Смекни!
smekni.com

Учебно-методический комплекс по курсу «философия» для студентов всех специальностей. (стр. 10 из 53)

Рассматривая древнекитайскую философскую мысль, необходимо отметить ее менее мистичный и ориентирующий философа на рассмотрение «земных дел» характер, имеющий общественный смысл.

В учении Конфуция, как представляется, характерными являются антропоцентризм и гуманизм (проблемы человека, его возможностей и нравственного воспитания и поведения). Он излагает учение о благородном муже, о справедливом государственном устройстве.

Лао-Цзы искал вечный путь возникновения и исчезновения всего существующего, разрабатывал закон гармонии как универсального нравственного состояния жизни, принципы непротивления природному естеству.

Следует подчеркнуть, что в целом древневосточная философия отличается религиозно-мистическим содержанием, в ней сокрыт огромный антропо-социоцентрический вектор развития восточной цивилизации, который уже в этот период стал оформляться в конфуцианско-даосистский и индо-буддистский типы культуры.

Второй вопрос знакомит с периодом античной философии. Необходимо понять, что это один из первоначальных периодов становления и развития европейского философского знания, представляющий собой совокупность различных философских учений, возникших в древней Греции и Риме в VII–VI вв. до н.э. и завершающийся в IV–V вв. н.э.

При рассмотрении периодизации истории античной философии следует выделить четыре основных периода: 1) досократический или натурфилософский (ионийская и италийская философия); 2) классический (софисты, Сократ, Платон, Аристотель); 3) эллинистический; 4) древнеримский. В контексте этой периодизации необходимо дать характеристику и показать закономерности развития философии в каждый период.

Общеизвестно, что первоначально античная философия развивалась в Малой Азии (милетцы, Гераклит), потом в Италии (пифагорейцы, элеаты), а затем собственно в Греции. Основные философские проблемы ранней греческой философии выстраиваются вокруг определения первоначал мироздания, закономерностей его возникновения и существования, проблем устойчивости и изменчивости, разработки учения об истинном бытии. Складывается метафизика и диалектика, онтология, космоцентризм.

Знаменательно, что классический период древнегреческой мысли (конец V–IV вв. до н.э.) начинается с поворота философской проблематики от космоса к человеку, от познания окружающей природы к осмыслению внутреннего мира личности в философии софистов. Надо выделить положительную роль софистов в развитии античной культуры, но и указать на недостатки в их стиле философствования.

При рассмотрении третьего вопроса необходимо подчеркнуть, что в этот период наиболее последовательно и взаимосвязано антропологическая и гносеологическая проблематика была представлена философией Сократа. Путь к знанию, по Сократу, проистекает через самопознание, постижение сущности нравственности, что в итоге приводит человека к счастью.

Самым выдающимся учеником Сократа принято считать Платона. Он – основатель философской Академии, создатель целостного философского учения об идеальном и реальном мирах. Согласно этому учению, чувственно воспринимаемые предметы – всего лишь несовершенные подобия вечных сущностей, образующих особый, идеальный мир подлинного бытия. Следует также обратить внимание на учения Платона о душе и теле, о благе, об идеальном государстве.

Ученик Платона Аристотель выступил систематизатором античных знаний, основоположником ряда наук (логика, риторика, эстетика). Предлагается проанализировать, почему Аристотель подверг критике учение Платона об идеях, почему он не принял утверждения о раздвоении бытия. Следует объяснить метафизику Аристотеля как учение о божественном уме, философию как науку о первых началах и причинах сущего. Особого внимания заслуживает учение о познании (эпистемология) и о душе (психея).

В ходе рассмотрения четвертого вопроса надо понять, что в эллинистический период (III–I в. до н.э.) наряду с платониками, перипатетиками (последователями Аристотеля) распространенными становятся школы Эпикура, стоиков (Зенон, Христипп), скептиков (Пиррон, Тимон), эклектиков (Филон, Посидоний). Примечательно, что в этот период основное свое назначение философия видит в объяснении путей выхода из кризиса античного общества, в обретении практической мудрости, ориентированной не на общественную жизнь, а на личностный мир человека. Важно осмыслить, какой путь противостояния злу предлагали эпикурейцы, какой – стоики, эклектики, скептики. Общее в их учениях видится в постижении безмятежного состояния, отказа от страстей и лжи.

