Смекни!
smekni.com

Учебно-методический комплекс по курсу «философия» для студентов всех специальностей. (стр. 24 из 53)

Ситуативность и определенную стихийность социализации в рамках семьи корректирует такой социальный инстинкт как образование (механизм целенаправленной, системной трансляции социокультурного опыта от поколения к поколению).

В четвертом вопросе необходимо указать, что важнейшим измерением человека является экзистенциальность его бытия. Она выражается в том, что человек – это постоянно рефлексирующее существо, открытый и незавершенный проект с гарантированным будущим.

В отличие от социальной свободы, за которую человеку приходится бороться, экзистенциальная свобода дана ему как мучительная ноша постоянно совершать акты выбора. В этом случае ответственность за выбор лежит на самом человеке, а не на окружающих обстоятельствах.

Неизбежной платой человека за осознание и полагание себя в качестве свободного существа является проблемность его бытия. Экзистенциальная напряженность его жизни состоит в необходимости постоянного структурирования и переструктурирования проблемного поля своего существования. Основными модусами и вечными темами экзистенциального бытия человека являются одиночество, надежда, страх, любовь, ненависть, мужество и другие

Экзистенциальные проблемы в то же время носят и метафизический характер, т.е. не имеют универсально-однозначного решения, их осмысление не гарантирует некоего прагматически-утилитарного результата.

Среди экзистенциальных проблем центральное место занимает проблема смысла жизни и смысла смерти, определяющая жизненную стратегию человека и выбор им ценностных приоритетов. Очевидно, что данный выбор сугубо индивидуален и связан с личностными особенностями человека. Однако, несмотря на то, что спектр решений всегда индивидуализирован и весьма широк, философы выделяют несколько векторов осмысления данной проблемы.

Первый придает смыслу жизни трансцендентный и сакральный характер, связывая земное существование человека со служением высшим ценностям и идеалам, а перспективы – с потусторонним бытием.

Второй – соотносит смысл жизни с ориентацией на «земные» ценности и идеалы – наслаждения, счастья, долга, успеха, эгоизма, альтруизма и др. Как считал Э. Фромм, эти установки могут быть сведены к двум фундаментальным: «иметь» (потреблять, пользоваться благами жизни) и «быть» (отдавать, творить, реализовывать себя).

Третий – сводит смысл жизни к целям, которые ставит перед собой человек и которые он стремится реализовать в своей деятельности.

Четвертый – связан с рассмотрением жизни в качестве самоценности. Уже в самом факте существования человека, независимо от наполненности его жизни, с этой точки зрения, заключен великий смысл.

Наличие смысла жизни является ведущим критерием сформированности личности, показателем того, насколько человек готов управлять своей жизнью и независим от внешних обстоятельств, оно определяет развитость его самосознания, способность выбирать ту систему ценностей и целей, которую он будет реализовывать в своей жизни.

Смысл жизни содержит в себе три аспекта:

a. целевой – определяет стратегию и тактику жизни;

b. эмоциональный – отражает удовлетворенность человека своей жизнью, ее эмоциональную насыщенность;

c. волевой – является движущей силой активности личности, обеспечивает ее готовность к достижению жизненных целей.

Поиск и обретение смысла жизни – это не одномоментный акт, а длительный процесс, его трансформация может происходить в течение всей жизни человека.

Результатом утраты смысла жизни является потеря человеком жизнеспособности, воли к жизни, интереса к ее процессу и результату.

5. Развернутый анализ феномена глобализации дается в заключительном разделе курса «Философии». В рамках данной темы рассматривается ее антропологический аспект.

Прозападная, либерально-рыночная форма глобализации осуществляется не в интересах всего человечества, его возвышения и гуманизации, а в локально-корпоративных интересах относительно узкой группы людей. В ходе ее реализации происходит не развитие, а примитивизация человека, формирование массы ориентированных на гедонизм индивидов – потребителей («экономический человек»).

Данный тип человека может быть квалифицирован как современное «экономическое животное», ставшее рабом своих материальных потребностей, смысл личного бытия которого – чувственно-эмоциональные удовольствия, потребление и телесный комфорт. Такой человек в принципе не способен откликаться на сложнейшие вызовы эпохи, осознать всю остроту проблем, стоящих сегодня перед человечеством.

