Смекни!
smekni.com

Учебно-методический комплекс по курсу «философия» для студентов всех специальностей. (стр. 26 из 53)

Именно в культуре складываются различные формы постижения мира, закрепления приобретенного опыта и обмена информацией. Обслуживая практику, сознание формирует у человека необходимые для этого свойства абстрактного мышления, целеполагания, прогнозирования и программирования деятельности.

Важно выделить и раскрыть те функции, которые выполняет человек на основе сознания. К важнейшим из них принадлежит познание явлений; их оценка; выдвижение целей; творчество, т.е. создание принципиально нового материального или духовного продукта; наконец, управление собственным поведением.

При изучении второго вопроса необходимо отметить, что тезис о взаимоотношении сознания и языка предполагает поиск аргументов, обосновывающих положение о том, как представлено содержание нашего сознания. Чтобы стать доступным другим людям, оно должно воплотиться в предметную форму, стать чувственно воспринимаемым. Предметы, замещающие другие предметы и несущие информацию о них, являются знаками. Развитыми знаковыми системами выступают разговорные языки. Представленное в знаках содержание есть их значение. В качестве знака может использоваться любой предмет, явление или процесс. Музыкальные ноты, например, указывают на звучание инструмента.

Наряду с естественными разговорными языками существуют различные искусственные языки, создаваемые в тех или иных специальных целях: научные термины, азбука Морзе и т.д. Достоинство естественных языков состоит в том, что они способны не только оформлять, фиксировать и передавать мысль, но и выражать различные чувства, оказывать внушающее воздействие. Искусственные языки могут сжимать информацию. Они обеспечивают однозначность употребляемых терминов. Наделяя искусственные языки правилами построения и преобразования сложных высказываний, можно моделировать в знаковой форме различные реальные процессы.

Развитие информационных технологий породило серьезную проблему искусственного интеллекта, «думающих» машин. Каковы возможности таких машин? Как наладить оптимальные отношения обладающего сознанием человека с компьютерной техникой? Могут ли появиться машины, обладающие разумом, подобно человеку?

Уже сейчас машины используются для хранения, переработки и предъявления информации. Они осуществляют высокоскоростные математические операции и переводы текста. Их задействуют в различных играх. Функциональные возможности информационной техники постоянно возрастают. Она работает на основе созданных для них специальных языков. Такая техника не самостоятельна: она включается в диалоговые системы «человек-машина», где человек выступает активной стороной решения тех или иных задач, а машина оказывается своеобразным придатком к человеческому интеллекту, играя вспомогательную служебную роль. Как экскаватор, подъемный кран или автомобиль расширяют физические возможности человека, так информационно-компьютерная техника увеличивает интеллектуальные возможности человека, но не заменяет его.

При рассмотрении третьего вопроса необходимо отметить, что принято различать широкое и узкое значение понятия «сознание». В широком смысле сознание рассматривается как психическое отражение человеком действительности, независимо от того, в какой форме и на каком уровне оно осуществляется. В узком смысле это понятие означает только логико-понятийную форму отражения мира.

Сознание людей состоит из множества элементов и ряда уровней, образующих целостную систему. Его структура имеет целостный характер: элементы сознания взаимодействуют между собой, от чего зависит их содержание. Наряду с мышлением в сознании выделяют знания, чувства, эмоции, волю и память. Различают также три уровня сознания: бессознательное (к нему примыкает подсознание), собственно сознание и сверхсознание. Существует еще и такой феномен как самосознание. Каждый элемент или уровень сознания играет свою роль в реализации основных его функций: получение информации, ее сохранение, регуляция действий, совершенствование личности, обеспечение коммуникации и т.д. Важно, чтобы в практической и познавательной деятельности человека использовались различные структурные единицы сознания. Без этого трудно решать возникающие в жизни задачи.

До ХХ века доминировал взгляд, будто сознание способно до конца раскрыть как собственную сущность, так и окружающий мир. Но З. Фрейд (1656–1739) начал рассматривать все, что лежит ниже уровня осмысленного истолкования, как бессознательное или подсознательное. Он пришел к выводу о наличии у человека бездонного резервуара переживаний, которые им не осмысливаются, но оказывают огромное воздействие на функционирование сознания и поведение. «Человек не хозяин в своем доме» – говорил Фрейд.