В период поздней античности (I в. до н.э.–IV в. н.э.) складывается и развивается Римская философия. Важно осознать причины и особенности распространения в древнеримском обществе стоицизма (Марк Аврелий, Сенека), неоплатонизма (Плотин, Порфирий, Прокл), которые становятся философской основой распространения христианства, а также эклектизма (Цицерон, Потамон), скептицизма (Энесидем, Секст Эмпирик), гностицизма (Василид, Валентин), как реакцию на христианское вероучение.

В конце занятия следует резюмировать, что в целом для античной философии характерна постановка «вечных» философских проблем, начиная от рассмотрения сути мироздания и завершая размышлениями над душой и разумом человека. Основное свое предназначение античная философия видела в обнаружении возможностей достижения гармонии физического и духовного как наиболее совершенного способа истинной жизнедеятельности.

Становление древневосточной и античной философской мысли предопределило сущность и пути дальнейшего развития культуры в период средневековья, оказало огромное влияние на конфуцианско-даосистскую, индо-буддистскую, христианскую, мусульманскую культуры, на всю последующую философскую традицию и современную цивилизацию.

Темы для докладов и дискуссий

1. Феномен философского мышления как основы генезиса научного миропонимания.

2. Роль и значение древневосточной философской традиции в современном мире.

3. Идеал «благородного мужа» в философии Конфуция.

4. Проблема первоначала в древнегреческой философии.

5. Атомистическое мировоззрение Демокрита и его роль в понимании динамики мироздания.

6. Аскетизм киников и гедонизм киринайков как два типа мировоззрения и моделей человеческого поведения.

Примеры многоуровневых творческих заданий

1. Гераклит критиковал Гомера следующим образом: «Этот мудрейший из эллинов, сказавший «Да исчезнет вражда среди богов и людей», не понял, что с исчезновением борьбы все исчезнет». Дайте философский анализ высказанным афоризмам. (2 балла)

2. Заполните таблицу:

Направления (школы) Предста-вители Работы

Высказывания, афоризмы

Важнейшие философские идеи, проблемы
Древняя Индия
Древний Китай

Проведите сравнительный анализ основных положений конфуцианства и буддизма. (4 балла)

3. Используя высказывания Сократа «Познай самого себя» и «Я знаю, что ничего не знаю…», а также приведенный ниже план, изложите его учение о методе философствования.

а) Сомнение, скепсис (акаталепсия)

б) Ирония (выявление противоречия)

в) Майевтика (поиск ответов)

г) Индукция (наведение)

д) Дефиниция (определение) (3 балла)

3. Прокомментируйте высказывание Аристотеля: «Удивление побуждает людей философствовать». Как соотносится это суждение с общим способом и стилем философствования античности? (3 балла)

4. Кому из философов античности принадлежат данные высказывания и афоризмы:

а) «Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины»;

б) «То, что движется, не движется ни в том месте, где оно есть, ни в том, где его нет»;

в) «Есть только одно благо – знание и одно только зло – невежество».

г) «Человек есть мера всех вещей, существованию существующих и несуществованию несуществующих»

д) «Знание – это припоминание виденного в потустороннем мире».

(Зенон, Пифагор, Платон, Протагор, Сократ) (2 балла)

5. Заполните схему понятиями из учения Платона об идеях:


(2 балла)

6. Как Вы полагаете, почему каждое приходящее в мир поколение людей обращается к изучению античной философии и культуры, и в чем тайна ее огромной притягательности? (3 балла)

7. Напишите для студенческого философского словаря статью по одной из предложенных тем: «Философия», «Мировоззрение», «Космоцентризм», «Идеализм» (Объем до 3-х страниц. Текст в редакторе Microsoft Word, шрифт Times New Roman, 12 размер, одинарный междустрочный интервал. Выравнивание по ширине страницы, все поля – 2.5 см.). (5 баллов)

Тематика рефератов

1. Культурно-исторические традиции Восточной и Западной цивилизаций (сравнительный анализ).

2. Основные идеи древнеиндийской философии и их судьба в современном мире.

3. Философские основания Вед и Авесты.