Смекни!
smekni.com

Гражданское право. Лекции 2 (стр. 24 из 77)

Передача прав по ценной бумаге. В соответствии с п. 1 ст. 146 ГК РФ для передачи другому лицу прав, удостоверенных ценной бумагой на предъявителя (например, облигации, чека, сберегательной книжки на предъявителя), достаточно вручения ценной бумаги этому лицу.

Права по ордерной ценной бумаге (векселю) передаются путем совершения на бумаге (на её оборотной стороне или специальном приложении) передаточной надписи – индоссамента (от итал. “in dosso” – на спине). Индоссамент является односторонним распоряжением (сделкой) прежнего владельца ценной бумаги (индоссанта) в пользу нового владельца (индоссата). Индоссамент может быть бланковым (без указания лица, которому должно быть произведено исполнение) или ордерным (с указанием лица, которому или приказу которого должно быть произведено исполнение). Индоссамент также может быть ограничен лишь поручением осуществлять права, удостоверенные ценной бумагой, без передачи этих прав индоссату. В этом случае индоссат выступает в качестве представителя. После передачи прав по ордерной ценной бумаге индоссант несет ответственность перед индоссатом не только за действительность прав, удостоверенных ценной бумагой, но и за их осуществление.

Если в ордерной ценной бумаге последний индоссамент является бланковым, права по такой ценной бумаге могут передаваться путем простого вручения новому владельцу. При этом прежний владелец, не будучи упомянут в тексте ценной бумаги как индоссант, не отвечает за исполнение обязательств по ценной бумаге.

Вексельное законодательство допускает включение в передаточную надпись разного рода оговорок (специальных условий), от которых зависит объем переданных прав, возможность дальнейшей передачи прав по ценной бумаге, ответственность индоссанта, например: оговорка «не приказу» или «без оборота на меня» освобождает индоссанта от ответственности за исполнение обязательств должником по ценной бумаге.

Права по именной ценной бумаге передаются в порядке, установленном для уступки требований (цессии). При этом в соответствии со ст. 390 ГК РФ лицо, передающее право по ценной бумаге, отвечает перед новым кредитором лишь за действительность переданного требования, но не за его исполнение. В отличие от индоссамента, цессия оформляется в качестве двустороннего соглашения (договора).

Переход прав, закрепленных именной эмиссионной ценной бумагой, должен сопровождаться уведомлением держателя реестра или депозитария, или номинального держателя ценных бумаг. Подлинность подписи физических лиц на документах о переходе прав на ценные бумаги и прав, закрепленных ценными бумагами, может быть удостоверена нотариусом или профессиональным участником рынка ценных бумаг (ст. 29 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»).

Особым вопросом является вопрос о правовой природе бездокументарных ценных бумаг.

В настоящее время сложились две основные концепции понимания ценных бумаг. Первая концепция - документарная, представители которой, основываясь на положениях ст. 142 ГК РФ, признают ценными бумагами только документарные ценные бумаги. Что касается так называемых бездокументарных ценных бумаг, то они в рамках документарной концепции не рассматриваются в качестве ценных бумаг, а только как имущественные права или способ фиксации прав, а потому не могут быть признаны вещами, а следовательно, и объектами права собственности. В частности, В.А. Белов приходят к выводу, что ценные бумаги и бездокументарные ценные бумаги имеют различный правовой режим, а значит, являются различными объектами гражданских правоотношений.

Сторонники второй - бездокументарной концепции ценных бумаг - указывают, что понимание ценных бумаг, заложенное в ГК РФ, базируется на традиционном понятии ценной бумаги и не учитывает запросов сегодняшнего времени. Ценная бумага определяется ими как бестелесная вещь, лишенная материального субстрата и представляющая собой право требования (или совокупность имущественных прав).

Поскольку и содержание, и принадлежность бездокументарных ценных бумаг можно установить и без предъявления текста бумаги (материального носителя), бездокументарные ценные бумаги утрачивают такой признак как начало презентации.

Тем не менее, сущностных различий между документарными и бездокументарными ценными бумагами нет: и те, и другие являются оболочкой (материальной, либо электронной) выраженных в них имущественных и неимущественных прав. Следует согласиться с выводом Г.Н. Шевченко о том, что юридическая природа ценных бумаг, независимо от формы их выражения, одинакова. На современном этапе развития цивилистики можно говорить о формировании самостоятельного объекта гражданских прав - ценных бумаг, не сводимого к категории вещей (телесных объектов).

