Смекни!
smekni.com

Гражданское право. Лекции 2 (стр. 31 из 77)

При совершении двух- или многосторонних сделок (договоров) требуется согласованное волеизъявление всех (двух и более) сторон сделки. Особенностью многосторонних договоров является то, что в них ослаблен момент встречности (встреченного удовлетворения). В таких договорах он обычно заменяется общими целями, отчего такие договоры часто называют общецелевыми (Ю.В. Романец). Гражданский кодекс не предусматривает каких-либо специальных норм в отношении многосторонних сделок; в особенной части закреплена лишь одна подобная модель - договор простого товарищества (гл.55 ГК РФ). Хотя в настоящее время имеются научные работы (диссертации), посвященные именно многосторонним договорам.

Договоры могут быть в свою очередь классифицированы на возмездные и безвозмездные, то есть предполагающие или не предполагающие наличие встречных предоставлений (вещей, услуг, платы, возможности пользоваться чужим имуществом и т.д.) между сторонами договора (ст. 423 ГК РФ). Согласно п.3 ст.423 ГК договор «предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное. Поэтому природа безвозмездного договора должна быть явно выражена в соглашении сторон, если оно не подпадает под один из известных ГК РФ видов (типов) безвозмездных договоров и нельзя опереться на специальную презумпцию безвозмездности: дарение (гл.33 ГК РФ), ссуда (гл.36 ГК РФ), поручение (гл.49) и то не всегда. Безвозмездные договоры не характерны для гражданского и особенно предпринимательского оборота, поэтому в законодательстве существуют некоторые запреты на их использование предпринимателями (п.4 ст.575 ГК РФ).

Среди тех же договоров, с учетом момента их заключения (ст. 433 ГК), могут быть выделены следующие виды: консенсуальные – договор вступает в силу с момента достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям; реальные - когда для заключения договора необходима также передача имущества (договор займа, хранения, перевозки и др.); так называемые региструмальные договоры, которые считаются заключенными с момента проведения обязательной регистрации договора (п. 3 ст. 433 ГК).

С точки зрения наличия в сделке определенной цели (то есть обусловленности передачи имущества или уплаты денежной суммы каким-либо обстоятельством, основанием) сделки бывают каузальными и абстрактными. Каузальной называется сделка, в которой правовое основание явствует из содержания сделки, либо об основании можно судить по самому типу данной сделки (купля-продажа и т.д.). Абстрактной называется такая сделка, из содержания которой нельзя установить (и закон этого не требует, не ставит условием действительности) ради какой цели она совершена: из содержания чека на предъявителя, векселя, соглашения об уступке права или переводе долга и т.д. Такие сделки могут совершаться для самых разнообразных хозяйственных целей: у них отсутствует какая-либо определенная, постоянная цель – это так называемы чистые распорядительные сделки. Абстрактная сделка практически не связана со своим «экономическим» основанием (предпосылкой), так что его недействительность и т.п. не влечет недействительности этой абстрактной сделки.

Срочные и бессрочные сделки. Срок определяется либо календарной датой, либо истечением периода времени, либо указанием на событие, которое неизбежно должно наступить (ст.190 ГК РФ).

Обычно с помощью сроков определяется момент исполнения тех или иных обязательств их договора, хотя м.б. предусмотрен и срок действия договора в целом. В некоторых случаях сделки могут быть (а иногда и должны – при постоянной ренте) заключены на неопределенный срок (бессрочные), например аренда на неопределенный срок. В законе установлены особенности расторжения подобных договоров (п.2 ст.610 ГК РФ). Существуют также сделки, в отношении которых законом предусмотрен максимальный срок: договор проката – на срок не более года (п.1 ст.627 ГК РФ); договор найма жилого помещения (коммерческого найма) – на срок не более пяти лет (п.1 ст.683 ГК РФ).

Наконец, из текста ГК мы можем вывести так называемые условные сделки. В соответствии со ст.157 ГК сделка может быть совершена под отлагательным и отменительным условиями.

В первом случае (отлагательное условие) стороны ставят возникновение своих прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет. Что порождает некоторые сомнения в существовании такой сделки как юридического факта до наступления соответствующего условия. Большинство юристов все же признавали наличие юридической силы за такой условной сделкой уже с момента её совершение – апеллируя к тому, что права по такой сделке могут быть обеспечены (залогом и т.д.), уступлены, изменены (или прекращены) и даже унаследованы.

Во втором случае (отменительное условие) стороны ставят прекращение прав и обязанностей (уже возникших из совершенной сделки) по сделке в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет. Если обстоятельство должно наступить неизбежно (смерть и т.п.) то сделка, содержащая подобное условие переходит в разряд срочных, а не условных.

