Смекни!
smekni.com

Учебно-методический комплекс по курсу «философия» для студентов всех специальностей. (стр. 25 из 53)

15. Человек как целостность и противоречие.

16. Антигуманизм концепции сверхчеловека в творчестве Ф. Ницше.

17. Проблема исторической необходимости, отчуждения и свободы человека в философии раннего Маркса.

18. Человек как космопланетарный феномен в структуре универсума.

19. Человек в «постчеловеческом мире».

20. Возможности естественного отбора и генная инженерия.

21. Проблема становления человеческой личности.

22. Проблема личности в XX веке.

23. Индивидуальность как проблема философии и психологии.

24. Проблема эволюции современного человека.

25. Социальный прогресс и свобода личности.

26. Философские аспекты проблемы биологического будущего человека.

Рекомендуемая литература

1. Андреев, И.Л. Происхождение человека и общества / И.Л. Андреев. – М., 1988.

2. Антропологическая проблематика в западной философии. – М., 1991.

3. Брюнинг, В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние / В. Брюнинг // Западная философия: итоги тысячелетия. – Екатеринбург; Бишкек, 1997.

4. Бубер, М. Проблема человека / M. Бубер // Два образа веры / М. Бубер. – М, 1995.

5. Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. – СПб., 1996.

6. Губин, В. Философская антропология: учеб. пособие / В. Губин, Е. Некрасова. – М., 2000.

7. Гуревич, П.С. Философская антропология / П.С. Гуревич. – М., 1997.

8. Деятельность: теории, методология, проблемы. – М., 1990.

9. Кирвель, Ч.С. Антропологический аспект глобализации: от «homo consumens» к «homo mechanicus» / Ч.С. Кирвель // Вестник ГрГУ им.Я. Купалы. Серия 1. – 2006. – № 4; 2007. – № 7.

10. Кьеркегор, С. Болезнь к смерти /С.Киркегор // Страх и трепет / С. Кьркегор. – М., 1993.

11. Марков, Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории / Б.В.Марков. – СПб., 1997.

12. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. – М., 1994.

13. Моторина, Л.Е. Феномен человека: методология исследования / Л.Е. Моторина // Полигносис. – 2002. – №1.

14. Плеснер, X. Ступени органического и человек: введение в философскую антропологию / X. Плеснер. – М., 2004.

15. Подорога, В. А. Феноменология тела / В.А. Подорога. – М., 1995.

16. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

17. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М., 1987.

18. Трубников, Н.Н. О смысле жизни и смерти / Н.Н. Трубников. – М., 1996.

19. Фрейд, 3. Психология масс и анализ человеческого «Я» / 3. Фрейд // Психоаналитические этюды. – Минск, 1990.

20. Хайдеггер, М. Письмо о гуманизме / М. Хайдеггер // Время и бытие / М. Хайдеггер. – М., 1993,

21. Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М., 2000.

22. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М., 1991.

23. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии XIX века. – М., 1995.

24. Страх. Страсти человеческие. Антология. – М., 1998.

25. Шелер, М. Формы знания и образование / М. Шелер // Избранные произведения / М. Шелер. – М., 1994.

26. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф.Энгельс // Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – 1965. – Т. 21.

27. Эрос. Страсти человеческие. Антология. – М., 1997.

28. Это человек: антология. – М., 1995.

29. Юдин, Б.Г. О человеке, его природе и его будущем / Б.Г. Юдин // Вопросы философии. – 2004. – № 2.

Тема 11. Проблема сознания в философии

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

1. Понятие сознания. Сознание как субъективная реальность и способ человеческого бытия.

2. Проблема генезиса сознания. Сознание как предпосылка социокультурной эволюции человека.

3. Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.

4. Структура сознания. Сознательное и бессознательное. Сознание и самосознание. Роль самосознания в развитии и жизнедеятельности человека.

5. Общественное сознание, его уровни и формы.

Ключевые понятия по теме

Бессознательное, идеальное, идеология, интенция, моральное сознание, образ, общественное сознание, обыденное сознание, политическое сознание, правовое сознание, самооценка, самосознание, сознание, творчество.

Методические пояснения к теме

В начале анализа следует подчеркнуть фундаментальность сознания как универсального свойства, присущего только человеку. Сознание выделяет человека из остального мира, превращая его в супранатуральное существо. Это значит, что, обладая телом и потребляя вещество природы, человек не попадает в фатальную от них зависимость, а самостоятельно строит свое поведение, действует по выработанным культурой нормам, но в соответствии с конкретной ситуацией. Он постигает свойства вещей, раскрывает законы природы и общества, определяет достоинство явлений и предугадывает возможные сценарии развертывания событий. Важно обозначить философский срез в проблеме сознания: как на основе сознания человек взаимодействует с миром, какие возможности оно ему предоставляет, и какую ответственность в этой связи он несет?