Современные вызовы (кризисные явления в жизни современного общества, крайние проявления сложившейся ситуации) носят общепланетарный характер. Они многообразны. Однако в последнее время все чаще с тревогой отмечается та роковая черта, к которой подошел биологический вид Homo sapiens. В ряду глобальных вызовов первостепенное значение начинает приобретать антропологическая проблема, понимаемая многими мыслителями как антропологическая катастрофа – кризис современного человека. Она трактуется как:

- проблематичность, негарантированность его судьбы;

- угроза выживаемости человека, подрыв оснований его бытия;

- расчеловечивание человека, возможность наступления постчеловеческого будущего.

Антропологический катастрофизм проявляется, прежде всего, в следующем:

1. Подрыве биологических основ человеческого бытия (денатурализация внешней и внутренней среды человека, разрушение его биосферных качеств и глубинных инстинктов, социализация биологических маргиналов и т.д.).

2. Исчерпание психологических ресурсов человека (рост стрессовых состояний, истероидных психических сдвигов, психоневротический нигилизм, деградация высших мотивов поведения, рост эмоциональной тупости и ноогенных неврозов, кризис индустриальной идентичности, доминирование клиповой аудиовизуальной культуры и т.д.).

Группой факторов антропологической катастрофы выступают также современные тенденции к переконструированию биологической основы человека. Они обозначились в русле достижений современных высоких технологий (биотехнологий, генной инженерии, робототехники, нанотехнологий и т.д.), которые позволяют в перспективе создавать искусственного человека (киборга, мутанта, клона и пр.). Искусственный человек уже получил даже название – Анантроп, Homo Futuris.

Все эти манипуляции над биологической составляющей человека имеют далеко идущие последствия. Совершенно очевидно, что техногенная цивилизация открывает новую зону риска, связанную со «сделкой с дьяволом». Она может состояться, если человек откажется от своей «человечности», а парк новых технологий станет не частью ресурсов обновления человека, а источником его краха.

Темы для докладов и дискуссий

1. Изменяется ли человек или его природа остается неизменной?

2. Индивидуализм и коллективизм как два типа мировоззрения и поведения человека.

3. Вызовы современности и угроза антропологической катастрофы.

4. Идея человекобожия и сверхчеловека в культуре Ренессанса, Нового и Новейшего времени.

5. Душа и тело: социокультурные, индивидуально-личностные и биологические проблемы.

Примеры многоуровневых творческих заданий

1. Поразмышляйте над высказываниями известных мыслителей? Дайте им оценку и изложите свою точку зрения:

«Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства» (К. Маркс);

«Начало всего… есть благоразумие… От благоразумия произошли все остальные добродетели; оно учит, что нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно» (Эпикур);

Когда кто-то спросил Конфуция: «Правильно ли отвечать добром на зло?» – он ответил: «Как можно отвечать добром? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром» (Конфуций «Беседы и высказывания»);

«Моральные качества выдающейся личности имеют, возможно, большее значение для данного поколения и всего хода истории, чем чисто интеллектуальные достижения. Последние зависят от величия характера в значительно большей степени, чем это принято считать» (А. Энштейн);

«Каждый хочет быть лучше окружающего мира и считает себя лучше его. Тот, кто на самом деле лучше, лишь выражает этот мир лучше других» (Г.В.Ф. Гегель). (3 балла)

2. Приведите доказательства тезиса «Человек есть высшая ценность», используя философские, религиозные, этические, социальные аспекты такого обоснования. (4 балла)

3. Напишите небольшое эссе «Мир моих ценностей». (5 баллов)

Тематика рефератов

2. Человек как конечно-бесконечное существо.

3. Философская антропология и проблема построения целостного образа человека.

4. Специфика индивидуального бытия человека.

5. Свобода воли и свобода выбора человека.

6. Проблема свободы человека в условиях современной техногенной цивилизации и бегства личности от свободы.

7. Манипуляция сознанием людей с помощью средств массовой информации как форма подавления свободы человека.

8. Философское осмысление проблемы антропосоциогенез и его естественно-научные основания.

9. Безграничная свобода как стихия хаоса.

10. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека.

11. Понятие ценностной ориентации.

12. Общечеловеческие, социально-групповые и индивидуально-личностные ценности, их динамика и роль.

13. Иерархия нравственных ценностей и проблема морального выбора.

14. Эволюция идеи единства человека, природы и космоса в западно-европейской и славяно-русской философских традициях.