Можно выделить сделки строго личного характера, совершение которых через представителя не допускается: завещание (п.3 ст.1118 ГК РФ); заключение брака (ст.11 СК РФ); а также так называемые фидуциарные сделки, юридическая сила которых зависит от наличия доверительных отношений между сторонами. В случае утраты доверия, стороны договора могут отказаться от него (договора) без каких-либо негативных последствий: договор поручения, соглашение об оказании юридической помощи с адвокатом.

Ряд авторов выделяют в качестве особой разновидности биржевые сделки, которые, как правило, не имеют легального определения (устойчивой юридической конструкции) и представление о которых формируется за счет обычной практики биржевой торговли (фьючерсные, опционные, форвардные, сделки РЕПО и СВОП). Биржевые сделки характеризуются следующими особенностями: заключаются на бирже во время биржевой торговли; заключаются между участниками биржевой торговли (брокерами, дилерами); по поводу биржевого товара, имеющего определенную котировку; объектами биржевой торговли могут быть лишь вещи (товары), определенные родовыми признаками, то есть заменяемые (в т.ч. эмиссионные или серийные ценные бумаги, валюта); существуют особенности их исполнения (часто не предполагают реальной передачи товара, а сводятся лишь к выплате разницы – вариационной маржи).

4. Недействительные сделки

4.1. понятие недействительных сделок и их место в системе юридических фактов

В современной литературе вопрос о правовой природе недействительной сделки является одним из наиболее дискуссионных. В этом смысле указание в ст.167 ГК РФ о том, что недействительная сделка «не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью», ничуть не способствует решению этого вопроса. Буквальное толкование данной статьи позволяет предположить, что даже недействительная сделка порождает некоторые гражданско-правовые последствия, хотя бы и «ненормальные» (не те, к которым стремились стороны сделки).

В литературе по-прежнему дискутируется принципиальный вопрос о том, насколько корректно словосочетание «недействительная сделка», не лучше ли российскому законодателю перейти к используемому в немецком праве термину «недействительное волеизъявление». В свое время, в пользу сохранения термина «недействительная сделка» высказывались В.П. Шахматов, Н.В. Рабинович (полагавшая, что термин совершенно верно отражает динамику явления – действия «в виде сделки» - по содержанию, форме и направленности), И.Б. Новицкий (апеллируя к примерам оспоримых сделок, которые порождают правовые последствия подобно нормальным сделкам, хотя и неустойчивые).

Другая группа ученых, напротив, стремилась к более жесткому разграничению сделок и неправомерных действий, напоминающих сделки. Так, И.С. Перетерский, О.А. Красавчиков, М.М. Агарков полагали, что понятие «сделка» может употребляться в отношении исключительно правомерных юридических действий (каковыми недействительные сделки не являются).

По замечанию некоторых современных ученых (М.А. Блиновой, Ф.С. Хейфеца) недействительная сделка может быть определена как особое неделиктное правонарушение (поскольку в отличие от обычного деликта воля лица, совершающего сделку, направлена в первую очередь на позитивные правовые последствия, а не на причинение вреда).

Статья 168 ГК РФ объясняет нам причину, в силу которой возникает такое явление как недействительная сделка - это несоответствие сделки требованиям закона или иных правовых актов. Правда, в ст. 168 ГК РФ содержится важное уточнение о том, что законом может быть установлено, что некоторые сделки, не соответствующие правовым требованиям, считаются оспоримыми (порождают правовые последствия, хотя и неустойчивые, поскольку сделки могут быть оспорены в суде) или могут быть установлены иные последствия нарушения правовых требований. Таким образом, недействительные сделки выступают лишь частью более широкого понятия - сделок, не соответствующих требованиям закона и иных правовых актов (незаконных сделок).

Следует также уточнить природу оспоримых сделок. Очевидно, что оспоримость не лишает сделку юридической силы, по крайней мере, до вынесения судом решения о её недействительности. Этим оспоримые сделки существенно отличаются от ничтожных, которые недействительны с самого начала (с момента совершения).

В литературе также проводится разграничение между сделками недействительными и несостоявшимися. Если первые имеют все внешние атрибуты сделки (волеизъявление, форму и пр.), хотя и содержат некоторые пороки. То вторые (несостоявшиеся) не содержат в себе всех необходимых элементов сделки, например, в договоре отсутствуют существенные условия. К несостоявшимся сделкам предлагается применять положения гл. 60 ГК РФ (о возврате неосновательного обогащения), а не положения § 2 гл. 9 кодекса о последствиях недействительности сделки.