Смекни!
smekni.com

Учебно-методический комплекс по курсу «философия» для студентов всех специальностей. (стр. 31 из 53)

Второй вопрос посвящен проблеме становления научного знания и динамике его развития. Здесь стоит обратить внимание на то, что наука как самостоятельный социальный феномен сформировалась сравнительно недавно. Лишь в Новое время в Европе появляются первые научные сообщества. До этого момента мы можем говорить о развитии знания как такового, лишь постепенно приобретающего научные черты. Так, здесь можно выделить следующие этапы: пранаучный, протонаучный и собственно научный. Пранаука занимала период дикости и варварства вплоть до IV века до нашей эры. Это внутренне неоднородный период формирования условий, при которых становится возможна наука. Протонаука, в свою очередь, делится на периоды: Античность, Средние века и конец средневековья – начало Возрождения. На этом этапе знание существенно эволюционировало, подготовив основания для становления собственно науки. Так, уже в Античности знание начинает носить рациональный характер, оформляется как теоретическая система, познавательная деятельность становится обособленной сферой духовной культуры. Именно в Античности возникают традиции будущих научных школ. В это время положено начало формированию научного языка, терминологии, дифференциации знания по отдельным областям; в научный обиход входит дедуктивный и аксиоматический метод и многое другое. Вплоть до XV века длится этот период, завершаясь такими значимыми для развития науки событиями как изобретение книгопечатания (Гуттенберг, 1450), создание огнестрельного оружия, начало регулярного мореплавания, возрождение культуры. В конце XV века начинается эра науки. В своем развитии она также проходит ряд этапов: преднаука, классическая наука, неклассическая и постклассическая наука. Здесь следует обратить внимание на то, что смена этих этапов обусловлена, прежде всего, характером видения мира, свойственным ученым в то или иное время. Или, как выразился бы Томас Кун, сменой научной «парадигмы». Эта смена способа организации знания является столь существенной для развития науки, что здесь даже принято говорить о «научной революции». Таким образом, соответственно четырем кардинальным переворотам в образцах научного мышления, выделяют четыре этапа развития собственно научного знания.

Так, первая глобальная научная революция связана с именем Николая Коперника. Вышедший в 1543 году трактат «Об обращении небесных сфер» вызвал переворот в астрономии, отверг господствовавшую геоцентрическую птолемеевско-аристотелевскую картину мира. Гелиоцентрическая модель, указавшая на рядовое место Земли во Вселенной потрясла мировоззрение эпохи и повлекла за собой ряд открытий в физике (Г. Галилей, И. Ньютон и др.), благодаря чему оформилась «классическая наука». Наступил период господства механистической картины мира.

В рамках классической науки в конце XVIII века начинается вторая глобальная научная революция, которая продолжается до конца XIX века. Центральный вопрос, решаемый в это время наукой – вопрос о происхождении и развитии мира. Это работы И. Канта, Ж.Б. Ламарка, Ж. Кювье, Ч. Дарвина и др. В результате складывается электродинамическая картина мира.

Третья глобальная научная революция обусловила переход к неклассическим принципам науки. Здесь можно выделить три стадии: 1.Кризис в физике; 2.Революция в физике (плеяда фундаментальных открытий); 3. Распространение революции в физике на весь свод наук. Возникает квантово-полевая картина мира. Важнейшей особенностью развития науки в конце ее неклассического периода является начавшаяся в середине 40-х годов научно-техническая революция (НТР), которая завершила превращение науки в непосредственную производящую силу.

Современный этап развития науки, начавшийся в 70-х годах XX века, связан с новыми революционными достижениями в науке. С теорией самоорганизации сложных нелинейных систем – синергетикой и концепцией глобального эволюционизма, которая оформилась в 80-е годы XX века. Так, в результате четвертой глобальной научной революции возникла постнеклассическая наука. Характерными чертами постнеклассической науки можно считать: усиление междисциплинарного направления исследований (сближение естествознания, технических и социально-гуманитарных наук); введение в поле научной проблематики таких вопросов как этика науки, возможности и границы научного познания, соотношение научного знания и гуманистических ценностей и др.

Третий вопрос связан с осмыслением того места, которое занимает наука в обществе. Без преувеличения можно сказать, что роль науки огромна. Так, выдающийся российский ученый В.И. Вернадский считал, что наука и техника столь существенно повлияли на деятельность человека, что превратили ее в особую геологическую силу, преобразовавшую всю поверхность Земли, существенно повлияв при этом на биосферу. Наука и техника изменили структуру и характер общественных процессов, весь образ жизни человека.

