Смекни!
smekni.com

Гражданское право. Лекции 2 (стр. 63 из 77)

Обязательство должно быть исполнено надлежащим способом. Способ исполнения обязательства представляет собой определенный законом, иными правовыми актами, договором, обычаем делового оборота или обычно предъявляемыми требованиями порядок совершения действий по исполнению обязательства. Так, обязательство, по общему правилу, должно быть исполнено полностью, исполнение по частям в соответствии со ст. 311 ГК РФ не допускается, иное правило может быть предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или вытекать из обычаев делового оборота или существа обязательства.

В случае отсутствия кредитора или лица, уполномоченного им принять исполнение, в месте, где обязательство должно быть исполнено, либо в случае недееспособности кредитора и отсутствия у него представителя, либо уклонения кредитора от принятия исполнения или иной просрочки с его стороны, а также в связи с неопределенностью в том, кто является кредитором по обязательству, должник вправе внести причитающиеся с него деньги или ценные бумаги в депозит нотариуса, а в случаях, установленных законом, в депозит суда (ст. 327 ГК РФ). Внесение денежной суммы или ценных бумаг в депозит нотариуса или суда считается исполнением обязательства. Нотариус или суд, в депозит которого внесены деньги или ценные бумаги, извещает об этом кредитора.

В некоторых случаях совершение действий по исполнению обязательства может быть обусловлено исполнением обязательства другой стороной. В этом случае имеет место встречное исполнение обязательства (ст. 328 ГК РФ). Так, по общему правилу, в случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков. Если же обусловленное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, то сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению. Если встречное исполнение обязательства все же произведено, несмотря на непредоставление другой стороной обусловленного договором исполнения своего обязательства, эта сторона обязана предоставить такое исполнение.

4. Принцип реального исполнения

Принцип реального исполнения выражается в требовании исполнения обязательства в натуре. Должник обязан совершить в пользу кредитора именно те действия, в которых последний заинтересован. М. И. Брагинский предлагает все имущественные меры понуждения к реальному исполнению обязательства подразделить на меры, обеспечивающие реальное исполнение обязательства и меры, выражающие реальное исполнение обязательства. Первые косвенным образом обеспечивают исполнение обязательства, к их числу относятся способы обеспечения исполнения обязательства, некоторые меры процессуального характера (наложение судебных штрафов, арестов на имущество и денежные средства должника). Меры, выражающие реальное исполнение обязательства, напрямую обеспечивают исполнение обязательства.

Одна из мер, выражающих требование реального исполнения обязательства, предусмотрена в ст. 396 ГК РФ. Так, в соответствии с ее положениями, при ненадлежащем исполнении обязательства возмещение убытков или уплата неустойки не освобождает должника от исполнения обязательства в натуре. Напротив, если исполнение по обязательству не начиналось, то возмещение убытков или уплата неустойки полностью освобождают должника от исполнения обязанности в натуре. Объясняется это тем, что при ненадлежащем исполнении обязательства неустойка и убытки определяются исходя из неисполненной части обязательства, и поэтому они лишь частично компенсируют потери кредитора от нарушения обязательств. Если же обязательство должником вообще не исполнено, то неустойка и убытки исчисляются исходя из полного объема обязательств. В этом случае уплата неустойки и возмещение убытков полностью компенсируют кредитору его потери, а значит, интересы кредитора удовлетворяются и без исполнения обязательства в натуре (Н. Д. Егоров). Следует иметь в виду, что положения ст. 396 ГК РФ носят диспозитивный характер, и действие принципа реального исполнения обязательства может быть расширено, сужено, либо совершенно отменено в законе или договоре. Так, в соответствии со ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем. В соответствии со ст. 396 ГК РФ принцип реального исполнения не применяется, если кредитор отказался от принятия исполнения ввиду утраты к нему интереса, а также, если стороны заключили соглашение об отступном.

