ограничения в питании и возникнут сами собой, то они будут естественными, пришедшими изнутри. Не потому что надо, а потому что хочется именно так.

Поговорив о культуре голода, будет логичным сказать пару слов и о культе сытости.

Но для начала небольшой экскурс в историю.

"... Молодых мужчин, масса тела которых превышала принятые стандарты, в Спарте подвергали телесным наказаниям или изгоняли из города. А поваров, посмевших приготовить вкусную пищу, сбрасывали со скалы".

"Искусные повара тысячелетиями готовили только по вкусу, не зная химического состава пищевых продуктов, их полезных и целебных свойств, основ рационального питания. Многие любители вкусно поесть - фараоны, короли, императоры - умирали от обильной, калорийной пищи раньше времени".

Вот что написано современником Людовика XV:

"Французский король Людовик XVна завтрак съедал тарелку с гренками, тарелку супа их голубей, тарелку баранины в чесноке, десять вкрутую сваренных яиц, кусок жирной ветчины с укропом.

... Королю 40 лет, но лицо его оливкового цвета, почти сизое, дыхание гнусное. Он тучен и задыхается."

Культ сытости - это одно из проявлений культа жадности, неуемной страсти потреблять.

Как-то в одном из журналов был приведен короткий, но поучительный рассказ на эту тему. Рассказ называется "Третья жертва...", автор С.П.Доннель.

Мне бы хотелось привести его краткое содержание.

Мадам Шалон, грациозная женщина лет сорока, подозревалась в отравлении двух своих мужей. Хозяйка утопающей в цветах виллы на берегу Средиземного моря отказала инспектору местного отделения полиции, который не умел себя вести, в разрешении вскрыть для исследования могилы своих умерших супругов.

Парижская полиция была вынуждена направить другого инспектора - инспектора Мирона - просить это разрешение вторично.

Инспектор Мирон умел вести себя с дамой из высшего общества и мадам Шалон быстро согласилась на вскрытие могил двух своих мужей. Больше того, в ходе беседы мадам Шалон сказала, что она уверена в том, что вскрытие уже было проведено полицией секретно, исследования завершены, но полиция ничего не нашла.

В ответ инспектор Мирон откровенно сообщил ей точку зрения полиции: когда женщина теряет двух мужей, умирающих от сильнейших желудочных колик, каждого после двух лет женитьбы, каждого с крупным состоянием и оставляющего все наследство вдове, это поневоле начинает интересовать полицию.

После этого мадам Шалон решила сделать полное признание.

Да, она медленно и обдуманно убила своего первого мужа, мсье Вессера, 57 лет, а затем и второго мужа, мсье Шалона, 65 лет.

Она вышла замуж за мсье Вессера по настоянию семьи. Мсье Вессер был "свиньей с ненасытным аппетитом". Это был грубиян, хвастун, обманывавший бедных, соблазнявший невинных. У него были все пороки его возраста, но не было его достоинств и снисходительности. Благодаря всему этому желудок у него не мог быть здоровым.

Мсье Шалон был старше и тоже с больным желудком. Слабовольный, менее грубый, но еще более порочный. Мадам Шалон решила, что ее второй муж должен умереть так же, как и первый.

Сведения полиции совпадали с рассказом мадам Шалон.

На вопрос инспектора, каким образом она убивала своих мужей, мадам Шалон ответила: "Вы знакомы, например, с такими блюдами, как "индейка фри с каштанами", "омлет сюрприз по-неаполитански", "дичь де-воляй по-индийски", "баклажаны по-турецки"? "

Метод мадам Шалон был таков - для избавления от своих мужей она использовала эти блюда и еще сотни других.

И в каждое вкладывала немного... своего искусства и ничего больше. А надо сказать, что отец мадам Шалон, Жан-Мари Виллеро, главный повар знаменитого парижского ресторана, великолепный ученик несравненного Эскофье, говорил, что если не считать мелких погрешностей в тушении мяса, он не постыдился бы назвать свою дочь равной себе.

И мужья мадам Шалон не могли устоять. Три, четыре раза в день она готовила им жирнейшие из жирных блюд, неотразимо разнообразные. Она заставляла их объедаться и пить прорву вина. Ей было удивительно, как с их непомерным аппетитом, находясь на таком питании, они столько прожили - каждый по два года!

Обильная еда вскармливает видимость любви. И она не мешала этим мужчинам иметь по нескольку подружек. И вот они умерли - первый в 57 лет, второй в 65.

Инспектор Мирон выслушал признание мадам Шалон, и его решение было неожиданным:

"Вы поедите со мной в Ниццу сегодня вечером, мадам Шалон, но не в полицию, а в казино. Пить шампанское и случать музыку".

Инспектор коротко рассказал о себе. Он холостяк. Ему 44, он неплохо выглядит, у него есть кой-какие сбережения. И он не прочь умереть...