Смекни!
smekni.com

Лестер Гринспун, Джеймс Б. Бакалар Марихуана запретное лекарство (стр. 30 из 67)

Лекарственные препараты используются либо с целью прекращения приступов, либо с целью профилактики их периодического повторения. Для купирования приступов на ранней стадии очень эффективны вещества, которые добывают из спорыньи. Спорынья — это грибок, произрастающий на ржи. Производные спорыньи (эрготамины) нейтрализуют действие серотонина58. Для облегчения уже начавшейся боли используют опиаты (как правило, кодеин или меперидин). Относительно новым лекарством от мигрени является суматриптан (имитрекс), который тоже подавляет действие серотонина. Этот препарат обладает менее выраженными побочными эффектами, нежели эрготамины, однако часто вызывает пугающую боль в груди. Кроме того, больным приходится учиться делать себе подкожные инъекции, потому что суматриптан не очень эффективен при всасывании из желудочно-кишечного тракта. Для профилактики хронической мигрени применяют метисергид (одна из производных спорыньи), бета-блокаторы, блокаторы кальциевых каналов, хлорпромазин (аминазин) и преднизон из группы стероидов. Эти препараты не помогают 10 — 20% больных, многим помогают только отчасти и зачастую оказывают серьезное побочное действие.

Как мы уже отмечали, в XIX веке конопля считалась признанным средством для лечения мигрени. Правда, в медицинской литературе XX столетия эта тема почти не затрагивается. Вот что рассказывает Кэрол Миллер, страдающая классической мигренью:

В самый первый раз приступ мигрени случился у меня в школе. Мне было тогда четырнадцать лет. Любопытные поначалу вспышки и мерцающие перед глазами пятна настолько поглотили мое внимание, что я не могла смотреть на классную доску. Потом я попросила разрешения выйти из класса, пошла в медицинский кабинет, где меня рвало в течение нескольких часов. Оттуда меня и забрала мама.

После того как аналогичные приступы повторились несколько раз, мама показала меня врачу, который был нашим соседом и близким другом. Я хорошо его знала, поскольку часто страдала от аллергии. Они с мамой сошлись во мнении, что мои головные боли связаны с недавней смертью моей маленькой сестренки. Врач ничего мне не назначил. Хотя головные боли мучили меня достаточно регулярно, диагноз мне поставили только во время учебы в колледже. Тогда же и назначили лечение. Медработник колледжа рекомендовал мне принимать экотрин (аспирин, покрытый оболочкой), который несколько облегчал головную боль, но не помогал при тошноте и нарушениях зрения. Кроме того, он вызывал ужасную изжогу.

Однажды боль была настолько сильной, что мне сделали инъекцию демерола (синтетического опиата). Боль действительно прошла, но я чувствовала сильное головокружение. Временами я принимала какой-то сироп со вкусом банана (может быть, кодеин), после которого очень хотелось спать. Я помню, что из-за этих приступов головокружения и обострения астмы мне было сложно сдавать выпускные экзамены.

Окончив колледж и работая в Университете Индианы, я обратилась к частному врачу. Он рекомендовал мне мадран (комбинированный препарат, в состав которого входит эфедрин и фенобарбитал) и предупредил, что от этого препарата может сформироваться зависимость. Я перестала принимать его, потому что он сильно понижал давление, отчего мне становилось очень трудно работать. Когда я переехала в Сан-Франциско, мне назначили дарвон (пропоксифен, тоже опиат). Я недолго принимала его, поскольку он вызвал сыпь на коже.

Я использовала аспирин с кодеином, но это вызывало ужасные запоры. Принимая лекарства во время первой беременности, я очень переживала. От кого-то из друзей я услышала, что любые лекарства могут пойти во вред ребенку, и решила лечиться только травами. Это казалось мне вполне приемлемым, потому что тогда я как раз изучала фитотерапию и готовилась к естественным родам. Я заваривала чаи из шлемника, валерианы с ромашкой, а также из лаванды. Они хорошо успокаивали. Кроме того, после увольнения с работы ритм моей жизни стал значительно спокойней. Все это возымело свое действие и мигрень меня беспокоила редко.

Несколько лет спустя приступы возобновились. Тогда мой муж сказал, что читал о свойстве марихуаны облегчать головную боль. Я была изумлена. Пара затяжек и короткий отдых полностью побеждали тошноту и головную боль. Стоило мне увидеть мерцающие перед глазами пятна, которые всегда предшествуют приступу, я сразу же выкуривала немного конопли и ложилась вздремнуть. Этого было достаточно, чтобы приступ вообще не начинался. Обычно уже через полчаса я могла вернуться к своей работе. Наконец-то я могла контролировать болезнь.