Необходимо обратить внимание на три главные измерения сознания. Оно выступает, во-первых, как свойство высокоорганизованной материи, во-вторых, как продукт эволюции мира и, в-третьих, как идеальный план и программа действия отдельных людей или человеческих сообществ. Главная трудность исследования сознания состоит в том, что оно носит не вещественный, а информационный характер. Информация – это мера упорядоченности систем. Чем выше степень организации системы, тем больше она содержит информации. Информация обнаруживается в ходе взаимодействия данной системы с другими системами, на которых она оставляет «следы», своеобразное отражение. Можно сказать, что отражение есть способность тел воспроизводить в своем внутреннем состоянии свойства других тел, воздействующих на данные.

Мы избирательно относимся к поступающим извне сигналам, осуществляем отбор информации, сообразуясь со своими интересами и целями. За пределами сознания всегда остается бесконечно богатый и разнообразный мир. Но полученная информация дает возможность действовать целенаправленно, решая актуальные в данных условиях задачи.

Сознание, таким образом, есть функция специфического взаимоотношения человека с миром. Оно формируется в совместной деятельности людей, порождающей определенные представления о вещах и явлениях, исходные жизненные установки и нормы поведения.

Обобщая сказанное, необходимо дать определение рассматриваемому понятию. Сознание – это свойственная человеку способность идеального отображения действительности, на основе которого осуществляется контроль поведения и управление деятельностью.

Чтобы понять, как возникло сознание, и что оно собой представляет, надо рассмотреть эволюцию форм отражения и раскрыть его биологические и социокультурные предпосылки. Следует назвать и описать формы отражения в живой природе, рассматривая их по мере возрастания сложности: раздражимость, чувствительность и психика. Раздражимость свойственна всему живому. Это реакция организма на внешнее воздействие, происходящая за счет собственной энергии: листья стоящих на подоконнике цветов разворачиваются навстречу солнечному свету. Чувствительность отсутствует у растений, но присуща животным. Это более сложная форма отражения. Она отличается тем, что организм реагирует не только на сами факторы внешней среды, но и на замещающие их сигналы – свет, звук и т.п. Наконец, у высших животных формируется психика. Она является основой накопления индивидуального опыта и обеспечивает переработку полученной информации в контексте подлежащей решению задачи – поиск пищи, избегание опасности и пр. Чем выше на эволюционной лестнице находится животное, тем большую роль в его поведении играют приобретенный опыт и умение его использовать адекватно складывающейся ситуации.

Сознание – это высшая форма психической деятельности, выводящая человека за пределы животного существования. Его биологической основой являются нервная система и мозг, а социокультурной предпосылкой выступают язык, абстрактное мышление, социальные установки, культурные нормы и процесс целеполагания. Вес мозга человека составляет 2–2,5 % от веса тела. Эта доля выше, чем у любого другого существа. Мозг сложно устроен. Разные его зоны выполняют специфические функции зрения, слуха и т.д. Вместе с тем, он действует как целостное интегральное образование.

Регуляция деятельности внутренних органов (дыхание, сердцебиение, пищеварение) осуществляется автоматически. Между тем как решение сложных задач предполагает оценку ситуации и формирование психического образа, служащего моделью возможного поведения человека. Образ закрепляется и кодируется в нейродинамических структурах мозга, но к ним не сводится. Он идеален, представляет собой особую субъективную реальность. Важно понять, что означает идеальность образа. Идеальность как одно из свойств образа – это не пассивное зеркальное отображение предмета, а творческое, когда предмет предстает в аспекте человеческой деятельности с фиксацией значимых для нее свойств. Идеальность означает отнесенность образа к предметам объективной реальности, хотя он сам таковой не является: образ горячего утюга не обжигает, образ душистой розы лишен запаха. Идеальность образа носит информационно-символический характер, что позволяет свободно оперировать им, конструируя в сознании различные логически допустимые миры.

Очевидно, для формирования сознания недостаточно иметь здоровыми мозг и нервную систему. Можно сослаться на известные случаи, когда дети, выращенные животными, будучи физически здоровыми, не обладали сознанием. Дело в том, что мыслит не мозг сам по себе, а с помощью мозга мыслит человек как социальное и культурное существо. Если животное приспосабливается с помощью психики к наличной среде существования, то человек создает искусственную среду жизни, адаптируя ее к собственным потребностям. А для этого необходимы общество и культура, образующие социальные условия формирования, развития и функционирования сознания. Следует обратить внимание на парадоксальность взаимодействия человека и общества. Действуя осознанно, люди создают общество, а общество через культуру, систему воспитания и образования влияет на формирование сознания личности. Разумеется, это не автоматический процесс. Наличие сознания дает индивиду возможность поступать достаточно свободно, по-разному позиционируя себя в пространстве некоторой отдельной культуры.