Ученый заметил, что в человеке живет великая сила бессознательных инстинктов. Но еще есть культура с ее нормами и правилами. Она ограничивает действие инстинктов. Наше сознательное Я постоянно балансирует между культурой и инстинктов. Фрейд отстаивал мысль о необходимости для личности достигать равновесия между ними. Если культура жестко подавляет инстинкты, то неизбежны нервные срывы и социальные бунты. Но когда влияние культуры падает, то наступает моральное разложение общества. Фрейд ратовал за постоянную работу по превращению инстинктивных действий в осознанные поступки и разумное созидание личностью своего духовного мира.

Современная наука подтверждает мысль о многослойности и полиструктурности сознания. Происходит взаимодействие различных его элементов. Бессознательное становится осознанным и, наоборот, невостребованная в данный момент информация оседает в подсознании.

В сфере бессознательного действуют различные образования: инстинкты самосохранения, агрессии, попечительства, подчинения; всевозможные стереотипы, комплексы, установки и т.п. В этой сфере хранится накопленная информация и извлекается отсюда по мере надобности.

Собственно сознание есть то, что мы осмысливаем и можем выразить в словах. Оно выражается в мышлении по правилам логики, в умении выявлять причины различных процессов и событий, находить следствия и делать выводы. Важнейшую функцию выполняет сверхсознание: оно участвует в решении творческих задач, позволяет выдвигать проблемы, формулировать гипотезы и намечать цели деятельности. Именно на уровне сверхсознания возникают новые идеи, генерируются новые ценности и нормы.

Сознание постоянно эволюционирует и возникает необходимость контроля над его деятельностью. Эту функцию выполняет самосознание. Следует отличать философскую трактовку самосознания от обыденного взгляда на него и от психологического понимания данного феномена. Для обыденного мышления самосознание есть, во-первых, акт выделения себя из окружающего мира, а во-вторых, понимание самосознания как памяти о себе. Психологи самосознание соотносят с умением постигать свой внутренний мир, анализировать свои переживания и чувства.

Философы, между тем, рассматривают самосознание как неотъемлемую существенную подсистему сознания, что резюмируется в утверждении «нет сознания без самосознания».

Представление о самосознании первоначально сформировалось в христианстве. Апостол Павел писал о «внутреннем человеке», т.е. таком, который обращает внимание на свои чувства, желания и надежды. «Не застывай в высокомерии духа, – призывал человека христианский мыслитель Августин Аврелий, – а через сомнения следуй по пути внутреннего преображения». В ходе исповеди христиане овладевали искусством самооценки с проникновением в собственный духовный мир. Самоанализ становился условием преображения и возвышения личности.

Раскрывая природу самосознания следует обратить внимание на то, что оно предполагает обнаружение личностью своей активной деятельностной природы, своей способности давать определения вещам и процессам. В этой связи возникает вопрос о соотношении моего видения предмета и его объективных свойств. Что первично, предмет или мысль о нем? Ответ на этот вопрос является важнейшим элементом ориентации человека в мире, служит условием определения индивидом своей жизненной позиции.

В четвертом вопросе, прежде всего, необходимо отметить, что невозможно постичь сущность сознания без учета его противоречивой двойственной природы, сочетающей индивидуальную и общественную стороны. Мыслит отдельный человек, обладающий необходимой для этого психической организацией. Но он пользуется сформированным народом языком, развитым культурой понятийным аппаратом, апробированными другими людьми в практической и познавательной деятельности методами, накопленным в смене поколений и коммуникации субъектов массивом знаний. Очевидно, сознание каждого человека не только уникально и индивидуально, но содержит также общезначимые элементы и признаки. В нем представлена общественная составляющая.

В этой связи вполне оправданно говорить об общественном сознании, которое массовидно и надындивидуально. Таким образом, наряду с психическим носителем сознания существует его социальный носитель, каковым является общество.

К. Маркс показал, что общественное сознание не есть нечто предзаданное: оно формируется в реальном процессе жизнедеятельности людей. Маркс пришел к выводу, что «общественное бытие людей определяет общественное сознание». Это значит, что сознание различных социальных групп, классов содержит как общие элементы, так и признаки, присущие только этим сообществам. Имеются различия в морали аристократии, буржуазии и пролетариата, в сознании крестьян, фабричных работников и горнорабочих.