За те восемнадцать лет, что я пользуюсь коноплей в борьбе с мигренью, несколько раз приступы застигали меня вдали от дома и от травки. Однажды в такой момент я приняла тайленол. Он несколько облегчил боль, но абсолютно не помог от тошноты и не устранил зрительные эффекты. Обе мои старшие дочери (сейчас одной семнадцать лет, а другой 21 год) тоже время от времени страдают приступами мигрени с тех пор, как у них начались менструации. Им обеим отлично помогает конопля. Моя мать страдает сильной головной болью, но не пользуется коноплей из-за того, что это незаконно. Она вынуждена бороться с побочным действием назначенных ей препаратов. Ее тошнит, мучают запоры, у нее повышается давление. Я часто говорю ей, что она будет просто вне себя от злости, если закон разрешит лечиться марихуаной, она попробует ее и поймет, что напрасно страдала все эти годы.

Возможно, облегчение приступов мигрени объясняется просто болеутоляющим действием конопли. Однако результаты одного исследования дают основания предположить, что здесь действует иной механизм. Дело в том, что ТГК замедляет высвобождение серотонина в кровь страдающего мигренью человека только во время приступа (вне приступа этого не происходит). Конечно, результаты требуют дальнейшего подтверждения, и пока их значение трудно оценить. Во всяком случае, они представляют достаточный интерес для дальнейшего изучения вопроса59.

РЕВМАТИЧЕСКИЕЗАБОЛЕВАНИЯ

Все многообразие ревматических заболеваний характеризуется одним общим свойством — ограничением свободы движения. Большинство из них сопровождается также хронической болью и воспалительными процессами. Марихуана, безусловно, облегчает боль. Возможно, она обладает противовоспалительным действием60. Наиболее часто наблюдаются две формы ревматических заболеваний: остеоартрит и анкилозирующий спондилит (болезнь Бехтерева).

ОСТЕОАРТРИТ

Остеоартрит — самое распространенное заболевание суставов. Только в Соединенных Штатах от него страдает более шестнадцати миллионов человек, две трети из которых старше 65 лет. Обычно заболевание развивается в течение многих лет по мере того, как разрушаются хрящи, защищающие кости. В результате кости начинают тереться друг о друга. Возможно, разрушение хряща происходит вследствие его неправильного положения или в результате накапливания мелких травматических повреждений. Основными симптомами заболевания являются слабая подвижность, отеки и боли в суставах, особенно по утрам. По мере дальнейшего разрушения хряща происходит раздражение мягких тканей вокруг сустава. Это может вызывать постоянную боль, которая зачастую мешает людям спать. Заболевание с одинаковой частотой поражает мужчин и женщин. У мужчин особенно часто страдают бедренные суставы и спина, у женщин — суставы кистей рук, и у всех одинаково — колени. Следующий сюжет мы получили от Кей Ли, которая страдает остеоартритом и употребляет марихуану:

Мне 51 год. Я практически в одиночку поставила на ноги пятерых детей и теперь радуюсь четверым внукам. Я три года училась по специальности «Деловые операции». Живу большую часть времени одна. Мне вообще нравится испытывать свои силы. Три года назад в рамках отчетной работы по пройденному курсу я начала изучать материал о применении марихуаны как лекарственного средства. Я выбрала эту тему, поскольку весь мой почти тридцатилетний опыт употребления марихуаны для отдыха, раскрепощения творческих способностей и лечения заставляет меня чаще полагаться на нее, нежели на врачей. Такого же взгляда придерживалась моя бабушка до тех пор, пока политики не сказали «нет».

Марихуана много раз заменяла мне инъекции демерола во время моей пятилетней борьбы с мигренью, облегчала предменструальный синдром и судороги, заменяла мидол и аспирин, а при простуде применялась вместо отхаркивающих, противокашлевых, противоотечных, антигистаминных и обезболивающих препаратов. Когда я выходила из депрессии после того, как утонул мой старший сын, марихуана успешно заменяла валиум и литий. А сейчас я пользуюсь ею для облегчения хронических артритных болей.

Вам не понять, насколько артрит может осложнить жизнь, пока вам или вашим близким не придется испытать это на себе. Моя мать умерла в возрасте 63 лет, но ее физиологический возраст был гораздо больше. Доктора не могли сойтись во мнениях по поводу того, страдала ли она болезнью Альцгеймера или тяжелой депрессией, но сходились на диагнозе артрита. Последние десять лет жизни ее руки были искалечены и практически бесполезны. Перчатки из горячего воска, пластыри, кремы, болеутоляющие средства все это не давало никакого результата. Ее бедные искривленные пальчики загибались друг за друга. Боль была постоянной и безжалостной.

Последние два года мои собственные пальцы тоже начали очень беспокоить меня. Врачи сказали мне, что травма послужила толчком к развитию предрасположенности, которая у меня была. Кисть левой руки почти потеряла свою силу, а боль в обеих руках лучше всякой инструкции напоминает о необходимости совершать как можно меньше движений. Болят суставы пальцев, пясти и запястья. Боль усиливается в холодную погоду или при малейшей травме. Становится трудно поднимать предметы и открывать банки. Мои пальцы теряют подвижность как от бездействия, так и от слишком активных или неосторожных движений. У меня начались проблемы со сном.