Также здесь необходимо рассмотреть учение современного американского социолога О. Тоффлера, который все многообразие технических достижений, которые реализовывались в истории цивилизации, представил в виде трех технологических волн. И показал, что они радикально повлияли не только на экономику, но и на культуру общества, его ценности. Так, первая волна была связана с возникновением аграрного хозяйства, где доминировали ручной труд, примитивные орудия труда, примитивное ремесло, земледелие, скотоводство и рыболовство. Вторая волна связана с возникновение индустриального производства, для которого характерны: гигантизм, стандартизированность, единообразие в труде и жизни, массовая культура, разрушение природы. Наконец, третья волна связана с оформлением информационного общества, которое самым существенным образом повлияло на характер труда. Рутинный монотонный труд уходит в прошлое. Ему на смену приходит индивидуальность исполнения задач, мобильность, гибкость в планировании рабочего времени, творчество как высшая потребность и возможность реализации труда.

Далее следует отметить, что с момента своего возникновения наука выполняла различные функции в обществе. Главной и ведущей функцией науки является приращение нового знания. Однако на заре становления индустриального общества круг ученых был довольно узок. Занятия наукой носили, скорее, любительский характер. Научная деятельность не была для ученых основным источников доходов. Лишь к середине XIX в. происходит оформление науки в особую профессию. Круг людей, занимающихся наукой растет. Существенным образом переориентируется на науку образование. Возникают университетские исследовательские лаборатории, привлекающие к своей работе студентов. Соответственно, наука в это время стала выполнять важную образовательную функцию.

Но даже в XIX веке, занимая почетное место в культуре и духовной жизни различных народов, наука все еще не являлась важнейшим фактором производства. Лишь с конца ХХI – начала ХХ века роль науки в общественном производстве значительно возрастает. Одновременно с этим происходят радикальные изменения в способе организации, функционирования самой науки. Наука развивается преимущественно в крупных научно-исследовательских центрах (лабораториях, институтах), располагающих соответственной мощной технической базой. Все в большей мере наука приобретает коллективный характер.

В постиндустриальном обществе функции науки значительно расширяются, еще более повышается ее социокультурный статус. Об этом может свидетельствовать количество людей, занимающихся наукой. Если в 1900 количество ученых было около 10 тыс. человек, то к концу ХХ столетия их насчитывалось уже свыше 5 млн.

Наука сегодня является приоритетным направлением в деятельности государства. Во многих странах проблемами ее развития занимаются особые правительственные ведомства. Особое внимание уделяют науке президенты многих стран. В развитых странах на науку тратится 2–3 % всего валового национального продукта. И это не случайно. Постиндустриальное общество – общество высоких технологий. Только лишь те страны могут претендовать на достойное положение в современной геополитической структуре мира, которые способны создавать высокотехнологичные продукты. Основанием такого производства является наука. Для постиндустриального общества характерно все большее слияние науки и политики, науки и экономики. Существуют целые научные лаборатории, в которых разрабатываются стратегии и технологии политического и экономического развития той или иной страны. Поэтому совершенно справедливо современную науку называют «большой наукой».

В четвертом вопросе необходимо рассмотреть взаимоотношения науки и природы. Прежде всего, следует отметить, что наука, будучи мощным инструментом воздействия человека на природу, долгое время не в полной мере осознавала всю ответственность и важность этого факта. С момента формирования индустриального общества, с возникновением феномена науки, человек свою интеллектуальную мощь интерпретировал односторонне. Природа стала восприниматься лишь как мастерская, из которой, благодаря науке, человек может черпать материал для удовлетворения своих потребностей. Наука ориентировалась на покорение, переделку, преобразование природы. Стоит отметить, что на каком-то этапе ей это вполне удалось. Жизненный мир человека существенно изменился. Возникла вторая, искусственная природа, которая стала основным местом обитания человека. Эта искусственная природа несоизмеримо более комфортна, удобна для человека. Однако она оказалась губительной для самой природы. И, может быть, факт гибельности для природы подобного типа природопользования так никогда бы и не заставил задуматься современных ученых и человечество в целом над этой проблемой, если бы не оказалось, что сам человек может погибнуть вместе с природой. Открытый в ХХ веке антропный принцип показал, что существует теснейшая взаимосвязь человека и природы. Трансформации природы неизбежно ведут к трансформации самого человека. В связи с этим современная наука пытается переориентировать свои отношения с природой с потребительско-преобразовательной парадигмы на коэволюционную – парадигму совместной эволюции человека и природы, в которой бы человек брал на себя ответственность за изменения, производимые в природе. И не столько бы переделывал, сколько бы соответствовал природным законам.