4. Имущество и имущественные права

В гражданском праве понятие «имущество» имеет несколько значений:

- чаще всего под имуществом понимаются отдельные вещи или их совокупность (ч. 2 ст. 37, ч. 2 ст. 46, ст. 302 ГК РФ);

- в ряде случаев понятие имущество охватывает не только вещи, но и имущественные права (ст. 18, ч. 1 ст. 56 ГК РФ);

- наконец, понятие имущество может обозначать всю совокупность вещей, денег, ценных бумаг, имущественных прав и обязанностей определенного субъекта (ч. 2 ст. 63 ГК РФ, ст. 1112 ГК РФ).

Действующее законодательство допускает возможность участия в обороте предприятия, как особого рода имущественного комплекса, предназначенного для ведения предпринимательской деятельность. В соответствии со ст. 132 ГК РФ предприятие может включать в себя все виды имущества: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права. Предприятие в целом или его части могут быть объектом купли - продажи, залога, аренды (см.: § 8 гл. 30 ГК РФ, § 5 гл.34 ГК РФ).

Под имущественными правами, для которых установлен специфический правовой режим отличный от оборота вещей, законодатель понимает, прежде всего, права требования из обязательств (п. 1 ст. 382 ГК РФ). Порядок перехода имущественных прав в общем виде урегулирован в § 1 гл. 24 ГК РФ («Переход прав кредитора к другому лицу»), где выделяются два основания перехода – на основании закона (при наследовании, суброгации) и на основании сделки (цессии). Кроме того, положения о переходе прав требований могут содержаться в правилах части второй ГК РФ о соответствующих договора (п. 4 ст. 454, ст. 572, гл. 43 ГК РФ), в части третей ГК РФ о наследовании.

Кроме того, к числу имущественных прав следует отнести:

а) исключительные права авторов, изобретателей, владельцев товарных знаком и иных средств индивидуализации на использование соответствующих объектов;

б) права участия в уставном капитале (складочном капитале, уставном фонде) хозяйственных товариществ, обществ и кооперативов.

Возникновение, переход и прекращение данных видов имущественных прав подчиняется специальным правилам (в соответствии с ФЗ «Об авторском праве и смежных правах», Патентным законом и пр.).

5. Работы и услуги как объекты гражданских правоотношений

Хотя в ст.128 ГК РФ работы и услуги указаны в качестве самостоятельных объектов гражданских прав, в части второй кодекса разграничение договора о выполнении работ (договора подряда) и договора об оказании услуг (договор возмездного оказания услуг) проведено недостаточно четко.

С одной стороны каждому из договоров посвящена самостоятельная глава: договору подряда - гл. 37 ГК РФ; договору возмездного оказания услуг – гл. 39 ГК РФ. Но если гл. 37 содержит достаточное количество норм о правах и обязанностях подрядчика и заказчика, тем самым устанавливая полноценный правовой режим работ. То в гл. 39 содержится лишь пять статей; более того, согласно ст. 783 ГК РФ к отношениям по оказанию услуг могут применяться нормы §§ 1, 2 гл. 37 о договоре подряда, если это не противоречит нормам гл. 39 ГК РФ и особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Как следствие в литературе и на практике возникают вопросы, связанные с поиском критерия разграничения работ и услуг. Некоторые авторы усматривают данный критерий в наличии овеществленного результата в работах (см. п. 1 ст. 702 ГК РФ) и отсутствии такого результата в услугах (см. п. 1 ст. 779 ГК РФ); другие считают критерием возможность подрядчика гарантировать определенный результат своих действий. Наконец, третьи полагают возможным выделять группу так называемых «полуработ-полууслуг», когда действия исполнителя приводят к определенному результату, но он является неустойчивым либо нематериальным по форме: услуги парикмахера, услуги юриста по составлению проекта искового заявления и т.п. (Д. Степанов).

Следует также отметить, что услуг гораздо разнообразней работ, при этом правовой режим услуг также неоднороден. Специфика характерна для услуг по перевозке, услуг по хранению, страхованию, доверительному управлению и пр. На уровне кодекса этому соответствуют специальные правила о договоре перевозки (гл. 40), о договоре хранения (гл. 47), о страховании (гл. 48) и пр.

6. Результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации как объекты гражданских правоотношений

Понятие объекты интеллектуальной собственности (результаты интеллектуальной деятельности) носит собирательный характер и включает в себя несколько видов объектов:

- объекты авторского права и смежных прав (произведения литературы, науки и искусства; исполнение, фонограмма, программы организаций эфирного и кабельного вещания);