Действие принципа реального исполнения равным образом обеспечивается посредством положений ст. ст. 397, 398 ГК РФ. Так, согласно ст. 398 ГК РФ в случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь в собственность, в хозяйственное ведение или оперативное управление или в возмездное пользование кредитору, кредитор вправе требовать отобрания этой вещи у должника и передаче кредитору на предусмотренных обязательством условиях. Очевидно, что право отобрания вещи должно принадлежать и кредитору, имеющему имущество на ином вещном праве, например, на праве самостоятельного распоряжения. Думается, что правом отобрания вещи должен обладать и тот кредитор, которому вещь передается в безвозмездное пользование. Перечисленные в ст. 398 ГК РФ обязательства имеют единую черту – все это обязательства по передаче вещи. Именно обязанность должника передать вещь кредитору дает последнему праву требовать отобрания вещи. При этом как передается вещь: возмездно или безвозмездно и на каком праве кредитор будет ею владеть после предоставления ему этой вещи, в сущности, не имеет значения для применения положений данной статьи. Представляется, что кредитор вправе требовать передачи ему индивидуально-определенной вещи, если была нарушена обязанность передать вещь во всех без исключения случаях. В противном случае был бы нарушен один из принципов гражданского права – принцип равенства.

Если по поводу одной и той же вещи существует несколько обязательств по ее передаче, кредитор вправе требовать отобрания вещи лишь тогда, когда вещь еще не передана другому лицу в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление. Очевидно, что в этом проявляется принцип приоритета вещно-правовых полномочий над обязательственными (А.С. Комаров). Однако данный принцип выдерживается не до конца. Если следовать содержанию данной нормы право отобрания вещи сохраняется у лица и тогда, когда в силу соглашения другой кредитор уже стал ее собственником, однако вещь еще не была ему передана.

Следуя буквальному толкованию данной нормы, право отобрания также сохраняется у кредитора, если вещь была передана другому лицу в возмездное пользование. Это было бы справедливо, если бы сталкивались интересы кредиторов в разных обязательствах, например, интересы одного, вытекающие из договора купли-продажи вещи и интересы другого, вытекающие из договора аренды. Как известно, смена собственника не ведет к прекращению обязательства, основанного на договоре аренды. В таком случае интересы обоих кредиторов не нарушались бы. Если же между собой сталкиваются интересы двух арендаторов, одному из которых вещь уже передана в пользование, то налицо пробел закона. Очевидно, что в такой ситуации интересы кредитора несомненно нуждаются в защите.

Если вещь еще не передана другом лицу на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, то преимуществом в праве отобрания вещи пользуется тот кредитор, в пользу которого обязательство возникло раньше, а если это невозможно установить – тот, кто раньше предъявил иск. Вместо предъявления требования о передаче вещи, являющейся предметом обязательства, кредитор вправе требовать возмещения убытков.

Иначе осуществляется принцип реального исполнения в обязательствах по выполнению работ, оказанию услуг. В обязательствах такого рода невозможно понудить должника к исполнению вопреки его воле. Поэтому в ст. 397 ГК РФ предусматривается, что в случае неисполнения должником обязательства изготовить и передать вещь в собственность, в хозяйственное ведение или в оперативное управление, либо передать вещь в пользование кредитору, либо выполнить для него определенную работу, или оказать ему услугу, кредитор вправе в разумный срок поручить выполнение обязательства третьим лицам за разумную цену, либо выполнить его своими силами. Кредитор вправе поручать исполнение третьим лицам или выполнять обязательство своими силами, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, договора или существа обязательства. В юридической науке высказано мнение о том, что кредитор вправе прибегнуть к исполнению обязательства третьими лицами либо выполнить его своими силами не только в случае неисполнения обязательства должником, но и в случае его ненадлежащего исполнения. Однако в последнем случае такое право возникает у кредитора только тогда, когда требование кредитора о надлежащем исполнении обязательства не было исполнено должником в разумный срок (Н.Д. Егоров). Кроме того, в соответствии со ст. 397 ГК РФ кредитор вправе требовать возмещения должником понесенных необходимых расходов и других убытков.